Класс: 8 класс / Предмет: Русская литература / Этап: Школьный / Год: 2017-2018 / Город: Москва /
7 класс шк этап
Задание 1. [30 баллов] «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..»
Содержание ↑
Прочитайте.
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
(Н.А. Некрасов)
Худое Конягино житье. Хорошо ещё, что мужик попался добрый и даром его не калечит. Выедут оба с сохой в поле: «Ну, милый, упирайся!» – услышит Коняга знакомый окрик и понимает. Всем своим жалким остовом вытянется, передними ногами упирается, задними – забирает, морду к груди пригнёт. «Ну, каторжный, вывози!» А за сохой сам мужичок грудью напирает, руками, словно клещами, в соху впился, ногами в комьях земли грузнет, глазами следит, как бы соха не слукавила, огреха бы не дала.
(М.Е. Салтыков-Щедрин, «Коняга»)
1. Объясните, что означают выделенные слова.
2. Напишите название произведения, из которого взят первый отрывок.
3. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог крестьянской лошади. Упомяните другие произведения, где говорится о крестьянских лошадях. Объём – 100–150 слов.
Ответы и критерии оценивания
Содержание ↑
1. Хворост – сухие, отпавшие ветки и сучья деревьев для растопки (2 балла). Соха – орудие для пахоты, деревянный плуг (2 балла).
2. «Крестьянские дети» (1 балл)
3. Монолог лошади.
Занимательность содержания, точность характеристик, наличие/отсутствие фактических ошибок | 0–10 баллов |
Обращение к текстам произведений, упоминания других произведений | 0–5 баллов |
Единство стиля и общая логика текста | 0–5 баллов |
Общая грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок) | 0–5 баллов |
Итого | 25 баллов |
|
Задание 2. [40 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ
Содержание ↑
Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них.
Вариант 1. Прозаический текст
Содержание ↑
Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
Рекомендуемый объём – 200–250 слов.
Андрей Сергеевич Некрасов (1907–1987)
КАК Я ПИСАЛ РАССКАЗ
Недавно одна редакция предложила мне написать морской рассказ.
Я согласился, сел к столу и начал:
«Эсминец нёсся вдоль каменной гряды. Серый океан безмолвствовал.
Блистали береговые огни. Лавируя среди подводных скал, лейтенант Калинкин обогнул Елизаветинскую косу».
Тут затрещал телефон. Звонили опять из редакции и просили… знаете что?
Начать рассказ с буквы «М». У них там, оказывается, художник нарисовал очень красивую буквицу и почему-то именно «М».
Сначала я возмутился. Как это, в самом деле, начать рассказ с буквы «М»? Конечно, могучий и гибкий русский язык таит в себе неограниченные возможности. Но язык нужно уважать. Можно бы, например, написать: «Миноносец нёсся…» Но смотрите, что получается: «…носец нёсся…» Некрасиво, нехорошо.
Ну а если «Миноносец мчался…»? Так, пожалуй, лучше, так можно. И я написал: «Миноносец мчался…»
|
Вот с этого всё и началось.
Вместо «вдоль» я написал «мимо». Вместо «каменной гряды» – «мола». Получилось неплохо: «Миноносец мчался мимо мола…» А дальше пошло совсем хорошо: «Мутное море молчало. Мелькали маяки. Маневрируя между мелями, мичман Малинкин миновал мыс Марии…»
Я поставил точку, покурил, прошёлся по комнате. Потом прочитал всё сначала, и, знаете, мне понравилось: «Мутное море молчало…» Просто здорово!
Я снова сел к столу… Просидел час, два, три. Мрачные мысли метались в моём мозгу. Слова на «м» толклись перед глазами, как мухи, и ни одно из них не влезало в рассказ.
Утром, злой и усталый, я сел завтракать. Жена заботливо налила мне крепкого кофе, но я отодвинул стакан и мрачно произнёс:
– Маша, можно мне молока?
Со мной творилось что-то неладное. Я понял, что медленно схожу с ума.
Жена, должно быть, тоже это заметила. Я поделился с ней своим горем.
– Какие пустяки, – сказала она. – Брось этот рассказ, напиши другой.
Помнишь, ты хотел про то, как сын не даёт покоя родителям?
Я с радостью согласился, немедленно сел к столу и начал:
«Мария Михайловна моет маленькую Машеньку, Митя мешает матери.
– Мама, – мычит мальчик, – мама, мамочка…
Мария Михайловна молчит.
– Мамуля, – мурлычет Митя, – можно мне маленькую морковку?
– Можно, милый.
– Мамуля, морковку моют?
– Моют, Митя.
– Мылом?
Мария Михайловна мрачнеет.
– Митя, мальчик мой милый, молчи…»
Я встал, покурил, а когда вернулся к столу, с ужасом обнаружил, что опять весь рассказ получился на «м», и опять, как вчера, заплясали перед глазами мухи, мотыльки, малиновки, «мессершмитты», моль…
|
«Довольно, – решил я, – не буду про маленьких мальчиков… Напишу лучше про большого зверя. Вот, например:
«Матёрый медведь молча мотал мохнатой мордой…»
Я вовремя остановился. «Нет, – решил я, – и про медведя нельзя. Лучше что-нибудь о природе, о луне… Это успокаивает…» И я написал:
«Мельница. Молодой месяц мелькнул между мрачными…»
И здесь это «м»! Напишу-ка лучше про насекомых. Я обмакнул перо и твёрдо вывел заглавие:
«Мужественный муравей…»
Бросил ручку, надел пальто, вышел на улицу. Морозило. Молодой мужчина мёл мостовую. Миновав Москворецкий мост, мечтал милиционер.
Мимо меня мчались машины, мотоциклы… Я бросился домой…
Медный маятник мерно мерял минуты.
– Мама, Мурка мучает мышку! – кричала дочка из кухни.
Я окончательно растерялся. Столько слов на «м»! Неужели из них ничего нельзя склеить?
Я решительно взялся за перо, и все слова на «м» мгновенно разбежались.
Я застонал.
Встревоженная жена посоветовала заглянуть в энциклопедию.
Полчаса спустя, в библиотеке, я выдавил из себя:
– Энциклопедию!
– Вам Большую Советскую? – вежливо спросила библиотекарша.
– Малую! – закричал я на весь зал. – Мне Малую! Должно быть, меня
приняли за сумасшедшего… Но это ничего. Зато я выписал все слова на «м» и вечером во всеоружии сел к столу. Злосчастный рассказ быстро подвигался вперёд. Хотите прочитать отрывочек? Пожалуйста:
«Миловидный мохнатый мальчик мешал молодому математику мерить медным меридианом Москворецкий мост. Мучая могучего мамонта, мёртвые мухи махали мушкетами… Малиновая мартышка миролюбиво мяукала:
– Мудрец, миленький, можно мне мухомора?
Мелодично мычали морские млекопитающие…»
Что, скажете – плохо? А попробуйте напишите получше. А потом, ведь вы же не знаете, чем это кончится…
Впрочем, и я не знаю: вчера опять звонили из редакции… Подходила жена.
Она говорит, что у них там вышла ошибка: художник нарисовал не «М», а «Н»!
Пришлось бросить этот рассказ… Но неужели нужно начинать новый, на «Н»?
(1980-е)
1. Что вы можете сказать о повествователе?
2. Как повествователь относится к своей работе?
3. Какова тема рассказа?
4. Как можно назвать основные приёмы, на которых построен рассказ?
5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?
6. В чём особенность финала рассказа?
Вариант 2. Поэтический текст
Содержание ↑
Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
Рекомендуемый объём – 200–250 слов.
Иван Алексеевич Бунин (1870–1953)
* * *
Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.
Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал –
И сад зашумел от дождя.
И ветер, играя листвой,
Смешал молодые берёзки,
И солнечный луч, как живой,
Зажёг задрожавшие блёстки,
А лужи налил синевой.
Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.
(1900)
1. Что можно сказать о лирическом герое этого стихотворения? О чём он думает, что он чувствует?
2. С помощью каких художественных приёмов Бунин описывает природу?
3. Помогают ли размер и строфа стихотворения раскрытию его содержания?
4. Что можно сказать о лексике стихотворения? Зачем автор выбирает именно эти слова?
5. Зачем в последних восьми строках так много глаголов в начальной форме?
Критерии оценивания
Содержание ↑
Критерии оценивания | Баллы |
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 | |
Общая логика текста и композиция работы. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 | |
Подкрепление доказательств текстом, уместность цитирования. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Максимальный балл |
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Содержание ↑