Приложение 1
– Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились не 15–20, как во времена Гракхов, а несколько сотен рабов. Между тем урожайность виноградников и полей падала, поголовье скота уменьшалось, сокращались доходы от имений. В чем причины этого явления?
Приложение 2
Представьте себе, что мы посетили большое имение в Италии. Его владелец жалуется нам: «Вы видите в моем имении множество рабов. Все они люди скверные, никчемные, словом, не люди, а никуда не годные людишки!»
«За что ты гневаешься на них?» – спросим мы богача землевладельца.
«Судите сами, – отвечает он нам. – Ведь рабы – лодыри! Волов и остальной скот пасут плохо, дурно обрабатывают виноградники. Положиться на них ни в чем нельзя, да и уследить за всеми трудно: чуть зазеваются надсмотрщики, и эти бездельники бросают работу. Мотыги, серпы, лопаты они не берегут, к тому же все они воры: так и норовят украсть виноград, оливки, зерно!
А на днях я ненадолго уехал, так послушайте только, что они придумали. Канаву за огородами прикрыли ветками. Подвели к ней лучшего моего быка, тот оступился и упал. А эти негодяи подняли крик, будто они ни при чем: «Какое несчастье! Беда, беда! Самый сильный бык сломал себе ногу!..» Когда я вернулся, то приказал виновных избить палками. Я бы засек их до смерти, – понизив голос, говорит хозяин, да боюсь, что они взбунтуются. В имении рабов несколько сотен, а охрана невелика».
– Почему скопление рабов в имении было опасно для рабовладельца?
– Предположите, что ответит владелец имения, если дать ему такой совет: «Ты боишься бунта, так увеличить охрану, приставь к рабам вдвое больше надсмотрщиков».
– Каким было отношение рабов к труду в имении? Почему оно могло быть именно таким?
|
Приложение 3
Вот богач предлагает свободному бедняку:
– Хочешь получить для обработки участок земли?
– А на каких условиях?
– Соберешь урожай: две трети себе и только одну треть за пользование землей отдашь мне.
– Согласен, но у меня нет ничего, кроме рук.
– Знаю. Возьмешь у меня в долг и купишь пару волов, плуг, зерно для посева, рабочий инвентарь. Обзаведешься хозяйством – отдашь».
В каждом имении появились десятки арендаторов, которых стали называть колонами. За пользование землей колоны отдавали владельцу земли зерно, поросят, яйца. Число рабов в имении уменьшилось: одних хозяин продал, других отпустил на свободу, третьи умерли.
Иногда рабовладельцы давали и рабам участки земли, орудия труда, семена и разрешали обзаводиться семьей. Такие рабы назывались «рабами с хижинами». «Рабы с хижинами» также вносили плату за пользование землей. При продаже имения «рабов с хижинами» обычно продавали вместе с землей. «Рабы с хижинами» знали, что их не сгонят с земли, поэтому они были заинтересованы в ее тщательной обработке. Они сажали долголетние растения (оливки, виноград), заботясь о том, чтобы оставить детям и внукам ухоженный участок и обеспечить тем самым их жизнь.
– Какие выгоды принесло землевладельцам использование колонов и «рабов с хижинами»?
Положение колонов и «рабов с хижинами» постепенно сближается.
– Представьте себе, приходит колон к управляющему имением и говорит: «Я арендую сырой и неплодородный участок, много лет перебиваюсь с хлеба на воду. Ваши условия мне не подходят, я ухожу вместе с семьей навсегда». Предположите, что ответит управляющий колону.
|
– Управляющий проверит, какой долг числится за колоном, и, пока этот долг не будет выплачен, не отпустит его из имения. Часто размер долга был велик, в неурожайные годы он вырастал в два-три раза. Бывало и так: одолжил деньги не сам колон, а еще его дед у деда нынешнего землевладельца. Давно умерли дед и отец колона, а долг перешел на него. Так постепенно колоны попадали в зависимость от владельца земли, теряли свободу передвижения и оставались жить в том имении, где родились.
Материалы к уроку
Колоны – мелкие земледельцы в период Римской республики и империи. Первоначально колоны были свободными крестьянами, которые арендовали (брали на отработку) землю у богатого землевладельца или государства. За аренду они могли платить частью урожая или работой на хозяйской земле. Все условия оговаривались в контракте. При этом зачастую колоны имели и свои собственные земельные участки, а арендованный участок был лишь дополнением для них. Однако со временем, в период поздней империи, многие земледельцы-колоны начинают терять независимость. Они прикрепляются к земле и теряют способность уйти от своего хозяина. Их положение в III – IV вв. н. э. сравнимо с положением крепостных крестьян в средневековой Европе, хотя колоны при этом никогда не были рабами.
