Урок № 15-16
Дисциплина ___ Основы философии
Тема занятия____ Тема 1.7 Философия XX века
Тип урока____ Закрепление знаний
Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:
1._Образовательная:
Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философии XX века, знать основные идеи Ф. Ницше
2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.__Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа(индивидуальная)
Использование современных пед. технологий:_ Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций по данной тематике
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
3. Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ
Компьютер
4. Литература:
- методическая литература
- учебная литература___ учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование
Ход урока
Вопросы для повторения:
1. Этапы русской религиозной философии
|
2. Основные темы и проблемы
3. Ф.М.Достоевский и его идеи
4. Л.Н.Толстой «Не противление злу насилием»
5. Проверить таблицу: «Основные этапы русской философии и его специфика
6. Проверить письменную работу(эссе): «Славянские предания и мифы»
7. Проверить таблицу: «Философско- религиозная литература»
Тема 1.7. Философия XX века
В начале 20 века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т.ехарактера(модели) постановка философских проблем и их решения. Для классической философии- характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой. Создание общества социальной справедливости и изменение самой человеческой природы.
Философия конца 19-нач. 20 века отказывается от:
· Рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей;
· Жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм;
· От догматизма в философии- непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии
Основные черты в философии 20 века:
v Плюрализм в философском мышлении. В этот период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и аттеистические, сциентистские, т.е. ориентированные на естествознание и антисциентистские(на иррационализм и интуитивизм).
|
v Терпимость (толерантность) современной философии. Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство между собой. Диалог – главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком
v Антропоцентризм современной философии- в центре ее идей и размышления находится человек, его сущность, свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. Особенно остро поднимается вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории.
Иррационализм Артура Шопенгауэра
Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В нем все подчинено воли. Воля- это «порыв», существующий в природе и обществе. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д. Жизнь людей- это безнадежное, длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе волю к жизни, устранив аффекты вызванные волей. Человек может придать своей жизни смысл путем избавления от воли к жизни.. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира. Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его жизни.
Фридрих Ницше- выдающийся немецкий философ, потрясший своими заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов- это гимн сильному человеку. Основой жизни по Ницше, является воля к власти, или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя- самоутвердиться. Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства- идеологии слабых- рабов, а не господ(жизни). христианство проповедует смирение, сострадание, терпимость, кротость, ненасилие. Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестве руководства к действию в обществе теми,, кто действительно, чего- то хочет достичь в жизни. Христианская мораль- «сумма условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов человека», пишет Ф.Ницше. Ф.Ницше призывает к «переоценки ценностей», к замене моралей рабов на мораль- господ-«сверхлюдей». Философ противопоставляет «простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчатые, мягкотелы, не способны созидать и властвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться
|
«Сверхчеловек»- это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых(христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости. «Сверхчеловек»- это абсолютная новая порода людей, которой еще не было в мире, плод развития всего человечества. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей». Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, так как имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни