ответь «да» или «нет».
1. Уважаешь ли ты дружбу? («да» – 1, «нет» – 0.)
2. Привлекает ли тебя все новое? («да» – 0, «нет» – 1.)
3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой? («да» – 1, «нет» – 0.)
4. Притворяешься ли ты довольным безо всякой на то причины? («да» – 0, «нет» – 1.)
5. Менял ли в детстве более трех раз выбор своей будущей профессии? («да» – 0, «нет» – 1.)
6. Лишаешься ли ты уверенности в себе, когда предстоит решить трудное задание? («да» – 0, «нет» – 1.)
7. Коллекционируешь ли ты что-нибудь? («да» – 1, «нет» – 0.)
8. Часто ли ты меняешь свои планы в последний момент? («да» – 0, «нет» – 1.)
Результаты:
свыше 6 очков – ты уравновешенный человек, редко создаешь хлопоты родителям, педагогам, друзьям;
от 3 до 6 очков – у тебя изменчивое настроение и характер; не забывай, что, проявляя постоянство и настойчивость, ты будешь преуспевать в жизни;
менее 3 очков – внимание! Почему ты не веришь в свои силы? Нужно больше доверять своим родителям и поискать себе друзей среди одноклассников.
Уроки 5–6
Тема урока | ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях | ||
Образовательные ресурсы | Презентация «Человек и его деятельность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.proshkolu.ru/ user/galstonok/file/651848/ | ||
План урока | 1. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе». 2. «Пчела мала, да и та работает». 3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека) | ||
Личностно значимая проблема | Человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру, и прежде всего по отношению к людям, в поведении проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности | ||
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Человек, деятельность, творчество, потребность, труд, знания, поведение, поступки | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели;анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные:стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | ||
II. Акту-ализация знаний | Беседа «Что такое труд?» | Организует беседу по вопросам: – Что такое труд? – Чем труд человека отличается от труда пчел или муравьев? – Как в труде проявляются способности человека? | Аргументировано отвечают на вопросы, высказывают собственные выводы | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы | |
III. Изучение нового материала | 1. Презентация «Человек и его деятельность». 2. Работа с учебником, рубрика «Обсудим вместе». 3. Работа с поэтическим произведением (Приложение 1). 4. Задание в рабочей тетради, № 1, с. 12. 5. Работа с дополнительным материалом рубрики «Путешествие в прошлое» (Приложение 2) 6. Работа с рубрикой «Картинная галерея», с. 30. 7. Работа с учебником, «Учимся правильно организовывать свои занятия», с. 54 | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Организует обсуждение рубрики: – Почему плоды ассоциируют с результатом человеческого труда? 3. Знакомит с отрывком из стихотворения Г. Акулова и стихотворением «Труд», создает условия для их обсуждения: – Что хотел сказать автор этими стихотворениями? – Какова основная идея стихов? – какая связь между трудом человека и качествами его личности, отношением к труду? 4. Формулирует задание, организует самостоятельную работу учащихся. 5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: – Благодаря чему эти люди стали известными? – Каким образом каждый из них смог преодолеть свои возможности? 6. Предлагает рассмотреть картину В. Г. Перова «Тройка» (1866) и ответить на вопросы: – Что можно сказать о занятии этих детей? – Каково ваше мнение: своим ли делом они заняты? – Какие чувства вызвала эта картина у вас и почему? 7. Организует самостоятельную работу учащихся с материалами учебника | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное. 2. Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения. 3. Высказывают собственное мнение по прослушанному отрывку и стихотворению из учебника, сравнивают основную мысль обоих поэтических произведений, делают выводы. 4. Выполняют задание в рабочих тетрадях. 5. Знакомятся с дополнительной информацией, анализируют ее; принимают участие в обсуждении вопросов, высказывают собственную точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу. 6. Рассматривают картину, отвечают на вопросы. 7. Самостоятельно знакомятся с материалами, анализируют их, отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы | 1. Индивидуальная работа. 2. Фронтальная работа. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Фронтальная работа. 6. Фронтальная работа. 7. Индивидуальная и фронтальная работа | Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные:извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные:читают вслух и про себя тексты учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план | 2. Уст- ные ответы. 3. Уст- ные ответы. 4. Проверка рабочих тетрадей. 5. Уст- ные ответы. 6. Уст- ные ответы. 7. Уст- ное задание | |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Задания в рабочей тетради, № 3, 6–8, с. 15–17 | Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль | Выполнение заданий в учебнике | Индивидуальная работа | Познавательные:самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные:ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Записи в тетради | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | |
Домашнее задание | § 3. задания рубрики «В классе и дома», с. 31–32 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение 1