ИМПЕРАТОР ТРАЯН В ПАМЯТИ СЛАВЯН
Имя императора Траяна осталось в исторической памяти славянских народов. Во время римско-дакской войны римляне соприкоснулись со славянами, жившими к северу от Дакии. Так, в русском произведении «Слово о полку Игореве» (XII в.) упоминаются «века Траяна» и «путь Траяна» (император действительно построил в Дакии дорогу, названную в его честь). Во многих славянских сказках Траян предстает сказочным существом: в его царстве находится семьдесят водоемов, полных расплавленного золота и серебра, он может выходить только ночью, потому что на солнце его тело сгорает, у него большие острые уши, как у беса, и прочее. Зачастую Траяна упоминают в перечне языческих богов — Перуна и Велеса. Таким образом, фигура Траяна вошла в славянскую мифологию.
|
ИМПЕРАТОР ТРАЯН – СИМВОЛ ПРАВОСУДИЯ
В европейской культуре император Траян является воплощением правосудия. Еще в Средние века появилась легенда о справедливейшем императоре. Согласно ей, когда император однажды отправлялся на войну, к нему подошла вдова и, обливаясь слезами, попросила его отомстить за ее подло убитого сына. И хотя император торопился, но он слез с лошади и приказал осуществить правосудие. Причем по одной из версий убийцей оказался сын императора, которого Траян отдал вдове в рабство. Этот сюжет вдохновлял многих европейских художников и скульпторов. Интересно, что профиль императора Траяна выбит на здании Верховного Суда в Вашингтоне в США, то есть и сейчас он продолжает оставаться одним из символов правосудия.
ИЗГНАНИЕ ДОНОСЧИКОВ ИЗ РИМА
При императоре Траяне из Рима были изгнаны доносчики, которые терзали и знатных, и простых римлян. При предшественниках Траяна суды рассматривали огромное количество дел, связанных с оскорблением достоинства римского народа и личности императора. Конечно, среди обвиненных по этим преступлениям было очень много невиновных, попавших в тюрьмы по ложным доносам. Доносительство же процветало, так как доносчик получал часть имущества оклеветанного человека. Придя к власти, Траян прекратил все судебные дела по доносам, а самих доносчиков изгнал из города. Историк Плиний Младший пишет об этом: «Все доносчики по твоему приказу были посажены на наскоро сколоченные корабли и отданы на волю волн: пусть, мол, отплывают, пусть бегут от земли, опустошенной через их доносы, а если штормы и грозы спасут кого-нибудь от скал, пусть поселятся на голых утесах негостеприимного берега, и пусть жизнь их будет сурова и полна страхов, и пусть скорбят они об утерянной безопасности, которая дорога всему роду человеческому».
ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ О ТРАЯНЕ
Историк Плиний Младший пишет в своем хвалебном письме императору, что тот отличается от своих предшественников скромностью: Траян ходил пешком, а не возлежал на носилках. «Когда ты проходишь по общественным местам, каждому предоставляется возможность остановиться или выйти тебе навстречу, сопутствовать тебе или пройти мимо. Ты гуляешь среди нас, но не так, точно снисходишь, и предоставляешь нам себя в полной мере не для того, чтобы приписывать это себе в заслугу. Всякий, кто подойдет к тебе, стремится подольше побыть с тобой, и конец беседе кладет совестливость каждого, а не твоя гордость… До тебя принцепсы, пренебрегая нами и как бы боясь равенства, теряли способность пользоваться своими ногами. Их поднимали выше нас плечи и спины рабов, тебя же молва, слава, любовь граждан, доступность твоя подымают выше самих принцепсов; тебя возвышает до звезд сама наша общая для всех земля, на которой следы ног наших смешаны со следами государя».
(Из хвалебного письма императору.)
ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ К ИМПЕРАТОРУ ТРАЯНУ
Историк Плиний Младший так писал об отношении людей к императору Траяну: «Не будем ни в коем случае воздавать ему [Траяну] хвалу как какому-либо богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце. Ведь он из нашей среды, и ничто так не отличает и не возвышает его, как то, что он сам сознает себя одним из нас и не забывает, что он человек и управляет людьми».
Плиний обращается и непосредственно к императору: «Мы любим тебя настолько, насколько ты этого заслуживаешь, и любим тебя не из любви к тебе, а из любви к себе».
Конечно, в этом письме Траяну Плиний несколько преувеличивает любовь народа к Траяну, но и другие авторы пишут о том, что при Траяне жизнь стала лучше и спокойнее.
(Из хвалебного письма императору.)
ВОДОПРОВОД В РИМЕ
Долгое время население Рима не имело водопроводов и пользовалось водой из источников и речушек, а также собирало дождевую воду в цистерны. Первый водопровод провел в IV в. до н. э. цензор Аппий Клавдий: он шел на протяжении 16,5 км и оканчивался у Тибра. В III в. до н. э. начали строить второй водопровод, длиной 70 км. Третий водопровод был построен во II в. до н. э. Начинался он на расстоянии 61 км от Рима. Действует этот водопровод и поныне. Четвертый водопровод начинался километрах в 13 от Рима. Его постройкой было завершено строительство водопроводов в республиканском Риме.
При новом режиме строительство водопроводов возобновилось: Агриппа в 33 г. до н. э. провел два водопровода. Один из них, снабжавший его термы и пруд при термах, и в настоящее время дает Риму лучшую воду. Водопроводы строили Август и Клавдий (один водопровод длиной 68, другой – 87 км), Траян (водопровод Траяна действует и сейчас), Александр Север. Во II в. в водопроводах была использована арочная система. Эти одиннадцать водопроводов давали Риму в день 1,5 млн кубометров воды. Воду надлежало распределить по всему городу. Кроме того, необходимо было следить за водопроводной сетью, вовремя производить нужный ремонт. Для ремонта водопровода и устранения различных неудобств существовала специальная «водяная команда».
Отведение воды к себе в дом было правом, которое выдавалось лично, прерывалось со смертью получившего и не переходило ни по наследству, ни при продаже дома. Поэтому в Риме постоянно прокладывались и снимались трубы: мостовую приходилось разрывать и вновь замащивать.