Лекция 1.
Человек- это сложно саморегулируемая живая система, в которую, в отличие от других живых организмов, включена и биологическая и социальная составляющая, это означает что формирование индивидуальности человека происходит в контексте сложных многоуровневых взаимодействий. Чтобы лучше представить себе как на каждом этапе развития возникает тот или иной результат этих взаимодействий необходимо четко понимать какими понятиями и фактами оперирует психогенетика.
Психогенетика находится на стыке двух наук: психологии и генетики. Как часть психологии, психогенетика принадлежит психологии индивидуальных различий, то есть дифференциальной психологии, которая является частью общей психологии. Дифференциальная психология является наукой о различиях, одной из задач которой является происхождение индивидуальных различий, а именно роли биологических и социальных причин их возникновения. Одним из предметов изучения является изучение роли наследственных и средовых факторов формирования индивидуальной вариативности различных психологических и психофизиологических характеристик человека.
Генетика как наука изучает закономерности наследственности и изменчивости. Классификация в области генетики осуществляется по различным признакам. Если в основу положен объект изучения то в нашем понимание это генетика человека. В основе другого принципа положен уровень изучения молекулярной генетики. Кроме того в классификации генетики есть направление которое изучает предмет и поставленные задачи.
Уровни психогенетики:
1. Молекулярный
2. Нейронный уровень
3. Психологический уровень
История возникновения.
|
1900 год рождения генетики. Был открыт закон в Венгрии. Первым исследователем был Френсис Гальтон (двоюродным брат Ч. Дарвина).
1. Биологические особенности человека, которые накладывают определенные исключения на возможность его адаптации к различным условиям существования, но в то же время развития системы социальных отношений. Эти особенности несколько расширяют. Может ли человечество создать такие условия развития индивида, что «биологическое» уйдет на второй план? «Биологическое» – это все особенности человека связанные с его биологической организацией, это наследственная конституции, особенности функционирования организма. Понятие «социальное» не включает в себя физическую среду обитания это уже взаимодействие в социуме, кроме того Гальтон очень остро ставил этот вопрос.
2. Врожденные (полученное при рождении) особенности. В период внутриутробного развития плод так же испытывает значительное воздействие среды, то есть рождаясь человек несет то, что не только врожденное но и уже приобретенное. Это еще один острый вопрос генетики.
В современной психогенетике принято работать с понятиями:
Наследственное – все то, что связанно с генами и ДНК, и, в первую очередь, разнообразие генетических функций человека.
Средовое – все условия среды, в которых действие генов реализуется на всех уровнях.
Разнообразие людей складывается из разнообразия генов и тех условий среды, которые они испытывали в процессе своего развития.
Первой публикацией по психогенетике была статья Гальтона: «Наследственный талант и характер», 1865 год.
|
Идея исследования наследования таланта зародилась у Гальтона еще давно, когда он изучал умственные способности различных рас, он обратил внимание на некоторые характерологические черты присущие известным английским семействам. Его поглотила идея, что умственные способности передаются по наследству.
Если человек одарен и энергичен мало какие причины могут помешать ему выдвинуться и проявить себя. Убежденность Гальтона была основана на статистических результатах в популяционном уровне он изучал скорее не наследственность, а изменчивость способностей.
Евгеника предложена Гальтоном. Идея вывести высоко развитую расу людей путем скрещивание путем брака определенных людей. Однако общественные факторы привели в к другому результату. В евгенике существует 2 направления:
1.Позитивная евгеника – Создание условий для поощрения браков людей с желаемыми качествами, а так же изучение наследственности человека
2. Негативная евгеника – принятие мер, ограничивающих появление людей с нежелательными свойствами. Она получила очень широкую поддержку со стороны западной Европе и США. Были приняты законы, ограничивающие потомство у людей с психическими и соматическими заболеваниями. Применилась насильственнае стерилизация этих людей в США. Евгеника стала ассоциироваться с синонимом генетики человека.
