Соединённая Артиллерийская и Инженерная школа




ВЕК ВОЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Мы начали учиться у наших западных соседей с пушки,

а затем уже перешли к другим отраслям знания

В. О. Ключевский

НАВИГАЦИОННЫЕ, АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ

Школа Математических и Навигацких наук

В начале XVIII столетия в России появились школы[1], которые активно готовили военных специалистов: Математических и Навигационных наук, Инженерная, Артиллерийская и Госпитальная.

Школа математических и навигацких наук основана Петром Великим в 1701 году, после первого путешествия царя по Европе. Указ об учреждении школы вышел 14 января. В школу велено было принимать сыновей «дворянских, дьячих, подъячих, из домов боярских и других чинов» от 12 до 17 лет. Комплект учеников школы определили в 500 человек. «Кормовые деньги» получали те учащиеся, которые имели в собственности меньше пяти крестьянских дворов. Школа служила для образования русских морских офицеров и давала начальную профессиональную подготовку инженерам, артиллеристам и геодезистам. В школе обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению и «рапирной науке». Главным предметом изучения были математические и навигационные науки. Школа выпускала молодых людей во все роды оружия и службы, военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний или просто знания русской грамоты. Воспитанники выходили из школы офицерами во флот, унтер-офицерами в артиллерийские команды, кондукторами при генерал-квартирмейстере или инженере. Здесь получали образование будущие архитекторы, гражданские чиновники и учителя в другие школы. Ученики из низшего сословия становились писарями, помощниками на разных должностях в адмиралтействе.

Школа математических и навигацких наук, первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище, находилась в ведении Оружейной палаты, которой руководил Фёдор Алексеевич Головин (1650 – 1706), и подчинялась Пушкарскому приказу. Школа располагалась в Сухаревой башне и занимала все строения и земли, к ней относящиеся. Изначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс (1670 – 1735). После смерти Ф. А. Головина школа перешла в ведение Приказа Морского флота, а затем, в 1712г., в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Фёдор Матвеевич Апраксин (1661 – 1728).

В 1712 г. школа была расширена, на основании царского указа в ней появились дополнительные инженерные и артиллерийские классы. В том же году часть учеников артиллерийских и инженерных классов школы были переведены в Санкт-Петербург, и на их основе были созданы самостоятельные учреждения — инженерная и артиллерийская школы.

В 1715 г. в Санкт-Петербурге была учреждена Морская Академия на основе навигаторских классов школы, и московская Школа математических и навигацких наук стала подготовительным учебным заведением для Академии.

В 1719 году в Санкт-Петербурге была учрежденаИнженерная рота, куда было предписано перевести учеников из инженерных классов в Сухаревой башне.

Школа математических и навигацких наук постепенно потеряла свою самостоятельность, став подготовительным учебным заведением, и была упразднена в 1753 г. На правопреемство со школой претендовали многочисленные военные учебные заведения, образованные позже.

 

Инженерные школы

Первая Военно-Инженерная школа была учреждена в Москве. По именному Указу Петра от 16 января 1712 г. надлежало «…школу инженерную умножить, а именно учеников из русских, которые учены цифири или на Сухареву башню, для сего учения посылать, а когда арифметику окончат, учить геометрию столько, сколько до инженерства надлежит; а потом отдавать инженеру учить фортификацию и держать всегда полное число 100 человек или 150, из коих две трети или по нужде были из дворянских людей». Однако, к концу 1713 г. в школе было только 23 человека, и вскоре последовал указ Сената, который предписывал Военной канцелярии «набрать ещё 77 человек из всяких чинов людей», а также из «царедворцовых детей, за которыми есть до 50-ти дворов; и учить их инженерной науке, чтобы они могли воспринять учение».

В 1719 г. в Санкт-Петербурге была учреждена Инженерная рота, куда было предписано перевести учеников из московских инженерных классов. В «диспозицию» командира роты инженера-полковника Алферия Степановича де Кулона (Aldebert de Vachery de Coulon (ум.1739); позднее генерал-лейтенант русской службы и обер-комендант Выборга) прибыли ученики (68 человек или 74?) вместе со своими учителями-инженерами, имеющимися инструментами и прочим имуществом. Согласно полученному предписанию, де Кулон распределил их в учение к офицерам той же инженерной команды. Эти ученики служили в роте рядовыми, получали соответствующее жалованье, жили на вольнонаёмных квартирах. Школа долгое время не имела отдельного казённого помещения. К 1724 г. в школе обучались до 100 учеников, их знания постоянно тестировали. В школе при Инженерной роте обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, фортификации, гидравлике. Практические занятия для учеников, инженеров и минёров, проходили в Канцах (Ниеншанце), для них Канцелярия Главной Артиллерии отпускала «припасы и материалы». Успешные ученики получали звание кондукторов в Инженерной команде или переходили сержантами и капралами в минерную роту. Выпускники применяли свои знания при возведении укреплений, постройке и починке крепостей. С нерадивых учеников брали штраф и направляли в рядовые минёры. В 1728 г. комплект учеников в школе был уменьшен до 60 человек (вместо положенных 150).

В 1733 г. в собственность Инженерного корпуса перешли строения на Санкт-Петербургском острове, принадлежавшие президенту Военной коллегии графу Бурхарду-Кристофу (Христофору Антоновичу) Миниху (1683 – 1767). Сюда же, в Инженерный дом, в 1734 г. была переведена с Московской стороны Инженерная школа. В 1735 г. сюда же была переведена Фортификационная контора.

В 1730-х гг. на территории Инженерного дома располагались служебные и жилые постройки - полковая церковь, школа, чертёжная и модельная каморы, архив, госпиталь, караульня, арестантская, амбары. В школе преподавали арифметику, геометрию, чистописание, рисование, фортификационное черчение, механику и проч. Ученики школы принимали участие в работах по составлению Генерального плана Санкт-Петербурга в команде инженер-майора И. Б. Зигхейма. При формировании штата второй Камчатской экспедиции ученики школы были определены в помощь офицерам, выпускникам Сухопутного Кадетского корпуса. Однако известен факт и обратного назначения: кондуктор фон Тирен преподавал в Корпусе математику. После 1730 г. ученики Инженерной школы, не закончившие курс, назначались учителями в школу для «малолетних детей из мастеровых инженерных людей», которая располагалась в Санкт-Петербургской крепости и готовила писарей и мастеровых для инженерных работ.

В царствование императрицы Анны Иоанновны (1730 - 1740) перед правительством встал вопрос о преобразовании Инженерной школы в воспитательное учреждение, поскольку было позволено небогатым дворянам привозить в школу малолетних детей в возрасте от восьми лет. Такие ученики нуждались в воспитании, надзоре и обучении, соответствующем их возрасту. Для простоты осуществления надзора над учениками начальство предпочитало устраивать их на жительство в Инженерном доме, а не на вольнонаёмных квартирах, и назначало капралов из благонадёжных старших школьников для наблюдения за младшими. День в Инженерном доме начинался в пять утра, а в девять вечера дежурный капрал обходил дом и смотрел, чтобы везде был потушен свет. Занятия в школе проводились от шести утра до полудня кондукторами, офицерами инженерного корпуса. Назначенный учитель, по сути, был занят управлением школой и Инженерным домом. Увольнение из школы было возможно только по субботам после полудня. Однако, квартиры в Инженерном доме имели самые разные служащие Инженерного корпуса, состав проживающих в нём был довольно пёстрый. Также не были выделены суммы и не утверждён порядок отправления самых естественных бытовых нужд для поступавших малолетних учеников, таких как, к примеру, стол и постель. В целом, положение школьников напоминало положение нижних военных чинов - они обязаны были нести караул и, в случае провинности, подвергались военному суду. В случае отпуска домой, ученикам предписывалось вернуться в школу вовремя, инженерных наук не забывать и, будучи в отпуске, не жениться. По последнему пункту начальство требовало предъявить подтверждение, ослушание предполагало три года каторжных работ.

Граф Миних лично проверял знания учеников Инженерной школы, когда находился в Петербурге. В 1740 г. он остался недоволен чертежами учеников и их незнанием ответов на простые вопросы о фортификации. Тем не менее, эти ученики были произведены в офицеры, поскольку требования начальства к школе не были велики.

Под управлением графа Миниха школа выпускала своих лучших учеников кондукторами 3-го класса в Инженерный корпус и сержантами в минёрную роту. Имея под своим началом артиллерию, Миних отправлял выпускников на службу в артиллерию сержантами, капралами и фурьерами. Нужно заметить, что артиллерийским наукам в Инженерной школе никогда не обучали и знания получали исключительно практические, полезные в инженерном деле. Миних требовал от учеников школы «резонных ответов» на вопросы. Граф радел о красоте инженерных чертежей: «впредь планы, тушью и разных цветов красками, рисовать, разводя те краски так, дабы натурою были тонкие и не очень тёмные и тушировать оные (планы) легко, дабы оное (туширование) было натурально, а не так как до ныне тушевали. И когда те планы во окончание будут приходить, то линии те тёмными красками подтвердить. И для того ради приказать находящимися при чертёжной мастерами вновь чертежам образцы сочинить и представить мне для опробации». Помимо ясных методических указаний по работе над чертежами, Миних заботился о том, чтобы перед глазами учеников были достойные графические образцы: «Имеющиеся при чертёжной купорштики [kupferstich, гравюра на меди - О. А.] ныне для осмотра оных представить ко мне и впредь стараться о таковых купить». Отметим здесь, что для графа Б.-К. Миниха было характерно пристальное внимание к деталям образования и быта в подведомственных ему военных учебных заведениях. По указанию графа в школу были выданы лучшие образцы рисунков от Фортификационной конторы.

По достижении 12-16 лет школьники должны были пройти экзамен в присутствии члена Военной коллегии. В случае явного провала и недостойного поведения существовала угроза передачи шестнадцатилетнего ученика в ведение Адмиралтейской коллегии для определения в матросы, что, однако, ни разу исполнено не было.

В 1739 г. на Инженерном дворе начали строительство «двух каменных палаток», в одну из которых перевели полковую инженерную церковь Св. Воскресения.

В 1741 г. обер-директором над фортификациями был назначен принц Людвиг Иоганн Вильгельм Груно Гессен-Гомбургский (1705 – 1745). С его управлением связано увеличение числа учащихся в Инженерной школе в Санкт-Петербурге до 90 человек и основание в 1742 г. Инженерной школы в Москве на 60 человек. Меры по увеличению количества учащихся были связаны с необходимостью обязательного обучения дворянских недорослей, о чём были неоднократные строгие указы правительства Военной коллегии.

К 1742 г. в Инженерной школе в Санкт-Петербурге было уже 165 учеников и они были распределены в три класса по 55 человек в каждом. С этого момента школа начинает сама готовить для себя учителей, к примеру, учителей рисования, «отобрав с этой целью 4-х учеников, двоих из русских и двоих из немцев». По распоряжению принца школа стала обеспечивать учеников необходимым имуществом и шить им мундиры за казённый счёт.

В 1744 г. по распоряжению петербургской конторы от Канцелярии Главной Артиллерии и Фортификации, временно переехавшей в Москву, в Инженерную школу были закуплены учебные пособия по арифметике и механике - сочинения Крафта в переводе Ададурова. Также в конторе и в самой школе были переведены иностранные сочинения, купленные генерал-лейтенантом от фортификации бароном Иоганном Людвигом Люберасом (1687 – 1752). Это были книги по фортификации, математике, архитектуре военной и гражданской, мостостроению, строительству дорог и ландшафтному дизайну. В школе было введено преподавание дополнительных предметов, к примеру, механики.

С 1756 г. Инженерная школа поступила под особое ведение генерал-аншефа инженера Авраама Петровича Ганнибала (1696 – 1781), который произвёл важное нововведение в практике образования учеников - школа получила учебный полигон на Выборгской стороне.

Артиллерийские школы

Одновременно с инженерными школами в начале XVIII в. возникли школы артиллерийские. При бомбардирской роте лейб-гвардииПреображенского полка существовала ротная школа, в которой новобранцам преподавали теоретические основы артиллерийского дела. Сама бомбардирская рота существовала с 1695 г. Царь, в качестве командира роты, лично следил за обучением бомбардиров. В школе преподавали арифметику, геометрию, начала тригонометрии, фортификацию и артиллерию. Теоретический курс сопровождался практическими занятиями. Успешно закончившие школу ученики получали звание бомбардира и служили в гвардейской и полевой артиллерии.

В 1712 г. был дан Высочайший указ Сенату набрать 20 дворян и отдать их в обучение генерал-майору от артиллерии Ивану Яковлевичу Гинтеру (1670 – 1729). И. Я. Гинтер возглавил сформировавшийся Артиллерийский полк и школу при нём. В школе обучали арифметике, геометрии, началам тригонометрии, фортификации (полевые укрепления, атака крепостей) и артиллерии (построение масштабов, вычерчивание лафетов и орудий, приготовление пороха и правила стрельбы). Теоретический курс наук подтверждали практическими занятиями. Успешно закончившие курс школы получали звание бомбардира, могли служить в гвардейской и полевой артиллерии и, при наличии вакансии, стать офицерами. В 1728 г. Гинтер был утверждён в звании генерал-фельдцейхмейстера русской армии, ранее сменив на этом посту Я. В. Брюса.

В 1721 г. Высочайшим указом была основана особая школа на 30 человек, в которой обучались состоящие на службе артиллеристы. В 1730 г. в Санкт-Петербурге по распоряжению Канцелярии Главной артиллерии и фортификации была учреждена Артиллерийская школа на 60 человек с целью приготовления канцелярских и полковых писарей из сыновей «мастеровых и прочих артиллерийских служителей» в возрасте от 7 до 15 лет, которых в школе содержали на полном казённом иждивении. Впоследствии эта школа получила название Артиллерийской Арифметической. Здесь обучали «словесной и письменной науке», а также арифметике, геометрии и тригонометрии. Занятия проводились с пяти до одиннадцати утра, и от часа до шести после обеда. Школа размещалась на Литейной напротив артиллерийского двора. Заведовал учебным процессом и хозяйством школы штык-юнкер Воронов, с 1733 г. его сменил Борисов из Московской артиллерийской школы. Осваивая «словесную науку», ученики переходили от чтения букваря к часослову и псалтырю. Следующим этапом было изучение «письменной науки» и наук «принадлежащих к артиллерии» (от арифметики до тригонометрии). С 1733 г. в школе стали преподавать рисование. Канцелярия предписала отобрать 12 способных школьников для обучения у мастера «медного резного дела» Фридрихсона из Санкт-Петербургского арсенала. Следующим шагом Канцелярии было введение в школе занятий по военной экзерциции. Неспособных учеников по достижению ими 16 лет отправляли служить солдатами или мастеровыми по артиллерийской части в соответствии с их личным выбором. Канцелярия оставляла в школе за малолетством хромых, кривых и разбитых параличом, которых следовало «от болезни пользовать и, сколько возможно, науке обучать».

Обмундирование школьников состояло из «верхнего мундира» (кафтан, камзол, штаны), который шили из толстого русского сукна и выдавали на четыре года. «Нижний мундир» (бельё) и обувь выдавали ежегодно. Канцелярия следила за всеми расходами, в том числе на провиант, дрова, свечи и учебные и письменные принадлежности. Школа находилась в деревянном доме с гонтовою кровлею, украшенною углами и уступами из зелёного изразца. К школе примыкал обширный двор, где находились кухни, бани, погреба и надворная печь для выпечки хлеба и лёгкого кушанья в летнее время, когда все печи в доме запечатывались во избежание пожара.

Школьники обязаны были каждый месяц являться на смотр к генерал-фельдцейхмейстеру графу Миниху вместе с «арсенальными и обоих пороховых заводов мастеровыми людьми».

В 1735 г. генерал-фельдцейхмейстер принц Л.-И.-В. Гессен-Гомбургский, сменивший на этом посту графа Б.-К. Миниха, сделал попытку восстановить Артиллерийскую Школу при Лабораторном доме, основанную Петром Великим, в которой к этому времени не осталось ни одного ученика. С этой целью были переведены в Санкт-Петербург из Московской Артиллерийской школы несколько «дворянских и офицерских детей» и была учреждена новая школа, которую в том же году соединили со школой для «пушкарских детей» и образовали единое военно-учебное заведение под названием Санкт-Петербургская Артиллерийская школа. Школа состояла из двух отделений. В одном учились «пушкарские дети», которых готовили в писари и мастеровые - 60 человек; в другом - дети дворян и офицеров, которых обучали «математическим наукам и артиллерийскому искусству» и выпускали унтер-офицерами в артиллерию - 30 человек. Дворянское отделение было разделено на три класса. Во втором классе обучали «масштаб набирать и... пушечных и мортирных чертежей с их принадлежностями проходить», первый (старший) класс занимали «прочими артиллерийскими науками». Учили в школе разбивке батарей и построению укреплений, а также посылали в лабораторию для «фейерверочных приготовлений». Самое большое место в школе было отведено черчению и «чистому ручному рисованию» под руководством рисовального мастера Коха и подмастерья Беренса. В школе изготавливали и копировали по заданию Канцелярии Главной артиллерии и фортификации артиллерийские, топографические, инженерные чертежи и иллюминационные картины. Вскоре школа получила неофициальное название Чертёжной. Ученики школы получали жалованье. По сути своей два отделения Санкт-Петербургской Артиллерийской школы представляли собой два независимых учебных заведения, имеющих общее хозяйство. При этом с 1737 г. утвердился порядок, по которому ученики из школы Арифметической переводились в Чертёжную по представлению своего учителя. Малолетние дворянские дети и наиболее талантливые из «детей пушкарских» осваивали курс наук в Арифметической школе, чтобы затем перейти для получения знаний по артиллерии в школу Чертёжную, преимущественно дворянскую по составу учеников.

В объединённой школе выдавали обмундирование и оружие, в избранных случаях позволяли пользоваться казёнными квартирами. Форма в Артиллерийской Чертёжной школе была похожа на одежду учеников школы Инженерной - кафтаны, камзолы и штаны шили из красного сукна. Под обучением военным экзерцициям в школе понимали обучение выправке, маршировке, ружейным приёмам. Ученики старшей Чёртёжной школы имели практические занятия и могли стрелять из ружей и пушек. Занятия проводили в летнее время. Выпуски из школы производили в тех случаях, когда в армии требовались артиллерийские унтер-офицеры. Выпускники предъявляли свои чертежи и рисунки Канцелярии и лично генерал-фельдцейхмейстеру. Успешных учеников школы ценили не меньше, чем кадет Шляхетного Корпуса.

 

Соединённая Артиллерийская и Инженерная школа

В 1756 г. генерал-фельдцейхмейстером и главным начальником над Инженерной школой был назначен граф Пётр Иванович Шувалов (1711 – 1762). Граф нашёл состояние обоих ведомств плачевным и начал свою деятельность по пути их преобразования с улучшения работы школ для подготовки артиллеристов и инженеров. В 1758 г. Артиллерийская и Инженерная школа были соединены в одно учебное заведение, и это было первым шагом к преобразованию школы в кадетский корпус.

Генерал-фельдцейхмейстер принял под свою «особенную дирекцию» Соединённую Артиллерийскую и Инженерную школу 22 августа 1758 г. Тогда же обе школы были соединены на Инженерном дворе на Петроградской стороне. Были объединены программы обучения, и воспитанники обеих школ изучали как артиллерию, так и фортификацию. Все ученики дворянской Артиллерийской и Инженерной школ были уравнены в получаемом жалованье, было улучшено их обмундирование, «построены» парадные мундиры и повседневные кафтаны. Число дворянского отделения школы, обучавшихся артиллерийскому и инженерному делу составило 135 человек.

В распоряжении школы находился учебный полигон на Выборгской стороне, устроенный в 1753 г. по распоряжению генерал-инженера А. П. Ганнибала. Во время практических занятий на полигоне старшие ученики Соединённой школы исполняли обязанности унтер-офицеров, капралов и рядовых, а младшие «примечая ученье, и сами учились, глядя на старших».

При школе в 1759 г. открылась Соединённая Солдатская школа, образованная из Арифметической школы для солдатских детей и Инженерной школы для детей инженерных служителей, находившейся в Санкт-Петербургской крепости. Между солдатской и дворянской школой соблюдали разделение, чтобы недоросли из дворян «не могли принимать привычек, несвойственных благородным людям».

Начальником над Соединённой школой был утверждён инженер-капитан Михаил Иванович Мордвинов (1730 - 1782; выпускник Сухопутного Шляхетного Кадетского корпуса в 1747 г.; директор АИШКК, генерал-инженер, генерал-майор). Будучи ранее директором Инженерной школы, М. И. Мордвинов ввёл в программу обучения преподавание немецкого языка и, вместе со своими помощниками, составил математические и фортификационные учебники. В Соединённую школу по распоряжению директора стали выписывать русские и иностранные газеты, была устроена библиотека, музей, лазарет. Из инженерной чертёжной каморы в школу были переданы модели, было увеличено количество часов для изучения военных наук. Для успешного пополнения школы учебными пособиями была заведена типография.

В Соединённой школе преподавали лучшие учителя из школ Артиллерийской и Инженерной. Из школы вышли учителя для АИШКК, составившие сочинения и переводы по различным отраслям военных наук: Картмазов - по фортификации, Я. П. Козельский - по начальной математике, Вельяшев - Волынцев - по математике и артиллерии. Курс Вельяшева-Волынцова «Артиллерийские Предложения», изданный в 1767 г., был до 1816 г. единственным руководством для российских артиллеристов.

В 1759 – 1761 гг. в школе проходил обучение герой 1812 г. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1747 – 1813), в будущем великий полководец, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский. 20 декабря 1759 г. ордером, данным графом Шуваловым, он был произведён в инженер-кондукторы 1-го класса и оставлен при школе «к вспоможению офицерам для обучения прочих». Продолжая курс наук, Кутузов занимался преподаванием арифметики и геометрии в Соединённой Солдатской школе. В 1761 г. М. И. Голенищев-Кутузов в возрасте 14 лет был произведён в прапорщики и отчислен от школы в действительную службу с формулярным списком, в котором было показано, что он сверх математических и других наук, хорошо знал немецкий и французский языки и «разумел автора» на латинском.

 

Военные школы, созданные по указам Петра I, легли в основу научного образования русских артиллеристов, военных моряков, инженеров и других военных специалистов. Обучение в школах было кратким, от двух до четырёх лет. В школах не предполагали глубокого и разностороннего образования для молодых дворян для их службы в офицерских должностях. Поступая унтер-офицерами и кондукторами в воинские части, выпускники совершенствовали свои практические знания и навыки и занимали офицерские должности по мере их освобождения. Школы не предполагали давать своим ученикам должное воспитание в духе следования военным традициям, не было в школах соответствующего дворянским юношам гуманитарного образования. Количество выпускников школ не соответствовало потребностям армии в офицерских кадрах. У правительства возникла необходимость в создании военно-учебных заведений закрытого типа с более длительным обучением - кадетских корпусов.

 

27 апреля 1759 г. граф П. И. Шувалов представил свой подробный проект об учреждении корпуса для артиллерии и инженерства императрице Елизавете Петровне. Государыня одобрила усиление денежных средств на содержание Соединённой Артиллерийской и Инженерной школы, осуществление другого замысла графа Шувалова отложила кончина императрицы в 1761 г.

В программу организации корпуса, предложенную Шуваловым, входило строительство единого здания для обучения и проживания кадет и преподавателей. В корпусе предполагали обучать определённое число штатных воспитанников, всего 272 человека в четырёх ротах, одна из которых - бомбардирская. Общий стол, обмундирование и амуниция, согласно проекту, были за счёт казны. На собственном коште предполагалось принимать сверхкомплектных воспитанников. Приёму в корпус подлежали сыновья русских и остзейских дворян, «а буде кто из иностранных дворян пожелает, таковых записывать с обязательством вечного подданства». Унтер-офицерские должности в ротах претенденты могли замещать после обязательного пятилетнего обучения в кадетских классах и двухлетнего обучения в старшем военном классе. Личному контролю со стороны генерал-фельдцейхмейстера подлежали приём в корпус и выпуск из корпуса офицерами в действительную службу после обязательного семилетнего образования, назначение в него должностных лиц, а также разрешение вопросов, не определённых регламентом.

Согласно проекту П. И. Шувалова изучение наук подразделялось на три отдела: 1.- французский и немецкий язык, история и география, гражданская архитектура, химия, натуральная история, военные экзерциции, танцевание, фехтование, верховая езда; 2. - арифметика, алгебра, геометрия; 3. - артиллерия. фортификация, фейерверочное искусство, рисование и черчение. Для практического обучения военным наукам предполагалось каждый учебный год выводить весь корпус за город в учебный лагерь на два месяца. В особом военном классе программа предполагала изучение предметов, касающихся устройства, управления войск и их употребления в бою, в том числе воспитанники были должны «читать всех военных авторов и делать на них рефлекцы; рассуждать о всех знатных баталиях и акциях», а также «рассуждать о всех нынешних политических делах в Европе и о военных силах других держав». Управление корпусом определялось из директора, штаба, штабной канцелярии, лазаретной части, церковного причта, полиции (или экономии), учительского штата. Различные части должны были снабжаться определённым числом высших чинов, музыкантов и служителей. На содержание корпуса была исчислена сумма в 60.700 рублей ежегодно.

Важнейшей особенностью преобразования Соединённой Артиллерийской и Инженерной школы в корпус П. И. Шувалов видел воспитательную часть и общее умственное и нравственное развитие и образование молодых дворян, готовящихся занять в армии офицерские должности. Граф Шувалов ценил офицеров-наставников в корпусе и определил для них жалованье, превышающее содержание офицеров в армии в два-три раза. Для успешного прохождения службы офицерами, выпускающимися из корпуса, граф рекомендовал постепенное замещение воспитанниками корпуса всех должностей в армии, «требующих особливо специального научного образования». При выпуске из корпуса предполагалось проводить публичные экзамены.

 

В кратковременное царствование императора Петра III возник проект об объединении всех военно-учебных заведений в единый корпус. Авторы проекта предполагали соединить существующие к тому времени Сухопутный и Морской Кадетские корпуса и Соединённую Артиллерийскую и Инженерную школу, чтобы воспитанники этих заведений могли в равной степени пользоваться милостью монарха и имели одинаковое воспитание и образ мыслей. Руководство корпусом предполагалось доверить генерал-поручику Ивану Ивановичу Шувалову (1727 – 1797), главному директору Сухопутного Шляхетного Корпуса. В соединённом корпусе намеревались содержать 920 кадет, разделённых на 8 рот, с кавалерийским при них эскадроном. На содержание корпуса должно было отпускаться около 170 тысяч рублей. Пришедшая к власти императрица Екатерина II вернулась к тому порядку, в котором военно-учебные заведения находились в царствование Елизаветы Петровны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: