Класс: 6 класс / Предмет: Русская литература / Этап: Школьный / Год: 2017-2018 / Город: Москва /
5 класс
Задание 1[30 баллов] «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..»
Содержание ↑
Прочитайте.
«Ну, […], – ему сказала,
Коль умел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.
Дай мне место для покою
Да ухаживай за мною
Сколько смыслишь. Да смотри:
По три утренни зари
Выпущай меня на волю
Погулять по чисту полю.
По исходе же трёх дней
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине;
Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами < …>
1. Напишите имя автора и название произведения, откуда взят этот отрывок.
2. Вставьте имя персонажа, пропущенное в первой строке.
3. Напишите имя персонажа, который говорит эти слова.
4. Объясните значение выделенных слов и выражений.
5. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог коня из произведения, откуда взят отрывок, о своём хозяине. Объём – около 100 слов.
Ответы и критерии оценивания
Содержание ↑
1. П.П. Ершов, «Конёк-Горбунок» (1 балл).
2. Иван (1 балл).
3. (Волшебная) кобылица (1 балл).
4. Вершок – мера длины, равная приблизительно 4,5 см (1 балл).
Аршин – мера длины, равная приблизительно 71 см (1 балл). В сказке эти слова могут употребляться как примеры художественного преуменьшения и преувеличения.
5. Монолог коня
Занимательность содержания, точность характеристик, наличие/отсутствие фактических ошибок | 0–10 баллов |
Обращение к тексту произведения | 0–5 баллов |
Единство стиля и общая логика текста | 0–5 баллов |
Общая грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок) | 0–5 баллов |
Итого | 25 баллов |
|
Задание 2. [40 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ
Содержание ↑
Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них.
Вариант 1. Прозаический текст
Содержание ↑
Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
Рекомендуемый объём – 150–200 слов.
Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг, 1880–1932)
БРОДЯЧИЙ ПЁС
Медленно покачиваясь, я возвращался с моря в свою лесную сторожку, нагруженный, как мул, купальным костюмом, халатом, сеткой с овощами и подобранными у тростников дикими грушами. У колодца я обернулся: сзади меня кто-то вежливо вздохнул, словно хотел сказать: «Обернитесь, пожалуйста».
Из тростниковых джунглей вышла на тропинку тощая долговязая собака из той же незнатной породы, у которой хвост крендельком, а уши варениками. Я остановился, пёс тоже. Он внимательно, опытным глазом бродяги осмотрел мои пожитки, мою выгоревшую на солнце куртку, моё лицо и, когда я снова стал подыматься в гору, решительно пошёл за мной, точно я был его дедушкой, с которым он встретился после многолетней разлуки.
Его решение было нетрудно понять: «Нездешний… Не фермер – фермеры не купаются… Мяса не ест, но пустой желудок можно и супом с хлебом наполнить. Не злой, скорее добрый, стало быть, не прогонит. Из той породы людей, которые каждый год наезжают со всех сторон в Прованс, чтобы валяться на песке у моря и ничего не делать. Вроде бродячих собак…»
Пёс не ошибся, я его не прогнал и у дверей сторожки исполнил первый долг гостеприимства: дал ему в жестянке из-под сардинок холодной колодезной воды. Жестянка была гораздо меньше собачьей жажды, но я терпеливо подливал воду, пока пёс, из вежливости омочив последний раз язык, не взглянул на меня благодарными глазами:
|
– Спасибо.
Он немного хитрил со мной, но что ж – не схитришь – не поужинаешь… такая уж судьба всех бродяг.
Я сидел в сторожке, он у порога, снаружи. Он, конечно, постарался мне объяснить, как умел, что он совсем не хочет есть, что пошёл он за мной только потому, что я ему понравился. Осторожно, словно невзначай, перенёс он переднюю лапу за порог. Но я очень люблю собак и очень не люблю блох – глаза наши встретились, и он понял, что поужинать и на дворе можно.
Я размочил сухой хлеб в разбавленном водой скисшем молоке (не бежать же мне на соседнюю ферму за сливками!). Пёс съел. Он был очень голоден – впалые бока, чуть-чуть торопливые глотки… Но не чавкал, старался есть медленно, с достоинством, как не всегда едят даже сытые мальчики.
Потом я разогрел рисовый суп с томатами. Блюдо не совсем подходящее, но разве у меня собачья кухмистерская?
Мы честно поделили между собой суп, а на закуску я ему дал бумагу изпод масла, которую он, жмуря глаза от удовольствия, старательно облизал – так облизал, что бумажка совсем прозрачной стала. От вина отказался. Даже обиделся, как, впрочем, собаки всегда обижаются, если человек им что-то несуразное предложит. И в самом деле: предложи вам кто-нибудь после ужина копировальных чернил, разве вы не обиделись бы?
Из виноградника выполз с киркой старичок Сангинетти, хозяин моего жилища, маленький, похожий на хитрую ящерицу, человечек. Посмотрел на лежавшую у порога собаку, почмокал плохо выбритой губой и сказал:
|
– Ваш пёс? Не ваш? Здесь ни у кого такого нет – уж я знаю… Не люблю ни кошек, ни собак! Кошки – воровки, собаки кусаются. Вот вы её накормили, а она вам за это, хи-хи, брюки порвёт…
Вздор какой! Какая собака обидит человека, который её накормил и у своего порога приветил?
Псу тоже не понравился сухой, похожий на шорох выцветших листьев кукурузы, голос старичка. Он толкнул меня носом в колени, вильнул дважды хвостом (ужин был неважный, особенно вилять не стоило) и, презрительно обогнув старого клеветника, исчез за холмом в кустах можжевельника. Сыт, вечер тихий и тёплый – а что завтра будет, об этом только люди думают…
(1926)
1. Что можно сказать о рассказчике? Обоснуйте свои умозаключения, обратившись к тексту.
2. Как рассказчик относится к природе?
3. Как показан в рассказе пёс? С помощью каких художественных приёмов?
4. Зачем в рассказе нужен образ «старичка Сангинетти»?
5. Какие художественные детали (в первую очередь портретные) вам запомнились? Почему?
6. Как вы понимаете смысл финала (последнее предложение) рассказа?
Вариант 2. Поэтический текст
Содержание ↑
Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
Рекомендуемый объём – 150–200 слов.
Майя Ивановна Борисова (1932–1996)