Теоретико-методологические проблемы взаимодействия преподавателя и студента в вузе




Особенности взаимодействия преподавателя и студента

В процессе обучения

 

Симашкович Светлана Игоревна 4 курс, 404 группа, ДО Научный руководитель: Стреленко Анна Анатольевна, кандидат психол. наук, доцент кафедры психологии, доцент

Витебск 2015

Реферат

Работа изложена на 36 страницах, 8 рисунков, 6 таблиц, 26 источников использованной литературы, 3прилажения.

ОБЩЕНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, СУБЪЕКТЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Цель исследования – изучение особенностей взаимодействия в процессе обучения между преподавателем и студентом.

Объект исследования – процесс взаимодействия преподавателя и студента в обучении.

Предмет исследования – педагогическое общение между субъектами обучения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу попроблеме взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе.

2. Исследовать предпочтения студентов относительно внешнего вида и культуры поведения преподавателя.

Методы исследования:

1. Теоретический метод - анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования; сравнительно-исторический метод.

2. Эмпирический метод – анкетирование, тестирование.

База исследования: ВГУ имени П.М. Машерова.

Срок проведения исследования: май 2015.

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..…4

1. Теоретико-методологические проблемы взаимодействия преподавателя и студента в вузе…………………………………………………………………………….7

1.1 Понятие о педагогическом общении………………………………...7

1.2 Стили педагогического общения и его виды………………………11

1.3 Специфика педагогического общения……………………………..19

2. Эмпирическое исследование по проблеме ……………………………………23

2.1Цель, задачи, методика исследования…….………………………...23

2.2 Ход исследования…………………………………………………….23

2.3Интерпретация и анализ полученных результатов………….……..24

Заключение ……………………………………………………………………...….32

Список использованных источников…………………………………………......35

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной системе образование уделяется очень большое внимание подготовке высококвалифицированного специалиста. Общество основывается на науке и знаниях, которые необратимо влияют на нашу жизнь. Быстрое развитие нынешнего рынка труда требует работника нового типа. Разносторонние знания, отличная специальная подготовка, активная жизненная позиция, способность адаптироваться к новым ситуациям, к постоянным изменениям, знание новых информационных технологий, готовность развивать знания и адаптировать их к новым ситуациям – всё это подчёркивает важность многогранного образовательного процесса в подготовке специалиста [цит. по:17, с.,163].

Безусловно, система вузовского образования должна обладать широким спектром средств, которые бы способствовали развитию знаний, умений и навыков у студентов. Вузы способствуют передаче профессиональных знаний, умений, навыков; учить творчески подходить к решению разного рода проблемных и конфликтных ситуаций, которые неизбежны в работе с людьми. Одним из наиболее важных средств в обучении является взаимодействие, которое складывается между преподавателем и студентом, иными словами - педагогическое общение.

Педагогическое общение представляет собой систему социально-психологического взаимодействия педагога и студента, содержащее в себе обмен информацией, воспитательное воздействие и организацию взаимодействий с помощью коммуникативных средств. «Педагогическое общение», - согласно А.А. Леонтьеву, ‒ «составляет необходимое и специальное условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества» [13, с. 26].

Проблеме педагогического общения посвятили свои труды многие выдающиеся учёные: В.А. Кан-Калик, Ю.Н. Емельянов, Г.А. Ковалёв, А.А. Леонтьев - данные представители изучали структуру и условия формирования коммуникативных умений педагога. В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги развивают общительность, овладевают способами взаимодействия. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (С.В. Кондратьева, А.А. Бодалев и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между обучающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приёмов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении (Э.А. Гришин, И.В. Страхов и др.). Также следует обозначить и белорусского психолога Я.Л. Коломинского, который внёс большой вклад в изучение взаимодействия между субъектами образования и является автором типологии стиля педагогического взаимодействия. Авторы этих исследований рассматривают педагогический процесс как коммуникационный процесс, в который включены преподаватель и учащиеся[21, с. 67].

В настоящее время, тема данной курсовой работы является очень актуальной, так как она представляет собой предметную область целого ряда теорий межличностных отношений, рассмотрение которых выявляет на особенности взаимодействия, заданных природой образовательных услуг. Также отражает проблемные стороны во взаимодействии между преподавателем и студентом в процессе обучения в вузе – от ценностно-ориентационных до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения.

Следует также отметить, что во время технологически оснащённого общества, общение всё также остаётся одним из самых важных факторов возникновения, укрепления, развития познавательных интересов учащегося. Известно, что из средств массовой коммуникации человек усваивает только 20% информации. А 80% усваивает по каналам межличностного общения.

В последнее время приобретает большое значение проблема эффективности взаимодействия, которое складывается между преподавателем и студентом в процессе обучения в вузе. Множество психологов занимались изучением данной проблемы, следует отметить, что из этого вытекает самостоятельное направление- проблемы педагогического общения (Я.Л. Коломинский, А.А. Реан, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Н.В.Кузьмина, И.А. Зименя, и др.). Исходя из экспериментальных исследований, можно констатировать, что среди множества задач, которые стоят перед педагогом, наиболее сложными являются - связанные с общением, т.к. педагог имеет достаточно высокий уровень коммуникации.

Цель исследования – изучение особенностей взаимодействия в процессе обучения между преподавателем и студентом.

Объект исследования – процесс взаимодействия преподавателя и студента.

Предмет исследования – педагогическое общение между субъектами обучения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе.

2. Исследовать предпочтения студентов относительно внешнего вида и культуры поведения и общения преподавателя, изучить оценку педагогического общения, сделанную студентами разных факультетов и групп.

Методы исследования:

1. Теоретический метод - анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования; сравнительно-исторический метод.

2. Эмпирический метод – анкетирование, диагностическая методика.

База исследования: ВГУ имени П.М. Машерова.

Срок проведения исследования: май 2015.

 

Теоретико-методологические проблемы взаимодействия преподавателя и студента в вузе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: