Образование и культура Украины во времена Литовского княжества и Речи Посполитой (XIV-XVI вв.)




 

Созданием высшей школы первым занялся князь Константин Острожский ─ волынский магнат, занимавший высокие правительственные должности. Понимая значение образования, он основал в своем имении в 1576 г. школу, известную под названием Острожской академии. Чтобы обеспечить школе высокий статус, К. Острожский пригласил преподавать в ней выдающихся украинских и иностранных ученых. Возглавил Академию Г. Смотрицкий. В Острожском культурно-образовательном центре преподавания сочеталось с научной, переводческой и издательской деятельностью. Обучение осуществлялось по распространенной в Европе системе "семи свободных искусств". Здесь изучались богословие и философия, математика и астрономия, диалектика и логика, старославянский, польский, греческий и латинский языки. С 1576 г. Начала действовать типография Ивана Федорова, в которой издали более 30 наименований книг. В академии учились будущий гетман Петр Конашевич-Сагайдачный и ученый писатель Мелетий Смотрицкий.

Острожская академия оставила значительный след в истории образования и духовной жизни Украины. Ее весомой культурной достопримечательностью было издание в 1581 году на славянском языке полной художественно иллюстрированной Библии, текст которой употреблялся при богослужении в православных церквях. Острожская академия, давая образование местной молодежи, стала образцом для других школ. В ней подготовили целую плеяду известных культурных и церковных деятелей, писателей-полемистов и переводчиков

Уже с середины XIV в. много украинцев ездили на обучение в европейские университеты, а также принимали активное участие в тогдашних культурных процессах. В 1483 г., в Риме вышла в свет первая (из известных до сих пор) печатная книга, автором которой был украинец ─ Юрий Дрогобыч-Котермак (1450 ─ 1494 гг.). Он получил начальное образование в Дрогобыче, среднее ─ во Львове, а степень бакалавра и магистра в Краковском университете. В Болонском университете он стал первым украинским доктором искусств и доктором медицины, преподавал медицину и астрономию. В 1481 ─ 1482 годах был ректором Болонского университета ─ в то время центра передовых гуманистических течений, прежде всего в естествознании и философии. Юрий Дрогобычпервый отечественный автор печатной книги. Его научная деятельность была известна во многих странах Европы, его труды хранятся в библиотеках и архивах Франции, Германии, Италии, Польши.

Другой знаменитый украинский поэт-гуманист, педагог ─ Павел Процелер (Русин) ( 1470 ─ 1517) происходит из города Кросно (ныне воеводство Польши). Он учился и преподавал в Краковском университете, имел ученую степень магистра, которая давал ему право возглавлять кафедру римской литературы. Павла Русина считают первым поэтом-гуманистом Украины, хотя писал он на латыни. Парадокс древнеукраинской литературной жизни состоял в том, что православное духовенство (немало поэтов тех времен были священниками), которое сопротивлялось католицизму, было обучено и учило своих воспитанников в латинском духе. Латинским языком написаны едва ли не все лучшие произведения древнеукраинской поэзии под влиянием идей Возрождения, которые приходили в украинскую культуру вместе с латынью.

К выдающимся украинским гуманистам относится и Станислав Ореховский-Роксолан (1513 ─ 1566 гг.). Начальное образование он получил в Перемышле, а дальше учился в Краковском, Венском, Виттенбергском, Падуанском, Болонском университетах. Во время учебы в Виттенбергском университете С. Ореховский познакомился с основателем реформационного движения в Европе М. Лютером. Подавляющее большинство ученых считает именно Станислава Ореховского основателем полемической литературы. Он был талантливым оратором, публицистом, историком, философом. Центральным принципом гуманизма Ореховского была идея общего блага, основу которой составляют патриотизм, служение государству, общественная активность. Наибольшее значение он отдавал патриотизму, который возводился в ранг высшей добродетели.

Наряду со Станиславом Ореховский работала целая плеяда блестяще образованных украинских гуманистов. Иван Туробинський-Рутенец внес значительный вклад в развитие науки правоведения. Получив образование в Краковском университете, впоследствии стал профессором и ректором этого университета. Григорий Чуй-Русин также получил образование в Краковском университете. В течение жизни работал ректором коллегии в Перемышле, преподавал поэтику и риторику, был профессором Краковского университета. Стихи Григория Чуй-Русина приобрели европейскую известность.

Основатели украинской гуманистической культуры Юрий Дрогобыч, Павел Русин из Кросна, Станислав Ореховский, Григорий Чуй-Русин и другие внесли весомый вклад в развитие правоведческой науки. В числе первых в европейской философской мысли они отрицали божественное происхождение власти, высказывали идеи просвещенной монархии, ограничения ее власти законом, выступали против подчинения светской власти духовной. Деятельность украинских гуманистов оставила заметный след в истории украинской культуры, способствовала развитию и распространению патриотических чувств, пробуждению национального сознания, распространению просвещения и научных знаний в Украине.

