ВОСПИТАНИЕ ВЕДЕТ К ДОБРОДЕТЕЛИ




ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК

Много есть чудес на свете,

Человек – их всех чудесней.

Он зимою через море

Правит путь под бурным ветром

И плывет, переправляясь

По ревущим вкруг волнам.

Землю, древнюю богиню,

Что в веках неутомима,

Год за годом мучит он

И с конем своим на поле

Плугом борозды ведет.

Муж, на выдумки богатый,

Из веревок вьет он сети

И, сплетя, добычу ловит:

Птиц он ловит неразумных,

Рыб морских во влажной бездне,

И зверей в лесу дремучем,

Ловит он в дубравах темных,

И коней с косматой гривой

Укрощает он, и горных

Он быков неутомимых

Под свое ведет ярмо.

Мысли его – они ветра быстрее;

Речи своей научился он сам;

Грады он строит и стрел избегает,

Колких морозов и шумных дождей;

Все он умеет…

Софокл. Антигона, 340-366

Введение

Согласно античному мировоззрению, человек – игрушка рока, игрушка в руках богов, но он же мера всех вещей, достойный предмет искусства. Христианство проповедует презрение к земной жизни, к человеческому телу как сосуду греха и соблазна. Это был разрыв с античностью, античным мировоззрением, античным эстетическим идеалом.

Слово «античный» происходит от латинского слова «antiquus» - «древний». Поэтому античная литература – это (по значению определения) просто древняя литература. Однако принято называть античной не древнюю литературу любой страны – Индии, к примеру, Китая или Египта, а только литературу Древней Греции и Древнего Рима. Древнегреческая и латинская литература выделены потому, что в истории европейской и русской культуры они сыграли особую роль.

Эллинизм – это слово невольно порождает у всех, кто его произносит, ощущение сложности, противоречия и даже запутанности. Начало эпохи эллинизма было положено в 334 – 324 гг. до н. э. завоеваниями Александра Македонского, сокрушившими персидское царство династии Ахеменидов и ранее самостоятельные греческие государства, подчинившими единой власти

 

огромные территории Эллады, Египта и Востока, вплоть до индийских пределов. Дальнейшая история эллинизма – это история государств, и прежде всего обширных монархий, образовавшихся из империи Александра. Эта история заканчивается в 1 в. до н. э. римским завоеванием.

О новых связях в мире, где властвует деспот, а под его пятой – в сложнейших сплетениях относительной свободы и полного бесправия, шовинизма и национального сопротивления, контрастах богатства и нищеты клубиться жизнь подданных то рождающихся, то рушащихся эллинистических монархий.

Античность заложила фундамент европейской цивилизации, культура которой до сих пор испытывает влияние того мощного интеллектуального заряда, который возник в Элладе в VI веке до н. э. Наследие древней Греции ассоциируется прежде всего с гуманизмом, соединившим культурные и нравственные ценности, недаром даже названия этому понятию дало латинское слово. Мы нередко забываем о том, что науки, связанные с изучением особенностей человека и норм общения, берут свое начало в античном мире – этика, психология, педагогика, философия, социология, политология.

Известно, что множество русских личных имен, как и отыменных фамилий, происходят из греческого языка и в этом языке имеют свое значение. Из греческого языка происходят такие широко употребительные имена, как Татьяна – учредительница, Ирина – мир, тишина, покой (комедия

Аристофана «Мир» по-гречески называется «Eirene»), Елена – пленяющая («имя Елена – тлен и плен» - так этимологизирует имя знаменитой красавицы, из-за которой началась Троянская война, Эсхил – «Агамемнон», 690-5), Екатерина – чистая, Ксения – чужая, Зоя – жизнь, Федор – божий дар, Андрей – мужественный, Алексей – защитник, Василий – царский и т.д.

Мы постоянно поизносим греческие слова, оперируем античными понятиями, стремимся к идеалам, зародившимся в далеком прошлом. Античность властно вторгается в современность. Так, оживленно обсуждаются проблемы демократии – народовластия, зародившегося в древней Греции, термина, переводимого как власть народа. Однако из наиболее горячих тем наших дней – экономика, возникшая как самостоятельная дисциплина в Элладе и получившая там свое название. Немало страстных тирад произносится против демагогов – людей, у которых слово расходится с делом (явление, особенно опасное при управлении государством). Демагоги были сущим бичом афинской демократии в конце V в. и в IV в. до н. э. несмотря на то, что прошло около двух тысяч лет, а этот бич до сих пор «бьет» европейский и русский народ.

Античность наложила свой отпечаток и на наш быт. Мы спим на кроватях, сконструированных и названных так ремесленниками древней Греции, смотрим на витрины – специально оборудованные, не подозревая, что в основе их названия лежит латинское слово, обозначающее стекло,

искусство приготовления еды – кулинария – берет свое название от латинского корня. Даже произносимое иногда в сердцах выражение «идиот» восходит к древней Элладе; некогда оно употреблялось для обозначения всего, что принадлежало к частной, негосударственной сфере, но затем приобрело и политический оттенок.

Разумеется, античность оставила нам наследие всякого рода – и позитивное, и негативное. Понятие «человек» в основном совпадало там с понятием «гражданин»; лица же, не обладавшие этим статусом, неизменно подвергались ущемлению как человеческого достоинства, так и своих юридических прав. Если обратиться ко многим проблемам современности, станет ясно, что они берут свое начало в древнем мире.

ВОСПИТАНИЕ ВЕДЕТ К ДОБРОДЕТЕЛИ

 

На протяжении своей истории древние эллины испытывали и тяготы войны и блага мира. Постоянная военная практика, необходимость быть всегда готовым к защите своего государства сформировали у греков убеждения, что долг человека и гражданина состоит прежде всего в готовности отдать жизнь за отчизну, умереть, но не отступить, не нарушить приказа, особенно прославились стойкостью, отвагой, безоговорочным повиновением военачальникам спартанцы, имевшие в Элладе репутацию бесстрашных и дисциплинированных воинов.

Греки были убежденны, что наиболее полно личность осознает себя и раскрывает в политической деятельности, что каждый человек может и обязан играть активную, а не пассивную роль в обществе. Не случайно поэтому в системе ценностей любого эллинского государства основное внимание уделялось правилам жизни и поведения индивида в общественной сфере, понятию долга и тем средствам, при помощи которых в сознании людей формировался образ гражданина. Но имелось в виду не слепое выполнение долга, а сознание его. Источники демонстрируют, что здесь греки достигли высокого уровня гражданственности и, как правило, были безукоризненны в выполнении своих обязанностей.

Спартанский и афинский методы воспитания отличались уже с самого рождения ребенка. Омыв новорожденного, в Спарте его оставляли нагим, а в Афинах заворачивали во что-нибудь теплое. Не умевшие еще ходить детей у афинян держали в небольшом корытце и качали в колыбели. Пока дети оставались при матери (обычно до шести лет), у афинян они ходили в рубашке, а у спартанцев в одной накидке. Для предохранения от всякой порчи на детей сразу же после рождения надевали амулеты. Забавляли их разными играми и игрушками, за шалости били подошвой, прутом или ремнем.

В Афинах девочек на пятом (иногда на десятом) году жизни посвящали богине Артемиде. С этой поры их называли «медведицами», они должны были носить одежду шафранного цвета, сидеть дома почти безвыходно и заниматься хозяйством.

Почетной обязанностью полноправного гражданина бала прежде всего защита своего государства, перед нею отходили на задний план все остальные помыслы и побуждения. Необходимо заметить, что эллины не только декларировали патриотические принципы – они умели и словом, и делом воздать должное тем, кто пал на поле боя, защищая свободу и независимость своего полиса. Убитых воинов хоронили за государственный счет, их имена окружались всеобщим уважением и почетом, их подвиги описывались в речах государственных деятелей и воспевались поэтами. И здесь прошлое дает людям наших дней уроки подлинного гуманизма и высокой этики: считалось необходимым не только превозносить умерших

героев, но и выражать благодарность за их воспитание родителям, соболезновать в постигшей их тяжелой утрате. Государство брало на себя заботу о семьях тех, кто защищал родную землю.

Возникают представления о том, что суть жизни, самое важное и ценное в мире заключается совсем не в том богатстве, которым полны эллинские города, не просто в здоровье тела и духа человека, а в некой иной сфере. Вряд ли все эти новые меры истории выглядели в глазах современников чем-то совершенно загадочным. Скорее и чаще всего они вполне осязательно и предметно в духе античного миропредставления олицетворяли шаги истории в замыслах и действиях.

Эллины совершенно справедливо полагали, что от того, как будет воспитано потомство, зависит будущее общества. Вопросы воспитания были постоянной темой для раздумий даже не столько родителей, сколько государственных мужей, философов, драматургов; шли неустанные поиски оптимальных форм образования (продолжающиеся, как известно, до сих пор). Принципы организации государства, философские учения как бы встраивали воспитание в свою структуру, детали его составной частью системы, что и приводило к появлению и в теории, и на практике самых разных точек зрения.

Платон, хотя и отрицательно относился к афинской демократии, разрабатывая теорию идеального государства, исходил из практики своего родного полиса. Его работы показывают, что воспитание там трактовалось прежде всего как формирование нравственности, помогающей человеку не уронить себя ни в дни побед, ни в дни поражений, быть достойным гражданином, обладать вместе с тем знаниями, иметь определенный лоск. Принципы воспитания, выработанные в Спарте, которая была антиподом Афин, формировали иные качества и готовили к иному образу жизни, своеобразие которого вызывало в Элладе очень неоднозначную реакцию. Кроме поклонников суровых методов, создавших особый тип поведения и мировоззрения, находились и противники, подвергавшие, подобно Исократу, резкой критике поощрение воровства как способа воспитания у детей навыков выживаемости. Какие бы пути не вели к образованию, польза его для греков представлялась несомненной. Систематическое развитие ума, приобретение знаний и культурных навыков были для них идентичны понятию «цивилизации», обеспечивали преемственность между прошлым и настоящим, регулировали отношения между людьми. И самым страшным наказанием считалась невозможность приобщиться к этим благам.

 

«…Могучие духом, способные довести до конца начатое дело, они, если получат образование и научатся, в чем заключается долг человека, становятся отличными, в высшей степени полезными деятелями: они делаются величайшими благодетелями человечества. Но, оставшись без образования, невеждами, они бывают очень дурными, вредными людьми: не

 

будучи в состоянии разобраться, в чем заключается долг человека, они часто занимаются преступными делами.»

Ксенофонт

 

Понятие «образование» помимо глобального имело и более узкое значение: обучение чтению, письму, музыке, счету. С 7 лет в сопровождении педагога (в греческом языке так обозначался не учитель, а приставленный к мальчику наставник – что-то вроде дядьки) ребенок начинал ходить в школу, где изучал сначала азы науки, а потом – более сложные понятия. Отношения между учителями и их подопечными далеко не всегда являли желанную гармонию и приводили к нужным результатам. Пример Александра Македонского, достойного ученика своего наставника Аристотеля, был для греческой системы образования скорее исключением, нежели правилом. Нередко преподаватель не обладал нужной квалификацией, да и вообще его профессия не относилась к разряду почтенных – иначе трудно объяснить возникновение поговорки: «Он или умер, или стал учителем».

 

«…Мало следить, чтобы юноши не увлекались едой и питьем; надо еще приучать их к мысли, что при чтении и слушании они прежде всего должны искать целительное и полезное, а наслаждение при этом получать небольшими порциями, словно вкусную приправу.»

Плутарх.

 

 

1.2. «В КАЖДОМ ДЕЛЕ ПОЛАГАЙСЯ НА БОГОВ»

 

Когда речь заходит о религии древних греков, наш современник сразу же вспоминает мифы о богах и героях, светлый Олимп и обитавшие там божества. Это наиболее известная часть религиозного мировоззрения эллинов, однако, она походит на надводную часть айсберга, всем видимую и легко обозримую. Существует и подводная часть айсберга – религиозные догмы в практической жизни, идеологии, политике, индивидуальная вера и официальная полисная религия. В рамках государства, а нередко и в одном человеке уживаются вера и неверие, неукоснительное исполнение обрядов и раздумья о природе богов.

Этические нормы Греции были теснейшим образом связаны с религией. Люди верили, что небожители следят за порядком на земле, соблюдением установленных законов, вознаграждают за добро и карают за зло. Существовало убеждение, что ответственность за свои поступки человек несет не только в земном, но и в загробном мире. Не принимая безбожия, эллины не жаловали и другую крайность – мракобесие и суеверие. Равным образом не одобрялись и претензии знаменитых государственных деятелей и полководцев приобщиться при жизни к сонму богов и учредить культы собственных персон. Немало язвительных слов было произнесено и в адрес всякого рода шарлатанов, морочащих доверчивых людей.

Археологи нашли интереснейшие свидетельства проникновения религии в повседневность. Благодаря табличкам, которые верующие оставляли в храмах, стало известно, с какими именно вопросами обращались люди к богам, какой помощи ожидали от них. На первом месте стояли, пожалуй, заботы о собственном здоровье, о потомстве, о безопасности морских путешествий, но встречаются и более альтруистические молитвы – озабоченность судьбой родственников и друзей.

«В каждом деле полагайся на богов. Не раз людей,

На земле лежащих черной, ставят на ноги они.

Так же часто и стоящих очень крепко на ногах

Опрокидывают навзничь, и тогда идет беда.

Бродит он тогда по свету, нет ни разума, ни средств…»

Архилох

Трудолюбие и вдохновение эллинов оставили в наследие современному миру шедевры зодчества, прекрасные статуи. Археологи во множестве находят великолепно сделанные предметы домашнего обихода, украшения, орудия труда. В источниках постоянно упоминается о кипучей деятельности греческих полисов, но вместе с тем о труде старались говорить поменьше: он считался занятием не слишком престижным. Если сельскохозяйственные работы все же признавались основой существования государства, ассоциировались со стабильностью и прочностью, то труд

 

 

ремесленников греческими интеллектуалами решительно осуждался: считался делом, недостойным гражданина.

Художники и ваятели искали у публики одобрения и признания своих произведений, но вместе с тем понимали всю условность мнения толпы и власть имущих. Эта двойственность восприятия была прекрасно передана Плинием Старшим в рассказе о прославленном художнике Апеллесе, который имел обыкновение выставлять на балконе свои картины и, прячась за ними, прислушиваться к замечаниям прохожих, утверждая, что народ более строгий, чем он.

Олимпийские игры – один из немногих элементов античного образа жизни, занявший почетное место в современном мире. Четыре самых знаменитых спортивных праздника Эллады – Олимпийские игры, Пифийские, Немейские и Истмийские игры – многократно описаны в специальных исследованиях и популярных книгах.

Условия участия в состязаниях, их правила, безусловно, свидетельствуют, что к участникам соревнований предъявлялись высокие нравственные требования. Одобрения зрителей не могли заслужить самые совершенные физические данные, если они не сочетались с безукоризненной честностью. Сама система отбора претендентов строилась по принципу справедливости и умения точно соблюдать установленные нормы.

Сохранилось немало свидетельств восторженного отношения к олимпийским победителям. Каждый полис считал для себя величайшей честью, когда его гражданин удостаивался высшей спортивной награды. Герой, вернувшийся домой с олимпийским венком, облачившись в пурпурную одежду, въезжал в город на колеснице, там его ожидали восторженные сограждане.

Однако постепенно, по мере возрастания профессионализма в состязаниях, стали появляться люди, жизнь и кругозор которых замыкались в рамках спортивных игр. Параллельно с этим процессом развивалось и критическое отношение к культу силы и физического совершенствования как самоцели. Все чаще стали звучать настойчивые напоминания о том, что развитие тела и заботы о нем не могут занимать главенствующее место в системе ценностей как личности, так и государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: