А. Основание франкского государства в Галлии




САЛИЙСКИЕ И РИПУАРСКИЕ ФРАНКИ

Мы видели, что франки, подвигаясь с устий Рейна и Шельды на юг, заняли плодородные земли по Маасу и Самбре и, действуя временами как союзники римской империи, временами как враги её, раздвинули свои владения до Соммы. Первоначально они были разделены на несколько племен, из которых каждое имело своего особенного князя или короля, но мало по малу соединились в две главные группы. Одну из них составляли салийские франки, жившие в бельгийской Галлии, столицею их был город Турнè на реке Шельде; другую группу образовали рипуарские(«прибрежные») франки, жившие по Рейну от Кельна до Майнца и по Мозелю. Ученые спорят между собою о том, королями или только племенными старшинами были те вожди франков, которые начальствовали их отрядами в римской службе или в нападениях на римские земли. Как бы то ни было, но с той поры как начинаются достоверные сведения о франкских военачальниках, мы видим, что они обширностью своей власти похожи на королей; и римские писатели называют их королями. Знаком королевского происхождения у франков были длинные волосы, падавшие завитыми локонами по плечам, все другие франки стригли свои русые волосы. В исторических преданиях франков древнейшими вождями народа называются Клодион, Фарамунд (имя которого значит «родоначальник») и Меровех (у римских писателей Меровей). Предание называет Фарамунда первым королем франков, а Меровеха предком королевского рода меровингов (или мервингов).

 

ХИЛЬДЕРИХ

По легенде, сыном Меровеха был Хильдерих, красивый и храбрый воин, которого, как говорит народное пирадние, франки прогнали за то, что он обольщал их красивых дочерей; своим королем на его место они выбрали римского полководца Эгидия. Вероятно, из народных песен взяты и те известия, что Хидьдерих восемь лет прожил у тюрингов и что когда франки призвали его снова быть королем, Базина дочь тюрингского короля, покинула мужа и бежала к Хильдериху в Турнè. Там она родила Хильдериху сына, Хлодвига (Хлодовеха), который, когда вырос, превзошел всех франков храбростью предприимчивостью и славой. В IV веке франки были такой буйный и вероломный народ, что Константин считал страх единственным средством обуздывать их, и бросил на растерзание зверям множество пленных франков, в том числе князей Аскариха и Гайзона, находя, что франкские пленники не годятся ни для военной службы, ни для рабства. Но после того буйство франков смягчилось влиянием римской культуры. Общий интерес сблизил их с римлянами. При нашествии Аттилы франкские воины бились в рядах Аэция. С того времени салийские франки были союзниками римлян, сражались в их войсках. Король Хильдерих прошел всю Галлию, как союзник римлян, помогал им победить еретиков вестготов, британских и саксонских морских разбойников, хищных алеманнов. Он и его франки стали известны всем галлам уже не как самые свирепые из всех врагов, а как защитники, хотя еще оставались язычниками. Повсюду в Галлии с радостью встречали старого героя в богатом вооружении верхом на коне, вся сбруя которого была покрыта золотыми пчелами римской работы. Он умел не только сражаться, но и писать. На печати его перстня были вырезаны латинския слова Childerici Regis.—Гробница его найдена в Турнè.

 

ХЛОДВИГ 481-511

Хлодвиг наследовал своему отцу, будучи 15-летним юношей. Римская империя в Италии тогда уже рушилась, — в Галлии от неё оставались только слабые обломки. Из-за владения прекрасными землями Галлии дрались между собою вестготы, бургунды, алеманны, франки, толпы варваров других племен. Расстроенное положение страны делало ее легкою добычей, заманчивой для отважного, хитрого человека, не разборчивого в средствах, каким был Хлодвиг. Он, как только стал королем, пошел делать завоевания.

 

ПОРАЖЕНИЕ И СМЕРТЬ СИАГРИЯ

Сиагрий сын Эгидия продолжал, десять лет после падения империи, править как независимый владетель тою частью Галлии, которая еще оставалась в руках римлян и центром которой был Суассон. Подобно отцу, Сиагрий своими прекрасными качествами, любезностью и образованностью приобрел любовь туземцев и германцев. Тем больше хотелось низвергнуть его Хлодвигу, которого возбуждала к войне быть-может не одна только алчность, но и ненависть за то, что отец Сиагрия занимал несколько времени сан франкского короля вместо его отца. Он вступил в союз с другим франкским государем, Рагнахаром, имевшим своей резиденцией Камерих (Камбрè), созвал войско и объявил войну Сиагрию. Наемники Сиагрия были побеждены стремительным натиском франков. Он бежал к вестготам. Хлодвиг с угрозами потребовал выдачи его, Аларих не посмел отказать, Сиагрий был выдан врагу; Хлодвиг несколько времени держал его в темнице, потом велел казнить. Суассон и вся часть Галлии, которой правил Сиагрий, достались Хлодвигу: туземцы покорились ему; заключив с ним договор, римские легионы поступили к нему на службу. Его владения простирались теперь до Сены. Через нескоторое время он завоевал и землю тунгров, живших около Люттиха. Всю добычу он отдал воинам, разделившим ее между собой по жребию. Но он хотел возвратить драгоценный сосуд епископу рейнскому; франкский военачальник, которому досталась эта вещь, не согласился отдать ее, Хлодвиг промолчал; но когда войско в следующем марте месяце собралось по обычаю на смотр, называвшийся «мартовским полем», он перед всеми воинами убил этого франка секирой. Он хотел владычествовать страхом.

 

КЛОТИЛЬДА

Около того времени, когда Теодорих овладел Италиею, Хлодвиг вступил в родственные отношения с бургундской династией. Бургундами правили тогда четыре брата, смертельно ненавидевшие друг друга. Об одном из них, Гундобальде, мы уже говорили, что он был сначала врагом, потом союзником Теодориха. Он своею рукой заколол другого брата Хильпериха, велел привязать камень на шею его жене и бросить ее в воду. Младшая дочь этих убитых короля и королевы Хротильда (или Клотильда) вышла залуж за Хлодвига с согласия Гундобальда, который не желал этого брака, но не осмелился отказать Хлодвигу. Свадьба была отпразднована в Суассоне. Мы уже говорили, что Клотильда, усердная христианка, обратила в христианство своего мужа. Долго она напрасно говорила ему, что боги, которым покланяется он бессильны, что они бездушный камень, дерево или бронза, что существует только один Бог, создавший вселенную, повелевший солнцу и звездам светить, а земле приносить плоды; Хдодвигу не нравилось учение о Спасителе, родившемся в смиренной бедности. Он согласился только, и то с неудовольствием, чтобы крещены были дети его и Клотильды. Но случай, произошедший в войне с алеманнами, убедил Хлодвига в истине слов Клотильды. Это храброе племя, так часто воевавшее с римлянами, теперь при разрушении римской империи овладело плодородными землями по обоим берегам верхнего и среднего Рейна. Желая расширить свои владения, алеманны напала на рипуарских франков. Теснимый ими король Сигеберт, имевший своей столицей Кельн, обратился к Хлодвигу с просьбой о помощи. Хлодвпгь собрал все военные силы франков и пошел на алеманнов. Произошла ужасная битва; в какой именно местности была она, мы не знаем достоверно. Прежде полагали, что поле сражения находилось у Тольбиака, нынешнего Цюльпиха; новейшие историки считают это ошибочным. Оба войска бились очень храбро, победа долго колебалась; множество франков пало под тяжелыми ударами алеманнов. Опасаясь поражения, Хлодвиг вспомнил слова Клотильды, поднял глаза к небу и попросил помощи христианского Бога, обещаяя вечно служить Ему. Победа стала склоняться на сторону франков; алеманский король упал, пораженнный секирою врага; смерть его смутила алеманских воинов, они бежали к Рейну, преследуемые победителями. Владения Хлодвига раздвинулись далеко на восток; еще дальше распространился ужас, внушаемый его именем. С торжеством возвратился он в Реймс; у ворот города встретили его жена и епископ Ремигий, сопровождаемые народом, и по украшенным улицам поведи его в кафедральный собор, тоже убранный великолепно. Тут «сикамбр» склонил свою гордую голову под благословление епископа и принял от него крещение. Победа над алеманнами доказала Хлодвигу, что христианский Бог сильнее германских богов, которых германские короли считали своими предками. Три тысячи бла

городных франков, составлявшие дружину Хлодвига, последовали примеру своего вождя и тоже крестились, приняв христианство по исповеданию веры православной церкви. Но Хлодвиг и по крещении остался таким же коварным и жестоким человеком, каким был до крещения.