1921 году было создано в Петрограде бюро по Евгенике. Ее возглавил Пиличенко. Задача бюро – проведение исследований в генетике человека, изучение генетики, рекомендации вступления в брак, генетика великих людей в России. Журналы «Интеллигенция и таланты»(наследственность важнее факторов среды)
|
Психогенетика очень тесто связана с Гальтоном
Лекция 2.
Геном человека.
Ученые пытались расшифровать генетическую последовательность ДНК, ее локализацию в генах и хромосомах. Возглавил этот проект Джон Уотсон. Проект был запущен в 1988 году. И в 2000 году вся цепочка ДНК была прочитана, ген был раскрыт.
1. Значительное место в этом проекте уделялось генетическим болезням: шизофрения, маниакально депрессивный психоз, слабоумие, а также все формы девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, жестокость и насилие).
2. Второе направление: изучение наследственных и средовых причин отклонения в развитии, приводящих к нарушению чтения, письма, гиперактивности, различным поведенческим расстройствам и отклонениям в эмоциональной сфере.
Таким образом, с развитием молекулярной генетики появилась возможность для исследования механизмов наследственной детерминации поведения.
С развитием генома человека удалось прогнозировать различные формы девиантного поведения, а также различные формы психических заболеваний.
Генетика поведения животных.
Методы, которые применяются в этой области генетики животных: скрещивание, селекция, инбридинг и т.д.
В последнее время выделилось отдельное направление: нейрогенетика.
Именно экспериментальная генетика животных позволяет разобраться в тонких механизмах наследования поведенческих признаков. На животных можно смоделировать многие состояния человека. Генетический аппарат крысы очень схож генетическим аппаратам человека, это объясняется общностью происхождения млекопитающих.
ВЫВОДЫ:
1. Применение моделирования на животных является важным методом изучения наследования поведенческих особенностей человеком. В основе модельных экспериментов лежит общность биологических, физиологических и психофизиологических характеристик.
2. В генетике поведения животных применяют методы селекции, экспериментальное скрещивание животных с контрастными формами поведения, манипуляции со средой, а также изучения поведения мутантных форм.
Этапы становления психогенетики:
1. 1865-1900 гг. – Гальтон разработал основные статистические подходы изучения наследственности количественных психологических признаков человека, математический анализ.
2. 1900-1930 гг. – совместными усилиями генетиков и психологов были сформулированы основные методы психогенетики: близнецовый метод, метод приёмных детей, метод корреляционного и репресионного анализа. Накопление материала.
3. 1930-1960 гг. – замедление развитии генетики, особое внимание уделялось только роли наследственности и среды в индивидуальной вариативности интеллекта и психических заболеваний. Разработка евгеники.
4. 1960 – 1990 гг. – основным является изучение роли наследственности и среды, изучение нарушения развития с использованием лонгетюдного исследования.
5. 1990 – 2000 гг. – разработка генома человека, а также раскрыты различные конкретные гены связанные с регуляцией поведения
человека.
Признаки популяции.
Каждый живой организм обладает набором только ему присущих свойств – индивидуально-специфические особенности. И некоторые являются общими для представителей данного вида – это видоспецифические особенности.
Признаки: индивидуально специфические и видоспецифические особенности.
Популяция – совокупность сообщества особей одного вида занимающих определенную территорию. Идеальная популяция – группа скрещивающихся особей живущих на одной территории. Если вероятность скрещивания между особями не зависят от каких-либо обстоятельств (возраста особи, половых предпочтений), то мы имеем дело со случайно скрещивающейся популяцией. Другими словами, в такой популяции любая особь одного пола имеет равные шансы скрещивания с любой особью или индивидом другого пола.
Панмиксия - случайно скрещивающаяся популяция. Идеальная панмиксия возможна только в очень больших популяциях, которые не подвергаются мутации, давлению отбора и других факторов. Принцип случайного и свободного скрещивания в популяции может нарушатся, если образования пар по какому-либо признаку происходит не случайно. Пример: в человеческих популяциях подбор супружеских пар по росту.
Ассортативность – не случайный подбор пар. (в генетике)
Наличие или отсутствие ассортативности можно проверить по наличию сходства супругов по росту. Если корреляция по этому признаку равна нулю, то ассортативность отсутствует. Если корреляция близка или равна +/- 1, то ассортативность присутствует. Не стабильность ассортативности приводит к колебанию.
Но на человека кроме биологических причин влияют социальные причины. Термин популяции можно применить к большим городам, где ежедневно происходит рождение, смерть – изменения популяций. Популяции в горах или отдалённых местах называются изоляты.
Изоляты могут являться не только по географическому отдалению, но и внутри популяций: общины и т.д.
В зависимости от типа изменчивости можно выделить признаки двоякого рода, которые характеризуются дискретным или прерывистым рядом изменчивости. Эти признаки встречаются в ограниченном числе вариантов. Различия между индивидом чётко выделены и промежуточные формы отсутствуют. Признаки такого рода – качественные (группа крови).
Носители разных признаков популяции могут встречаться с различной частотой (резус фактор «–» чаще, чем резус фактор «+»). Частота встречаемости одного и того же признака обычно различается. Среди признаков человека есть такие, которые связаны с поведением. Из тех, что не связаны с грубой патологией наиболее известны 2, имеющих отношение к сенсорной чувствительности. Это чувствительность к вкусу фенилтиомочевины (одни люди ощущают вкус этого вещества, а другие - нет) и цветовая слепота - дальтонизм (некоторые люди не способны различать отдельные цвета спектра). Большинство же известных на сегодняшний день простых качественных признаков человека связано с биохимическими факторами крови или наследственными аномалиями, не имеющими значительных проявлений в поведении.
Часто качественные полиморфизмы, которым сопутствуют определенные особенности поведения, связаны с различными наследственными аномалиями, приводящими к дегенеративным изменениям в центральной нервной системе, сопровождающимся нарушениями поведения. Примерами таких полиморфизмов, затрагивающих поведение, являются фенилкетонурия — нарушение метаболизма, приводящее к тяжелой умственной отсталости, и хорея Гентингтона - дегенеративное заболевание нервных клеток, приводящее к непроизвольным движениям, изменениям личности и постепенно нарастающему слабоумию.
Основная масса поведенческих характеристик человека относится ко второй категории признаков, обладающих непрерывной, или количественной, изменчивостью - континуалъностъю проявлений. Подобную изменчивость мы наблюдаем в таких морфологических признаках, как рост, вес, цвет волос и кожи, и в таких поведенческих признаках, как интеллект, черты темперамента и т.д. Все значения каждого из этих признаков можно разместить на некоторой непрерывной шкале. Очень высокие и очень низкие значения признака, как правило, встречаются в популяциях реже, чем средние. Частота встречаемости тех или иных значений признака может быть подсчитана и представлена в виде распределения, которое является совокупностью значений количественного признака и соответствующих им частот.
Часть признаков могут занимать промежуточное положение между качественными и количественными признаками – признаки с пороговым эффектом, внешне они напоминают качественный полиморфизм, однако организм может нести, а может не нести этот признак (сахарный диабет, бронхиальная астма, шизофрения – для этих болезней наблюдаются чёткие распределения и индивид или страдает этим заболеванием, или нет).
Итог:
1. Человеческие индивиды образуют сообщества, популяции.
2. Внутри популяций существует межиндивидуальная изменчивость.
3. Изменчивость в популяциях может носить дискретный (прерывистый) и континуальный (непрерывный) характер. Для большинства психологических признаков характерна непрерывная изменчивость.
4. В зависимости от вида изменчивости все свойства человека (признаки) могут быть разделены на два класса: дискретной изменчивости соответствуют качественные признаки, непрерывной - количественные. Особое место занимают признаки с пороговым эффектом. По характеру изменчивости они соответствуют качественным признакам, но по характеру наследования - ближе к количественным.
5. Варианты или разные значения признаков в популяциях встречаются с разной частотой.
6. Популяции не являются стабильными образованиями. В связи с процессами миграции, изменениями рождаемости и смертности и некоторыми другими процессами частота встречаемости различных признаков в популяции может изменяться.
Лекция 3.