В афинских школах и гимнасиях
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с обучением детей в греческих школах, кругом изучаемых предметов; содействовать пониманию того, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных; создать условия для сравнения спартанского и афинского обучения, современной и афинской школ |
Тип и вид урока | Комбинированный / урок-исследование |
Планируемые результаты (предметные) | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность |
Личностные результаты | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде |
Метапредметные результаты | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям |
Основное содержание темы, понятия и термины | Школа и образование. Образование эллина. Обучение в греческой школе. Спортивная подготовка в палестре и гимнасии. Воспитание девочек. Педагог, стиль, палестра, гимнасий, красноречие |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Проверка знаний и способов действий | Индивидуальная. Практический. Диктант | Проверяет знание значений терминов (см. Приложение) 1-5 = «2», 6-8 = «3», 9-11= «4» 12= «5» | Слушают определения, записывают термины | Познавательные: воспроизводят по памяти термины | Диктант |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу. – Вы уже знакомы с обучением спартанских мальчиков. А с какой еще системой обучения вы уже хорошо знакомы? (Египетской) – Знакомясь с обучением в Афинах, предлагаю сравнить современную и афинскую школы | Слушают учителя, формулируют учебные задачи к теме урока | Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Беседа |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Рабы-педа-гоги. Занятия в школе. Воспитание девочек | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ, работа с иллюстрациями, документом, беседа | Раскрывает значение термина «педагог», объясняет обязанности педагога. – Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!» Что он имел в виду? Рассказывает о занятиях в школе. Рабы – педагоги - До 7 лет мальчики только играли. - В 7 лет передавали педагогу (»сопровождающий ребенка). (Рис. На стр. 181) - Обязанности педагога: - водил в школу, - обучал хорошим манерам, - наказывал ребенка. - Педагог – увечный раб. Занятия в школе - Писали на дощечках, натертых воском (рис. На стр. 182). - Для письма использовали острую палочку – стиль. - Старшие писали на папирусе тростниковым пером. Учили: читать, рисовать, писать, считать, стихи греческих поэтов, играть на музыкальных инструментах, хоровому пению. - Каникулы – весной. - Не учились: - в праздники, посвященные богам, - в годовщину побед под Марафоном и Саламином, - Плата за учебу невысокая. - Девочки учились у матерей: - грамоте, - пению и танцам, - домоводству. | Объясняют значения терминов «педагог», «стиль». Анализируют высказывание Перикла, объясняют его смысл. Проводят поиск необходимой информации в тексте документа | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием документальных источников | Беседа по вопросам, работа с документом |
Посещение палестры | Парная. Словесный, исследовательский, наглядный. Работа с текстом, иллюстрациями, беседа, рассказ | Предлагает прочитать п. 3 § 38, рассмотреть иллюстрации. – Опишите, как проходили занятия в палестре. – Каким должен быть юноша? – Кому принадлежат имена Мирон и Поликлет? Чем прославились эти греки? Посещение палестры - палестра («борьба») – спортивная школа. - Посещали с 12 лет. - Занятия - гимнастики, - борьба, - бег, - прыжки, - метание копья и диска. - На стр. 183 – описание занятия (чтение вслух) - Тренировки в обнаженном виде. - После тренировки мылись в фонтане или бане. - В палестрах стояли статуи атлетов (рис. На стр. 182, 184). | Объясняют значение термина, объ- ясняют занятия в палестре. Характеризуют греческого юношу. Описывают изображения атлетов, объ- ясняют роль героев | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; создают алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера | Беседа по вопросам, рассказ |
В афинских гимнасиях. Разные взгляды греческих ученых на природу человека | Фронтальная. Словесный, исследовательский. Работа с текстом, документом, беседа | Организует комментированное чтение п. 4 § 38 – Сравните взгляды на природу человека разных греческих ученых. Чьи мысли кажутся вам более правильными? В афинских гимнасиях - Взрослые учились в гимнасиях: - площадки для спортивных занятий, - бассейны, - помещения для отдыха и бесед. - В гимнасиях выступали ученые. - Обучали красноречию – умению отстаивать свое мнение. | Объясняют значения терминов. Рассказывают о занятиях в гимнасиях. Сравнивают взгляды на природу человека разных греческих ученых | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации из документальных источников; осуществляют срав-нение. Коммуникативные: высказывают свое мнение | Беседа по вопросам, работа с документом |
V. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | Предлагает сравнить современную и афинскую школы | Сравнивают афинское и спартанское обучение, современную и афинскую школы | Познавательные: самостоятельно создают способы решения проблемы; осуществляют анализ; проводят сравнение | Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Параграф 38. Задания 38 РТ стр.30 | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задания в рабочей тетради |