Идеи Возрождения и Реформации нашли отражение в украинской полемической литературе конца XVI ─ начала XVII в. В это время было создано около 140 крупных полемических сочинений, из которых около 80 написано католиками и униатами, около 60 - православными. Среди наиболее известных полемистов выделяют творчество Христофора Филалета, Стефана Зизания, Ивана Вышенского, Мелетия Смотрицкого и др. Полемисты разделяли реформационные идеи о демократиизации церкви. Они исповедовали идеалы добра, справедливости, честности, свободы совести, были настоящими патриотами своего народа.

Развитие образования стимулировал появление первых учебников, которые показали достаточно высокий уровень учебно-методической работы в украинских учебных заведениях. В 1591 г. во Львовской братской школе на двух языках (украинском и греческом) была издана греко-славянская грамматика "Адельфотес" ("Братство"), по которой ученики учились греческому и старославянскому языкам. В 1596 г. в Вильне напечатана "Грамматика словенская", автором которой был преподаватель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Там же в 1619 г. вышла "Грамматика словенская" Мелетия Смотрицкого. По этому учебнику, который М.В. Ломоносов называл "вратами учености", около 150 лет (до конца XVIII в.) обучались языку учащиеся православных школ. Большое значение имела книга ученого-лингвиста П. Беринды "Лексикон словено-российский и имен толкования" (Киев, 1627 г.). В этой книге были переведены со славянского на украинский язык около 7 тыс. существительных с толкованиями.

Важнейшим событием середины XVI в. стало создание " Пересопницкого Евангелия" ― выдающейся рукописной памятки украинской духовной культуры. Эта книга, прежде всего, прорыв в средневековом сознании. И, одновременно, адаптация книжного церковнославянского языка к живому народному украинскому языку.

Весомая роль в развитии образования принадлежиткнигопечатанию. Появление книгопечатания ─ значительная веха в развитии культуры украинского народа, серьезный фактор в формировании национального сознания. Печатная книга, кроме своего функционального назначения, основала и новый этап в истории культуры - искусство книгопечатания. Собственно, книгопечатание стало одновременно и проявлением гуманистических тенденций в украинской истории и оружием представителей отечественного гуманизма в борьбе за независимость. Печатная книга составляла синтез графического искусства и полиграфической техники. Первые книги, печатные кириллицей, появились в 1491г. в Краковской типографии, просуществовавшая недолго, поскольку сразу возникли трения с католической церковью. Однако книги из этой типографии успели распространиться на Украине. В начале XVI в. (1517 ─ 1518 гг.) печатание книг кириллическим шрифтом стал издавать белорусский ученый Франциск Скорина. В 1572 г. русский первопечатник Иван Федоров прибыл во Львов и при поддержке граждан организовал типографию, в которой в 1574 г. напечатал "Апостол" и тем самым положил начало развитию книгопечатания в Украине. Одновременно с "Апостолом" И. Федоров издал учебные книги - буквари. Переехав в Острог, И. Федоров воплотил мечту князя Константина Острожского, решившего издать полный текст Библии. Тогда же были напечатаны "Букварь", "Новый Завет" и "Псалтырь", "Хронология" Андрея Римши.

Следующим этапом в развитии книгопечатания является деятельность Львовской братской типографии. Львовская типография продолжала традиции отечественной печати, но ее деятельность не является формальным подражанием печатной практики. В первых своих изданиях типография Львовского братства попыталась реформировать церковно-славянский кириллический шрифт. И хотя изменения касались лишь прописных букв, значение этого события было весомое.

С 1615 г. развернула свою деятельность типография Киево-Печерской лавры, основанная архимандритом Елисеем Плетенецким. За несколько лет она стала самой мощной в Украине, отличалась разнообразием тематики и высокохудожественным уровнем изданий. Здесь печатались П. Конашевич-Сагайдачный, К. Сакович, З. Копыстенский П. Беринда. Таким образом, наряду с усвоением и развитием традиций книгопечатания Ивана Федорова, в конце XVI ─ начале XVII в. Украинские мастера вели поиски новых средств и элементов как в организации печати, так и в оформлении книг. Попытка реформировать церковнославянский кириллический шрифт, обогащение книги новыми высокохудожественными украшениями, в которых сочетались элементы искусства Возрождения с творчеством украинских народных мастеров, свидетельствуют о плодотворном развитие книгопечатания в данный период.

Идеи Ренессанса постепенно нашли воплощение в украинской художественной культуре. Произошло разделение искусства на профессиональное и народное. Появление профессионального искусства обусловило потребность в квалифицированных специалистах, широкому применению европейского эстетического опыта. Новый взгляд на искусство сопровождался особым вниманием к человеку, его индивидуальным способностям и душевному состоянию.

Архитектура и строительство XIV-XVI вв. подчинялись задаче оборонной политики и были связаны с характером укрепления городов. В этот период активно развивались города, что стимулировало инженерно-архитектурную мысль. Второй причиной, ускорившей градостроительство, было введение магдебургского права, которое укрепляло самоуправление и открывало простор для цеховой организации ремесленничества.

Велось строительство замков, монастырей, которые напоминали крепость; каменных костелов, коллегиумов. Одним из красивейших зданий этого времени является кафедральный Собор Св. Юра (Львов, готика), костел бернардинцев. Особое развитие получила скульптура, которая широко применялась при оформлении фасадов жилых домов и надгробиях.

Расцвет украинской архитектуры приходится на XVI - XVII вв., когда утверждались новые идеалы красоты. Построенные в это время роскошные дома и церкви в Львове стали не только великолепными образцами искусства, но и позволили назвать этот период "золотым веком" львовского Ренессанса.

Таким образом, архитектура в Украине приобрела национальные черты и была неотъемлемым достижением общественного быта украинцев.

В XI-XVI вв. традиционная иконопись постепенно отходила от византийских канонов. Наиболее популярными сюжетами становятся изображения воинственных святых, в частности Юрия Победоносца и сцен "Страшного суда". Композиции дополняются новыми сюжетными элементами, детализацией обстановки реальных и мифических событий, новыми цветовыми решениями, усиленным акцентированием декоративных элементов и выразительностью рисунка. Влияние ренессансных идей особенно заметно в иконе "Пантократор с апостолами" мастера XV в. Димитрия, изобразившего физически сильного человека.

Со второй половины XVI в. в изобразительном искусстве прослеживается отход от религиозной тематики, появляются сюжеты, заимствованные из реальной жизни. Новыми жанрами стали пейзаж, портрет, батальная живопись. Художники больше обращались к реальной жизни, природе, писали бытовые сцены и портреты.

В конце XVI ст. во Львове появились цеховые организации художников, что содействовало развитию светских жанров, подготовке высокопрофессиональных мастеров изобразительного искусства. Выдающимися художниками XVI ─ первой половины XVII ст. были В. Стефанович, Ф. Сенькович, Л. Пилипович, С. Корунка.

В XVI в. зарождается театральное искусство. Оно связано с появлением настоящих стихотворных школьных драм с режиссурой, декорациями и костюмами, где преобладали религиозные и мифологические сюжеты. Актерами были ученики братских школ и студенты коллегий. Одновременно со школьным, получили развитие кукольный и драматический театры.

Определенный качественный скачок развития переживала в Украине музыкальная культура, основой которой оставалась устное народное песенное творчество. Тексты и мелодии песен и дум составляли народные поэты и композиторы ─ кобзари и бандуристы, которые сами же и исполняли эти произведения. Самыми распространенными народными инструментами были бандура, кобза, цимбалы, скрипка, свирель, дудка. В Карпатах ─ трембита. При церквях и монастырях, в братских школах и поместьях магнатов существовали хоровые капеллы. Популярными стали хвалебная торжественная песня и трехголосная хоровая без инструментального сопровождения - кант.

Подводя итог развития культурной жизни в Украине в конце XIV ─ начале XVII в., следует отметить, что в украинской культуре перекрещивались влияния культур Востока и Запада, идеи Возрождения, гумманизма и Реформации. Они нашли в Украине благоприятную почву в условиях жесткой борьбы за национальную государственность и дали прекрасные всходы в виде возрождения национальной культуры конца XVIII - начала XIX вв.


Литература

 

1. Память культуры: наследие Средневековья и барокко в русской литературе Нового времени: монография; отв. ред.А.Л. Топорков; РАН, ин-т мировой литературы им.А.М. Горького РАН. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. - 472 с. - (Studia philologica). - Список ил.: с.450-451. - Список сокращ.: с.452. - Ук

. Теории молодежи: междисциплинарный анализ; рец.: А.И. Ковалева и др.; Московский гуманит. ун-т, Ин-т фундаментальных и прикладных исследований, Международная академия наук. - М.: Канон+, 2012. - 528 с. - Библиогр.: с.466-501. - Имен. указ.: с.502-515. - Su

. Свобода и творчество: междисциплинарные исследования; Ин-т философии РАН; под ред. И.А. Герасимовой; рец.: П.И. Бабочкин, А.А. Воронин. - М.: Альфа-М, 2011. - 368 с. - (Культурология & Философия). - Сведения об авт.: с.367

. Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: монография; авт. - сост. Н.А. Кривич; под общ. ред.: В.А. Рабоша и др. - СПб.: Астерион, 2011. - 384 с. - Сведения об авторах: с.304-306. - Прил.: с.307-381

. Культурология: Для бакалавров и специалистов. Учебник для вузов; колл. авт.: Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев, НМС по культурологии. - СПб.: Питер, 2011. - 384 с. - Контр. вопросы: с.357-363. - Глоссарий: с.364-369. - Б



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: