Максимальный балл за все выполненные задания – 70.




Класс: 8 класс / Предмет: Русская литература / Этап: Школьный / Год: 2017-2018 / Город: Москва /

 

 

7 класс шк этап

Задание 1. [30 баллов] «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..»

Содержание ↑

Прочитайте.

Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!

(Н.А. Некрасов)

Худое Конягино житье. Хорошо ещё, что мужик попался добрый и даром его не калечит. Выедут оба с сохой в поле: «Ну, милый, упирайся!» – услышит Коняга знакомый окрик и понимает. Всем своим жалким остовом вытянется, передними ногами упирается, задними – забирает, морду к груди пригнёт. «Ну, каторжный, вывози!» А за сохой сам мужичок грудью напирает, руками, словно клещами, в соху впился, ногами в комьях земли грузнет, глазами следит, как бы соха не слукавила, огреха бы не дала.

(М.Е. Салтыков-Щедрин, «Коняга»)

1. Объясните, что означают выделенные слова.

2. Напишите название произведения, из которого взят первый отрывок.

3. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог крестьянской лошади. Упомяните другие произведения, где говорится о крестьянских лошадях. Объём – 100–150 слов.

Ответы и критерии оценивания

Содержание ↑

1. Хворост – сухие, отпавшие ветки и сучья деревьев для растопки (2 балла). Соха – орудие для пахоты, деревянный плуг (2 балла).

2. «Крестьянские дети» (1 балл)

3. Монолог лошади.

Занимательность содержания, точность характеристик, наличие/отсутствие фактических ошибок 0–10 баллов
Обращение к текстам произведений, упоминания других произведений 0–5 баллов
Единство стиля и общая логика текста 0–5 баллов
Общая грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок) 0–5 баллов
Итого 25 баллов

 

Задание 2. [40 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ

Содержание ↑

Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них.

Вариант 1. Прозаический текст

Содержание ↑

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.

Рекомендуемый объём – 200–250 слов.

Андрей Сергеевич Некрасов (1907–1987)

КАК Я ПИСАЛ РАССКАЗ

Недавно одна редакция предложила мне написать морской рассказ.

Я согласился, сел к столу и начал:

«Эсминец нёсся вдоль каменной гряды. Серый океан безмолвствовал.

Блистали береговые огни. Лавируя среди подводных скал, лейтенант Калинкин обогнул Елизаветинскую косу».

Тут затрещал телефон. Звонили опять из редакции и просили… знаете что?

Начать рассказ с буквы «М». У них там, оказывается, художник нарисовал очень красивую буквицу и почему-то именно «М».

Сначала я возмутился. Как это, в самом деле, начать рассказ с буквы «М»? Конечно, могучий и гибкий русский язык таит в себе неограниченные возможности. Но язык нужно уважать. Можно бы, например, написать: «Миноносец нёсся…» Но смотрите, что получается: «…носец нёсся…» Некрасиво, нехорошо.

Ну а если «Миноносец мчался…»? Так, пожалуй, лучше, так можно. И я написал: «Миноносец мчался…»

Вот с этого всё и началось.

Вместо «вдоль» я написал «мимо». Вместо «каменной гряды» – «мола». Получилось неплохо: «Миноносец мчался мимо мола…» А дальше пошло совсем хорошо: «Мутное море молчало. Мелькали маяки. Маневрируя между мелями, мичман Малинкин миновал мыс Марии…»

Я поставил точку, покурил, прошёлся по комнате. Потом прочитал всё сначала, и, знаете, мне понравилось: «Мутное море молчало…» Просто здорово!

Я снова сел к столу… Просидел час, два, три. Мрачные мысли метались в моём мозгу. Слова на «м» толклись перед глазами, как мухи, и ни одно из них не влезало в рассказ.

Утром, злой и усталый, я сел завтракать. Жена заботливо налила мне крепкого кофе, но я отодвинул стакан и мрачно произнёс:

– Маша, можно мне молока?

Со мной творилось что-то неладное. Я понял, что медленно схожу с ума.

Жена, должно быть, тоже это заметила. Я поделился с ней своим горем.

– Какие пустяки, – сказала она. – Брось этот рассказ, напиши другой.

Помнишь, ты хотел про то, как сын не даёт покоя родителям?

Я с радостью согласился, немедленно сел к столу и начал:

«Мария Михайловна моет маленькую Машеньку, Митя мешает матери.

– Мама, – мычит мальчик, – мама, мамочка…

Мария Михайловна молчит.

– Мамуля, – мурлычет Митя, – можно мне маленькую морковку?

– Можно, милый.

– Мамуля, морковку моют?

– Моют, Митя.

– Мылом?

Мария Михайловна мрачнеет.

– Митя, мальчик мой милый, молчи…»

Я встал, покурил, а когда вернулся к столу, с ужасом обнаружил, что опять весь рассказ получился на «м», и опять, как вчера, заплясали перед глазами мухи, мотыльки, малиновки, «мессершмитты», моль…

«Довольно, – решил я, – не буду про маленьких мальчиков… Напишу лучше про большого зверя. Вот, например:

«Матёрый медведь молча мотал мохнатой мордой…»

Я вовремя остановился. «Нет, – решил я, – и про медведя нельзя. Лучше что-нибудь о природе, о луне… Это успокаивает…» И я написал:

«Мельница. Молодой месяц мелькнул между мрачными…»

И здесь это «м»! Напишу-ка лучше про насекомых. Я обмакнул перо и твёрдо вывел заглавие:

«Мужественный муравей…»

Бросил ручку, надел пальто, вышел на улицу. Морозило. Молодой мужчина мёл мостовую. Миновав Москворецкий мост, мечтал милиционер.

Мимо меня мчались машины, мотоциклы… Я бросился домой…

Медный маятник мерно мерял минуты.

– Мама, Мурка мучает мышку! – кричала дочка из кухни.

Я окончательно растерялся. Столько слов на «м»! Неужели из них ничего нельзя склеить?

Я решительно взялся за перо, и все слова на «м» мгновенно разбежались.

Я застонал.

Встревоженная жена посоветовала заглянуть в энциклопедию.

Полчаса спустя, в библиотеке, я выдавил из себя:

– Энциклопедию!

– Вам Большую Советскую? – вежливо спросила библиотекарша.

– Малую! – закричал я на весь зал. – Мне Малую! Должно быть, меня

приняли за сумасшедшего… Но это ничего. Зато я выписал все слова на «м» и вечером во всеоружии сел к столу. Злосчастный рассказ быстро подвигался вперёд. Хотите прочитать отрывочек? Пожалуйста:

«Миловидный мохнатый мальчик мешал молодому математику мерить медным меридианом Москворецкий мост. Мучая могучего мамонта, мёртвые мухи махали мушкетами… Малиновая мартышка миролюбиво мяукала:

– Мудрец, миленький, можно мне мухомора?

Мелодично мычали морские млекопитающие…»

Что, скажете – плохо? А попробуйте напишите получше. А потом, ведь вы же не знаете, чем это кончится…

Впрочем, и я не знаю: вчера опять звонили из редакции… Подходила жена.

Она говорит, что у них там вышла ошибка: художник нарисовал не «М», а «Н»!

Пришлось бросить этот рассказ… Но неужели нужно начинать новый, на «Н»?

(1980-е)

1. Что вы можете сказать о повествователе?

2. Как повествователь относится к своей работе?

3. Какова тема рассказа?

4. Как можно назвать основные приёмы, на которых построен рассказ?

5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?

6. В чём особенность финала рассказа?

Вариант 2. Поэтический текст

Содержание ↑

Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.

Рекомендуемый объём – 200–250 слов.

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953)

* * *

Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.

Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал –
И сад зашумел от дождя.

И ветер, играя листвой,
Смешал молодые берёзки,
И солнечный луч, как живой,
Зажёг задрожавшие блёстки,
А лужи налил синевой.

Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.

(1900)

1. Что можно сказать о лирическом герое этого стихотворения? О чём он думает, что он чувствует?

2. С помощью каких художественных приёмов Бунин описывает природу?

3. Помогают ли размер и строфа стихотворения раскрытию его содержания?

4. Что можно сказать о лексике стихотворения? Зачем автор выбирает именно эти слова?

5. Зачем в последних восьми строках так много глаголов в начальной форме?

Критерии оценивания

Содержание ↑

Критерии оценивания Баллы
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15  
Общая логика текста и композиция работы. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10  
Подкрепление доказательств текстом, уместность цитирования. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5  
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5  
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5  
Максимальный балл  

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Содержание ↑



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: