Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Факультет (институт) Институт государственной службы и управления
Направление (специальность) Управление персоналом
Профиль (специализация) Управление персоналом государственной службы
Кафедра: Управление персоналом
Реферат
По предмету: «Организация обучения и развития персонала»
На тему: «Роль кадровой службы в обучении и развитии персонала»
Автор работы:
студенты 4 курса группы ОБ16-18
очной формы обучения
Чибизова Анастасия
Козлов Дмитрий
Преподаватель:
Профессор кафедры управления персоналом, доктор исторических наук
Пономаренко Борис Тимофеевич
Москва 2019 г.
Содержание
Введение. 3
1 Понятие и сущность обучения и развитие персонала. 4
2 Виды и функции программ обучения и развития персонала. 6
3 Теоретические основы роли кадровой службы в организации обучения и развития персонала. 9
Заключение. 12
Список использованных источников. 14
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях глобальной экономической и политической нестабильности, многие компании стремятся улучшить показатели финансово-хозяйственной деятельности. В этой связи, основными и наиболее ценными ресурсами в организации являются кадры и персонал. Компании, в целях повышения эффективности деятельности, зачастую прибегают к системе обучения и развития персонала.
Вопросами исследования системы обучения и развития персонала занимались многие авторы, однако, несмотря на это, имеется ряд спорных вопросов, которые нуждаются в более детальном рассмотрении. Данная работа поможет дать ответы на многие спорные вопросы и предложить альтернативные пути решения проблем.
В современных условиях жесткой конкурентной борьбы и постоянно меняющегося рынка, появлением все новых и более усовершенствованных технологий, предприятие может существовать и выживать в конкуренции только если оно конкурентоспособно, то есть оно способно извлекать пользу из своих сильных сторон и направлять усилия в ту область производства товаров и услуг, где сможет стать лидером на рынке.
Немаловажное значение в обучающем процессе занимает и кадровая служба, которая предоставляет сотрудникам возможность не только повысить свою квалификацию в той, или иной отрасли, но и саморазвиваться.
1 Понятие и сущность обучения и развитие персонала
В современном обществе одним из условий существования и развития той или иной организации является персонал. Исполнение работником своих должностных обязанностей требует определенных теоретических и практических знаний рабочих процессов, принципов работы оборудования, выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
Именно уровень образования и профессиональной подготовки каждого работника позволит успешно реализовать все поставленные задачи внутри организации, поэтому обучение персонала является актуальной темой на сегодняшний день. [1,c.16]
Обучение и развитие персонала – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т. п..
Рис 1. Методы обучения персонала
Особый интерес представляют методы обучения и развития, так как они отличаются разнообразием. В современных организациях все шире используются новые, нетрадиционные методы обучения персонала.
К традиционным методам относятся лекции, семинары, самообучение (например, видеообучение), стажировка, наставничество и ротация. Традиционные методы преобладают и сегодня, но они имеют ряд недостатков. В частности, традиционные методы обучения не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи и проверки степени усвоения материала. [3,c.98]
К относительно новым, нетрадиционным методам обучения относятся: модульное обучение, case-study (кейс-обучение), тренинг, деловая игра, ролевые игры, поведенческое моделирование, сторителлинг (рассказывание историй), обучение действием, метод формирования рабочих групп, баскет-метод и ряд других. Все нетрадиционные методы обучения персонала являются интерактивными, а потому – более эффективными и интересными, чем традиционные методы обучения персонала. [2,c.36]
Модульное обучение представляет собой отдельную и самостоятельную часть какой-либо системы обучения, например, завершенный фрагмент занятия, направленный на развитие необходимого навыка. При этом в модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения материала, навыки и умения, которые предполагается получить.
2 Виды и функции программ обучения и развития персонала
Существуют три вида обучения и развития персонала: подготовка, повышение квалификации и переподготовка.
Подготовка персонала включает в себя планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных специалистов.
Повышение квалификации заключается в обучении персонала с целью совершенствования знаний, умений и практических навыков.
Переподготовка – это обучение персонала с целью освоения новых знаний, умений, навыков в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к результатам труда. Немаловажную роль в обучении персонала играют правильно составленные и подготовленные программы, формы и методы обучения, а также учебно-материальная база и уровень подготовки преподавателей.
На сегодня существуют такие формы совмещения обучения и развития с производственными процессами как: [4,c.32]
- с отрывом от производства (работник освобождается от своих должностных обязанностей на время обучения);
- без отрыва от производства (работник совмещает обучение и рабочий процесс);
- дистанционное обучение (взаимодействие преподавателя и работника посредством интернет-технологий или иных средств, предусматривающих интерактивность.
Рис 2 Формы обучения персонала
В данном случае работник полностью занят рабочим процессом, а обучение проходит в удобное и свободное от работы время, но в соответствии с установленным графиком). Так же обучение персонала может быть как внутренним, так и внешним.
При внутреннем – работник проходит обучение в своей организации (например, учебные классы, учебные центры или целые школы).
При внешнем обучении работник направляется в другую организацию с последующим получением соответствующих документов о прохождении определенного курса. Еще существует такой вид как самообучение.
При таком виде работник по собственной инициативе и за счет собственных средств проходит обучение по выбранной им программе. Важно, чтобы обучение персонала было эффективным, то есть конечный результат от обучения принес максимальную выгоду как самому работнику, так и работодателю.
При этом причинами неэффективного обучения персонала могут быть:
- отсутствие программ, планов, учебно-методического пособия и, как таковой, самой системы обучения;
- отсутствие определения потребности в обучении персонала (необходимо обучать персонал, если это действительно нужно и принесет положительный результат);
- отсутствие возможности применения полученных знаний и умений в рабочем процессе; [5,c.12]
- отсутствие поддержки со стороны самой компании (т.е. любая инициатива работника по вопросу обучения остается без внимания). Поэтому очень важно в условиях современного общества и развития различных технологий осуществлять обучение персонала в организации.
Важное значение в процессе обучения и развития персонала занимает кадровая служба, речь о которой пойдет в следующем параграфе.
3 Теоретические основы роли кадровой службы в организации обучения и развития персонала
Обучение персонала — это целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей.[1]
Основная цель обучения персонала состоит из двух функций: эффективного использования работника и его мотивации. Сотруднику, который усовершенствовал свои навыки и умения, ещё проще выполнять производственные задачи, в которых заинтересована сама организация. Иногда случается так, что работник не испытывает мотивации в своей трудовой деятельности, то тогда никакие результаты могут быть и не достигнуты. Так случается, когда происходит обучение персонала в организации, сотрудник не видит в своем обучение никакой цели, или же, если он свое обучение воспринимает как определенную меру наказания со стороны руководства, или же, если он воспринимает его как несоответствие своим потребностям.[2]
Причиной не проведения обучения персонала в организации является тот факт, что, во-первых, это требует определенных затрат, а во-вторых, причиной отказа обучения персонала заключается в том, что, если компания наймет другого более компетентного специалиста, это обойдется компании намного дешевле, чем переобучить уже существующего сотрудника.[3]
Задачами обучения персонала являются совершенствование уже имеющихся и освоение новых навыков, освоение новой техники и технологии, изучение наиболее рациональных приемов на основе опыта передовых производств, достижение показателей качества, освоение новых методов и приемов труда и его организации.[4]
Образовательная задача процесса - это ориентация на усвоение обучающимся знаний, умений и навыков. В соответствии с этой задачей определяется, чему именно будет обучен и подготовлен персонал. Цель образовательного процесса только одна – получение и усвоение знаний, навыков и умений. Решающую роль для данной задачи играет использование двух процессов: учебного и самообразовательного. Исключение любого из этих процессов может значительно отразится на качестве обучения не в лучшую сторону.
Воспитательная задача ориентирована на развитие у обучающегося работника определенных личных качеств и черт характера. В организациях данная задача может быть использована для достижения различных целей.
Развивающая задача ориентирована на учебный процесс возможностей человека и соответственно на их реализацию.[5]
Следует различать три вида обучения.
1. Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск обученных сотрудников для всех областей человеческой деятельности с сочетанием особых знаний, умений, способностей и методами обучения.
2. Повышение квалификации кадров — обучение персонала организации для модернизации знаний, умений, способностей и методов коммуникации в связи с повышением требований к профессии либо продвижению по должности.
3. Переподготовка кадров — обучение кадров для освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменением требований к содержанию и результатам трудовой деятельности.[6]
Таким образом, обучение кадров считается постоянным процессом их подготовки к труду и социальной активности. Технологический прогресс, охватывающий все сферы общественного производства, везде требует повышения квалификации и периодического изменения содержания и технологии труда.
Заключение
Подведем итог результатов изучения теоретических основ обучения персонала организации. Изучены понятие, задачи, цели, виды, а также формы и методы обучения персонала и рассмотрена эффективность, используемых методов в зарубежных странах, был произведён обзор новых методов и технологий в обучении персонала. Исходя из этого, можно сделать заключение о том, что обучение персонала – способ воздействия на развитие профессиональных и личных компетенций персонала, что в свою очередь влияет на качество выполняемой работы сотрудников организации.
Рассмотрены формы, методы и подходы, используемые для системы обучения, в результате чего сделан вывод о том, что для развития организации в современных условиях, необходимо использовать не только традиционные методы обучения, но и применять опыт зарубежных стран в выборе методов и подходов обучения, применять и внедрять в системе обучения новые технологии и методы для развития персонала. Целю обучения является эффективное использование работника и его мотивации. За счет верного выбора методов и подходов обучения персонала, происходит развитие его знаний, умений и навыков, а также стимулирование трудовой деятельности, что дает положительный эффект для развития организации в конкурентной среде.
Определяющим факторов, влияющим на конкурентоспособность, экономический рост и эффективность производства, является наличие на фирме человеческих ресурсов, способных профессионально решать поставленные производственные задачи. Для эффективного управления персоналом в бизнесе предприятие нуждается в целостной системе работы с кадрами, позволяющей управлять ими от момента приема на работу до завершения карьеры.
Обучение и развитие персонала представляет собой процесс подготовки, передачи знаний от руководителей подразделений компаний более молодым сотрудникам с целью повышения их квалификации.
Список использованных источников
1. Обучение персонала [электронный ресурс] URL.: https://www.grandars.ru/college/biznes/obuchenie-personala.html
2. Акулич, В.А. Исследуем трудовые ресурсы / В.А. Акулич // Финансовый директор. - 2017. - №5. - С.33-45.
3. Алавердов А. Р. Управление человеческими ресурсами организации [Текст] / А.Р. Алавердов. – М.: Синергия, 2016. - 656 c.
18. Мхеидзе Л.Р. Инновационный подход к обучению персонала в современных организациях [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pglu.ru/upload/iblock/f8f/uch_2009_xi_00027.pdf
4. Цели обучения персонала [электронный ресурс] URL.: https://bbcont.ru/business/celi-obucheniya-personala.html
5. Сущность, формы и методы обучения персонала [электронный ресурс] URL.: https://www.manageinfo.ru/mdatas-205-1.html
6. Обучение персонала [электронный ресурс] URL: https://knowledge.allbest.ru/finance/2c0a65625b2bd78b5c43a89521216d37_3.html
[1]Обучение персонала [электронный ресурс] URL.: https://www.grandars.ru/college/biznes/obuchenie-personala.html
[2] Акулич, В.А. Исследуем трудовые ресурсы / В.А. Акулич // Финансовый директор. - 2017. - №5. - С.33-45.
[3] Алавердов А. Р. Управление человеческими ресурсами организации [Текст] / А.Р. Алавердов. – М.: Синергия, 2016. - 656 c.
[4] Цели обучения персонала [электронный ресурс] URL.: https://bbcont.ru/business/celi-obucheniya-personala.html
[5] Сущность, формы и методы обучения персонала [электронный ресурс]
URL.: https://www.manageinfo.ru/mdatas-205-1.html
[6] Обучение персонала [электронный ресурс]
URL: https://knowledge.allbest.ru/finance/2c0a65625b2bd78b5c43a89521216d37_3.html