Расцвет империи во II веке
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с деятельностью императоров II в., раскрытию понятия «золотой век империи»; создать условия для рассмотрения процесса образования колоната; содействовать ознакомлению с римской архитектурой |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-экскурсия |
Планируемые результаты (предметные) | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом |
Личностные результаты | Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Метапредметные результаты | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве. Траян – «наилучший император». Правление Траяна (98–117 гг. н. э.). Войны Траяна, победа над даками. Римская архитектура. Колоны, «рабы с хижинами», даки, водопровод, арка, бетон, Форум |
Образовательные ресурсы | Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Аппликация (слайды) «Возникновение колоната». Карта «Расширение Римской империи при Траяне. II в. н. э.» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу | Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия | Беседа |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Отказ от ис- пользования рабов в сельском хозяй-стве | Фронтальная. Словесно-иллюстративный, проблемный. Рассказ, работа с иллюстрациями, аппликацией (слайдами), беседа | Формулирует проблемный вопрос (см. Приложение 1). Проводит воображаемую экскурсию (см. Приложение 2). Подводит к выводу, что у рабов полностью отсутствовала заинтересованность в труде, рабство превращается в тормоз развития хозяйства и техники. С помощью иллюстраций знакомит с жаткой, плугом, водяной мельницей. Рассказывает с помощью аппликаций (слайдов) (см. Приложение 3) о том, как землевладельцы заменяли труд рабов трудом свободных арендаторов Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве - Во времена империи выросли размеры имений. - В имениях трудилось несколько сотен рабов. - Много требовалось надсмотрщиков и охраны, следовательно, росли расходы. - Падали урожаи, поголовье скота уменьшалось. - Некоторые землевладельцы разделили имения на участки и раздали беднякам. - Бедняк за пользование землей отдавал 1/3 урожая. - Колоны – земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет. - Колоны были заинтересованы в хорошем урожае. - Стали и рабам давать участки земли, рабочий скот, орудия труда. - «Рабы с хижинами» - рабы, получившие участок, построившие хижину и имеющие семью. - «Рабов с хижинами» продавали только вместе с участками. | Извлекают информацию из рассказа учителя, работы с наглядно-иллюстративным материалом; вступают в беседу по содержанию изучаемого вопроса; обсуждают проблемные вопросы. Раскрывают смысл, значение важнейших исторических терминов и понятий. Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий и явлений | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; находят ответы на вопросы в иллюстрации; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают речь других | Беседа по вопросам |
Правление Траяна (98–117 гг. н. э.) | Групповая. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, беседа | Предлагает прочитать п. 2 § 57, материалы к уроку и обсудить вопрос: – Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»? Для более полного ответа сравните правление Траяна и Нерона Правление Траяна (98 – 117 гг. н.э.)(рис. на стр. 264) - Траян по словам римлян - лучший из императоров. - «Я хочу быть таким императором, какого сам бы желал себе, если бы был подданным» - говорил Траян. - Сократились казни по ложным доносам. - приказал известных доносчиков посадить на корабли и вывезти в море. - Перестали преследовать за обидные слова при императора. - «Каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает» - писал Тацит. - Сделаны последние завоевания в истории Рима. - Подчинил племена даков, живших по левому берегу реки Дунай. - Захватил все Междуречье вплоть до Персидского залива. - Но в походе заболел и умер. - Римская империя перешла к обороне своих границ. | Проводят поиск необходимой ин- формации в тексте. Характеризуют историческую личность | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. Коммуникативные: умеют работать в группе | Работа с текстом, беседа по вопросам |
Архитектура Рима | Индивидуальная. Практический. Работа с текстом, тезисный план | Предлагает прочитать п. 3 § 57, составить тезисы «Архитектура Рима» Римляне строили на века - В провинциях основывали много городов. - Строили водопроводы. - Для перевода труб через реки и низины строили мосты. (рис. на стр. 264). - Изобрели бетон смесь мелких камешков и песка с раствором извести. - Бетон позволял строить быстро и дешево. - В городах возводились амфитеатры, храмы, портики, бани. - В Риме была возведена колонна Траяна в честь побед над даками. - Сверху донизу покрывали ее рельефы с военными сценами. - Она и поныне украшает город. | Составляют тезисный план по учебному тексту | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в тексте; структурируют знания | Тезисный план |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная, парная. Словесный, практический, проблемный. Беседа, работа с картой, игра | – Назовите страны и области, находившиеся под властью Рима при императоре Траяне. Организует игру «Ты – мне, я – тебе», предлагает задавать вопросы друг другу на знание терминов, понятий | Читают историческую карту с опорой на легенду. Раскрывают смысл, значение важнейших исторических терминов и понятий | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: умеют задавать вопросы; слушают и понимают речь других | Работа с картой, игра |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Сообщения, презентации по рассматриваемым вопросам следующего урока (на основе интернет-ресурсов, энциклопедий) | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Сообщения, презентации |