 

ПОКОРЕНИЕ АЛЕМАННОВ

Великое поражение, нанесенное алеманнам в битве, которую прежде называли Тольбиакской, сломило силу их. Они утратили самостоятельность, принуждены были признать над собою верховную власть Хлодвига, платить ему дань и повиноваться назначенному им герцогу, родом франку. Теодорих поздравил его с победой и ходатайствовал о пощаде побежденных, просивших покровительства у остготского короля и пресдедуемых победителем в глубину германских лесов, куда они бежали. Пять округов алеманской земли на север отРемской долины по среднему Некару, по Кохеру, Яксту и Тауберу до Майна и на севере от Майна были отданы франкам. Когда франки стали селиться тут, значительная часть прежних жителей ушла с огромными стадами в Норик; имя алеманнов исчезло в этой северной части земли, она стала называться франкскою землею (Франконией). Слава Хлодвига привлекла под его знамена много воинов из других германских племен.

 

НОВЫЕ ПОБЕДЫХЛОДВИГА

Принятие христианства по учению православной церкви очень сильно содействовало расширению франкских владений в Галлии. Хлодвиг и его помощники считали священной обязанностью покровительствовать православию, которого держались туземцы. Население Галлии с очень давнего времени прониклось усердием к учению Христа, за которое, по народному преданию, еще в III веке приняли мученическую смерть воины фиванского легиона и начальник их Маврикий в долине Роны (в той местности Валлиса, где в памать о Маврикие построен был монастырь святого Морица); галльские воины Константина содействовали торжеству христианства победой, одержанной ими под знаменем креста у Мильвиева моста, паннонский воин Мартин, сделавшийся христианским подвижником и епископом турским, разрушал с опасностью жизни перед глазами галлов храмы и статуи римских богов; опрокидывал конические камни, бывшие священными символами религии друидов, рубил священные деревья. Все подвижники и мученики Галлии исповедывали христианство по учению римской церкви; и когда галлы обратились в христианство, они приняли его по исповеданию той же церкви. Таким образом туземцы видели теперь во франках своих единоверцев. Хлодвиг отчасти силой, отчасти убеждением подчинил себе население Ареморики и мелкие племена между Сеной и Луарой, жившие в полной независимости; теперь они обязались повиноваться ему; и так все население Галлии до самой Луары вступило в состав государства Хлодвига. Римляне, галлы и переселившиеся в Галлию британцы одинаково признали его свом господином и стали присылать своих воинов под его знамена; остатки римских легионов тоже поступили на службу к нему, сохранив свою римскую военную одежду. Кончив покорение северо-западной Галлии, он задумал обратить оружие против германцев ариан, владевших востоком и югом Галлии, стал искать поводов к войне с бургундами и вестготами. Аларих II имел с ним свидание на одном из островов Луары; они заключили мир, но Хлодвиг только отложил войну с вестготами до той поры, когда одолеет бургундов.

 

ПОРАЖЕНИЕ БУРГУНДОВ

Бургундское королевство простиралось от Вогезских гор по бассейну Роны и Соны до Средиземного моря и Альп, у подошвы которых король Гундобальд восстановил разрушенный город Геневу (Женеву). Эти области были очень плодородны. У бургундов было много роскошных нив и лугов, горы были покрыты прекрасными лесами; в старинных римских городах по Роне еще сохранялась под покровительством епископов культурная жизнь. Но гусударство страдало от междоусобий в королевской династии и от религиозной вражды между православными туземцами и бургундами, исповедовавшими арианство. В бургундском королевстве царствовали четыре брата, разделившие между собою его области; один из этих четырех королей, Гундобальд убил двух своих братьев и овладел их областями. Младший брат Годегизиль жил в Женеве, постоянно опасаясь, что Гундобальд, которому он принужден был повиноваться, велит убить и его. Потому он вошел в тайные сношения с Хлодвигом, возбуждая его к войне с Гундобальдом, обещая платить ему дань. Когда Хлодвиг пошел на Гундобальда, он с своим войеком присоединился к брату. Франки и бургунды встретились на юг от Дижона. Битва была кровопролитна; Годегизиль перешел на сторону Хлодвига; этим была решена победа франков. Гундобальд, не доверяя своим галльским подданным, ускакал на юг по болотистому берегу Роны и заперся в Авиньоне, оставляя все другие крепости беззащитными. Хлодвиг пошел к Авиньону, опустошая нивы, вырубая виноградники и оливковые плантации. Но франки подобно другим германцам не знали осадного искусства, потому стены Авиньона держались против их нападений, осада затянулась, войско Хлодвига стало роптать. Он через ловкого посредника вступил в переговоры с Гундобальдом; осажденный король согласился платить дань Хлодвигу, простить измену брата, увеличить его область. Как только ушел Хлодвиг, Гундобальд подступил к Вьэнне, где жил Годегизиль, считавший себя безопасным под охраной франкского гарнизона. После довольно долгой осады город был изменой сдан Гундобальду. Годегизиль искал спасения себе в одной из церквей, и был убит там; члены городского совета и все приверженцы Годегизиля были казнены; все мужчины в городе были умерщвлены; взятых в плен франков Гундобальд послал в Тулузу вестготскому королю Алариху. Это новое злодейство Гундобальда осталось безнаказанным: Хлодвиг, который около этого времени перенес свою резиденцию в Лутецию, город племени паризиев на острове и на берегу Сены, понравившийся Юлиану своим живописным положением и здоровым воздухом, был задержан разными делами и не мог идти на бургундов, а Гундобальд озаботился изгладить воспоминание о своих злодействах и приобрести любовь народа составлением хорошего сборника законов и веротерпимостью.

 

ЗАВОЕВАНИЕ БУРГУНДСКОГО КОРОЛЕВСТВА (523)

Но потомки Гундобальда погибли за его преступления. Сын Гундобальда Сигизмунд, зять Теодориха, получпвший от императора Анастасия сан патриция и сблизившийся с туземными своими подданными принятием православия, убил своего сына от первого брака по внушению своей второй жены. Мучимый угрызением совести, он старался заглушить их подвигами покаяния и богатыми подарками монастырю святого Маврикия, построенному им в долине Роны (в нынешнем Валлисском кантоне). Клотильда по смерти Хлодвига возбудила своих сыновей отомстить за её отца потомству его убийцы. Сигизмунд был разбит, бежал в пустыню и скрывался там, одевшись монахом; но был найден по указанию предатедя и отведен в Орлеан; там он, его жена и двое детей были живые брошены в глубокий колодезь. Брат Сигизмунда Годомар продолжал борьбу, но был подавлен многочисленностью врагов и умер в плену у франков. Бургундия быда присоединена к их государству; только южный кусок её был занят остготами. Франки оставили бургундам их законы, но брали с них дань, и бургундские воины должны были ходить с франками во все их походы.

 

ВОЙНА С ВЕСТГОТАМИ

Вестготский король Аларих II, человек добрый, но не особенно даровитый правитель, с тревогой смотрел на возростающее могущество франков. Он знал, что его православные подданные желают перейдти под владычество Хлодвига, сына православной церкви, что многие епископы и другие влиятельные люди ведут переговоры с ним об изгнании ариан из Галлии. Аларих старался примирить с собою православных веротерпимостью и любезностью, хотел установить дружелюбные отношения между готами и туземцами, принимал для этого благоразумные меры, важнейшей из которых было обнародование кодекса, составленного на основании римских законов; но религиозное разногласие оставалось непреодолимым препятствием сближению романского населения с готами. Туземцы продолжали желать, чтобы Хлодвиг взял их под свою власть. Аларих постоянно делал все возможное для приобретения дружбы Хлодвига: выдал ему Сиагрия, держал себя, при свидании с ним на острове Луары, так униженно, что очевидна была его боязнь. Но только посредничеству Теодориха должно было приписывать то, что Хлодвиг долго не поддавался заманчивой мысли увеличить свое государство завоеванием вестготских областей. Наконец он перестал колебаться. «Мне очень прискорбно, что эти ариане все еще владеют прекраснейшею частью Галлии», сказал он однажды в Лутеции окружавшим его военачальникам: «Пойдем на них, победим их при помощи Божией и возьмем себе их землю». Франки с восторгом приняли слова короля и поспешно приготовились к походу. При выступлении войска Клотильда сказала благочестивому полководцу, что он должен приобрести помощь Божию каким-нибудь обетом. Он своей крепкой рукой бросил секиру, воскликнув: «На том месте, где упадет моя франкиска, я построю церковь в честь святых апостолов». Из рассказа Григория Турского мы видим, что духовенство чрезвычайно ободряло войну с вестготами. Христианские писатели того времени считали ее войною за славу Божию и потому сообщают предзнаменования и чудеса. Франки выказывали величайшее уважение православным церквам и монастырям в земле вестготов. Разлив реки Вьенны остановил их, но белая лань необыкновенной величины и красоты показала королю брод, по которому благочестивое войско перешло реку.

 

БИТВА ПРИ ПУАТЬЕ (507)

Аларих отоял в укрепленном стане близ Пуатье и хотел уклоняться от решительной битвы, пока прийдет на помощь к нему войско Теодориха; но молодые вестготские воины, с гордостью припоминая победы своих предков над римлянами, роптали на короля и требовали битвы. Аларих наконец уступил им. Войска сошлись на Вокладском поле близ Пуатье. Вестготы сражались с обыкновенной своей храбростью; но продолжительная мирная жизнь в роскошной стране сделала их менее способными выносить боевой труд, чем франки, закаленные в битвах; они изнемогли и обратились в бегство. Аларих, опечаленный этим посрамлением вестготского имени, бросился с немногими товарищами в то место боя, где управлял ходом битвы Хлодвиг, окруженный густою толпою воинов. Он был сбит с коня и убит рукою Хлодвига. Но сам Хлодвиг был только крепким своим панцирем и быстротой коня спасен от ударов двух благородных готов, бросившихся на него отомстить за смерть своего короля. Арверны, дружные с готами, храбро сражались в их рядах. Много знатных воинов из сенаторских фамилий арвернского народа пали в этом сражении, пал и начальник их отряда, Аполлинарий, сын знаменитого поэта Сидония Аполлинария. Честь государства была для них важнее сочувствия православию врагов. Но масса православного населения вестготских земель видела в победе Хлодвига суд Божий.

 

ПОКОРЕНИЕ АКВИТАНИИ

Результатом победы при Пуатье было покорение Аквитании. Вестготы раздедились на партии: одни признали королем Амалариха, малолетнего законного сына убитого короля; другие — Гезалиха, побочного сына его, который был старше летами. Перессорившись между собою, они не могли удержаться против врага, быстро шедшего вперед. Побочный сын Хлодвига Теодорих пошел на Клермон и покорил землю арвернов, а сам Хлодвиг с главными силами вступил в Бордо, провел там зиму и следующею весною овладел столицей вестготов Тулузой, захватил там богатую казну королевства, потом взял крепость Энголисму (Ангулен), стены которой при появлении благочестивого короля рушились, как стены Иерихона, говорит легенда. Но Каркассона, куда вестготы свезли драгоценнейшие вещи из добычи, взятой некогда у римлян, упорно отбивалась от нападений Хлодвига; осада её затянулась до прибытия войска, посланного Теодорихом на помощь внуку, увезенному верными воинами в Испанию. Войском Теодориха командовал храбрый и справедливый Ибба; оно было многочисленно: война получила новый оборот, франки принуждены были отказаться от дальнейших завоеваний. Сын Хлодвига и его бургундские союзники потерпели сильное поражение под Арлем; этой победой Ибба сохранил за вестготским королем Септиманию, приморскую землю между Роною и Пиренеями, и франки должны были уйти из ограбленного ими Нарбона. Но обширная им богатая страна между Луарой и Гаронной и по южному берегу Гаронны, Аквитания, осталась во власти Хлодвига и была присоединена к франкскому государству. «Так Бог ежедневно низвергал вроаов пред королем франков, говорит Григорий Турский, и увелачивал государство его потому, что он ходил пред ним в правоте сердца и делал благоугодное очам Его».

 

ВЕСТГОТСКОЕ ГОСУДАРСТВО ПО УТРАТЕ АКВИТАНИИ

Гезалих, чедовек лишенный чувства чести, хотел сделаться королем в Испании при помощи франков и вандалов. Ибба пошел за Пиренеи против него. Разбитый при Барселоне (в 509 году), Гезалих бежал к вандалам в Африку; в следующем году, получив от вандалов деньги на подкуп приверженцев себе, он вернулся в Испанию, но снова был разбит, бежал в Галлию и с помощью от Хлодвига возобновил войну на Роне. Остготы взяли его в плен и казнили. Теодорих стал править от имени своего внука вестготским государством. Амаларих получил власть в свои руки только по смерти деда. Ему было тогда уже 24 года. Границею между вестготским и остготским государствами была Рона. Правление Амалариха кончилось бедственно. По чрезмерному усердию к арианству он подвергал грубым обидам свою жену, франкскую принцессу Клотильду, принуждая ее отречься от православия; она обратилась наконец к своему брату Хидьдеберту с просьбой вырвать ее из рук тирана. Брат с удовольствием воспользовался случаем сделать завоевание, пошел на Амалариха я разбил его при Нарбоне. Он уплыл морем в Испанию и был убит там инсургентами, восставшими против него, вероятно, по внушению богатого и могущественного остгота Тевдеса, бывшего в Испании наместником Теодориха. Тевдес овладел престолом и перенес резиденцию свою в Барселону. С того времени главною частью вестготского королевства была Испания; в Галлии оставалась у вестготов только Септимания с городами Нарбоном, Безьè, Нимом, Каркассоною. Клотильда на пути в Париж умерла от страданий, произведенных побоями мужа.

 

ВОЗВЕДЕНИЕ ХЛОДВИГА В САН ПАТРИЦИЯ

Вскоре после победы над вестготами Хлодвиг был возведен императором Анастасием в сан патриция и, по словам Григория Турского, в звание римского консула (т. е. проконсула). Эти почести не увеличили его могущества, но он умел ценить их значение. Правда, он приобрел владычество над Галлией своим мечом, но титулы, полученные от императора, давали его власти во мнении романского населения характер законности. Желая возвысить значение консульского титула, Хлодвиг сделал религиозным праздником день своего вступления в консульство. В базилике святого Мартина он был облечен в пурпурную мантию, на голову его была возложена диадема. Он вышел в этом облачении, сел на коня среди собравшегося народа и поехал в кафедральную церковь по улицам наполненным людьми, щедро бросая в густые толпы народа золотые и серебряные деньги. Туземцы приветствовали его титулами консула и августа.

 

ЗНАЧЕНИЕ ТИТУЛОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ХЛОДВИГОМ

Таким образом власть Хлодвига получила утверждение от восточного императора, и франкский король стал в глазах туземцев наследником западного императора. Это сильно содействовало соединению туземцев с франками в одно гражданское общество. В государстве Хлодвига были сохранены римские законы, церковные учреждения и многие черты римского гражданского устройства. Короли франков считались наместниками императоров; администрация, финансовая спстема, судопроизводство остались, вообще говоря, в прежнем виде; и если господство меровингов нельзя считать на самом деле продолжением владычества римских правителей, то мысль об этой преемственности вдасти имела фактически большое влияние на устройство администрации в государстве франков.

СЛИЯНИЕ ФРАНКСКОГО И РОМАНСКОГО ЭЛЕМЕНТОВ

Люди романского происхождения, получившие римское образование, занимали важнейшие правительственные и церковные должности; романский элемент скоро получил преобладание во внутренней жизни государства и достиг этого тем легче, что франки не любили заниматься ничем, кроме военного дела. Даже сборник обычного права салийских франков, составленный выборньми людьми до завоевания Галлии, был при первых франкских королях Галлии обнародован на латинском языке. На этом языке написан и древнейший памятник франкской поэзии - предисловие к «Салийскому закону», прославляющее «прекрасный, разумный, храбрый и верный народ франкский, принявший теперь православную веру и чистый от всякой ереси, свергнувший своим мужеством иго римского рабства и обогативший церкви святых мучеников». Зибель полагает, что Хлодвиг, оставил романскому населению римские законы, а франкам их обычное германское право, хотя измененное сообразно новому положению дел увеличением власти короля; итак, по мнению Зибеля, тот сборник обычаев салийских франков, составленный по поручению их народного собрания четырьмя вельможами (proceres) был подвергнут переделке или, по выражению «Предисловия», «ясному исправлению» и обнародован Хлодвигом как закон для франков его государства. При сыновьях Хлодвига обстоятельства благоприятствовали развитию римских форм управления в галлофранкском государстве, и устройство его стало близко к римскому. Остготы во время войны с византийцами не могли удерживать за собою своих владений в Галлии и оставили их франкам; таким образом меровинги взяли между прочим Арль, где еще находился преторианский префект, и Марсель, главную торговую пристань Галлии. Юстиниан утвердил за франками владение этою частью Галлии, чтоб удержать их от помощи остготам; освободив от верности императору население завятой франками остготсвой провинции, он дал владычеству меровингов законное основание. Золотая монета, которую франкские короли продолжали чеканить в старинных римских монетных дворах: лионском, трирском и арльском, была признана законною монетой и в империи. Внук Хлодвига Хильнерик, очень любивший византийское придворное устройство и римкие формы администрации, писал латинские стихи и даже придумал новые буквы для улучшения латинского алфавита. У Григория Турского уже владычествует мысль о том, что франки и романское население составляют один народ.

 

СОЕДИНЕНИЕ ВСЕХ ФРАНСКИХ ПЛЕМЕН ПОД ВЛАСТЬЮ ХЛОДВИГА

За свое усердие к распространению православия между арианскими племенами германцев, Хлодвиг получил название «христианнейшего» короля и второго Константина. Он походил на Константина и в том отношении, что достиг единовластия путём войн и жестокостей, беспощадно истребляя родственников, которых считал помехою себе. Некоторые племена франков имели своих особенных князей и оставались очень слабо соединены с государством Хлодвига или совершенно независимы от него. По завоевании Галлии Хлодвиг стал уничтожать самостоятельность этих мелких франкских государств, присоединять их к своему королевству. Он поступал при этом с такой бесчеловечностью, которая бросает мрачную тень на него. Прежде всего он наказал Харариха, державшого себя двусмысленно во время войны Хлодвига с Сиагрием. Он коварством захватил в плен Харариха и его сына, велел заковать их в цепи, остричь у них длинные волосы, считавшиеся принадлежностью франкских династий, и насильно посвятить их в монахи. Отец был очень опечален, сын, успокаивая его сказал: «Ветви, срезанные с зеленого дерева, скоро отрастают» и произнес проклятие обманщику, подвергнувшему отца и его унижению; услышав это, Хлодвиг велел убить их обоих. После того очередь дошла до Рагнахара и его двух братьев, а правивших франками, которые жили около Камбре. Хлодвиг подкупил их вельмож браслетами и другими украшениями, которые называл золотыми, а на самом деле велел сделать из меди и позолотить. Подготовив этим успех себе, он пошел на Рагнахара и разбил его. Рагнахар хотел бежать, но был схвачен своими вельможами и со связанными на спине руками приведен к победителю. Хлодвиг сказал ему: «Как мог ты унизить наш королевский род до того, что дал связать себя? Честнее для тебя была бы смерть»,—поднял свою секиру и разрубил ему голову, обратился к его брату Рихару, воскликнул: «Если б ты помогал своему брату, он не был бы связан», и с этими словами разрубил голову и ему. Третий брат успел бежать в Леманс и, по приказанию Хлодвига, был убит там. Подкупленные вельможи жаловались Хлодвигу, что его подарки не золотые; он отвечал, что они должны быть довольны тем, что он не наказывает их за измену их государю. Всю землю убитых он взял себе.

 

СИГБЕРТ КОРОЛЬ РИПУАРСКИХ ФРАНКОВ И ЕГО СЫН ХЛОДЕРИХ

После этого он стал подготавливать присоединение государства рипуарских франков, границы которого после покорения алеманнов расширились далеко на восток через Веттер, Фульду и Салу до среднего Майна. Королем рипуарским был Сигберт, живший в Кёльне; Хлодвиг тайно призвал к себе в Париж сына его Хлодериха и сказал своему гостю: «Твой отец стар и, кроме того, он хромой; если он умрет, ты получишь его царство и нашу дружбу». Хлодерих понял совет. Однажды Сигберт был в Бухонском лесу (близ Фульды) и утомленный лег отдохнуть в своем шатре; на него бросились убийцы, посланные сыном и умертвили его. Хлодерих стал королем, но вскоре после того Хлодвиг отправил в Кельн посла взять часть сокровищ Сигберта: когда Хлодерих нагнулся над ящиком вынуть золотые деньги для передачи послу, посол убил его боевой секирой. Династия рипуарских королей прекратилась со смертью Хлодериха, поэтому хитрый Хлодвиг без труда убедил льстивыми словами рипуарский народ соединиться с салийскими франками. На собрании рипуарских воинов он предложил им выбрать его королем, обещая им спокойную жизнь под его покровительством; они выразили свое согласие криком и стуком оружия, подняли его на щит и три раза обнесли кругом, чтобы каждый мог посмотреть на него вблизи. «Много и других королей убил Хлодвиг», говорит Григорий Турский, убил даже ближайших своих родных, опасаясь, чтоб они не отняли у него королевство, и таким образом расширил свое владычество на всю Галлию. Но, однажды, когда его люди собрались к нему, он, как разсказывают, стал говорить им: «Ах, вот я теперь, как чужой между чужими, и нет у меня никого родного, который помог бы мне, случись со мной беда». Но он говорил это не потому, что жалел о смерти убитых им родных, а из хитрости, чтоб узнать, не уцелел ли кто нибудь из родных живой, и убить его. Хлодвиг умер в Париже и был погребен в церкви святых апостолов, построенной им и Клотильдою. Ему было тогда 45 лет; он царствовал 30 лет. Клотильда, по смерти мужа, поселилась в Туре и жила до самой смерти, занимаясь благотворительностью и удалившись от суеты мирской.

 

ДИНАСТИЯ ХЛОДВИГА (МЕРОВИНГИ)

Государство Хлодвига разделили между собою поровну четыре сына его; разделили и его сокровища. Они наследовали воинственность и бессовестность отца, и пользуясь бедственными обстоятельствами соседних государств, расширяли свои владения на юг и на восток. Старший сын Хлодвига Теодорих, родившийся от одной из его наложниц, избрал своей столицей Реймс; его земля составляла восточную часть отцовского государства и впоследствии стала называться Австразией. Он увеличил свои владеяния покорением тюрингов. Три сына Клотильды разделили между собою остальную землю франков, — землю, отнятую у вестготов, бургундское королевство и западную Галлию; эти части франкского государства стали называться в отличие от Австразии Нейстриею. Хлодомер поселился в Орлеане, Хильдеберт в Париже, Хлотар в Суассоне. При дележе государства, братья, кажется, имели правилом то, чтобы доля каждого имела по возможности один преобладающий племенной характер и чтобы каждый получил однако же долю из областей, население которых было чисто романское. Несмотря на раздел государства, все части его остались соединенными, потому что франки сознавали себя одним народом; притом все члены династии были соединены общим правом наследства, друг после друга; очень многие из них погибали в междоусобиях или от убийц, подосланных родными, потому были случаи, что все государство снова соединялось под властью одного лица. Так оно все соединилось в 558 году под властью Хлотара I, одного из сыновей Хлодвига, и в 613 году под властью Хлотара II, одного из внуков Хлотара I.

Границы франкского государства при сыновьях и внуках Хлодвига распространились до Альп, до Вероны и Венеции. Вместе с воинственностью Хлодвига дети и внуки его унаследовали его бессовестность и жестокость. Своим развратом и своими злодействами династия меровингов напоминает род Тантала, знаменитый в греческих преданиях. Летопись Григория Турского наполнена убийствами братьев и других родных, свирепыми междоусобиями, случаями многоженства, делами необузданной ненависти; мы видим к рассказах этого летописца картину буйного времени, когда грубые пороки и страсти варваров соединялись с пороками испорченной цивилизации; германское варварство соединялось с изнеженным развратом умирающего римского мира, порывы свирепой ярости и возмутительные здодейства уживались в душе тиранов с грубейшим суеверием, и злодеи полагали, что молитвами и подарками церквам и духовенству могут искупать все свои преступления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: