ОДЕЖДА, УКРАШЕНИЯ И ОБРЯДЫ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ.




Хронологическое обозрение памятников греческого искусства представляет нам вполне согласное с общим ходом греческой культуры постепенное развитие этого древнейшего способа выражать мысли с помощью образов, совершенствуя их до уровня высших художественных идеалов.

А) одежда.

Греческая одежда состояла из двух главных частей: нижнего одеяния наподобие рубашки и накидки или плаща. Ни рубашка, ни накидка не выкраивались, а изготовлялись из цельной ткани, имевшей форму продолговатого четырехугольника. Все изменения, которым подверглась греческая одежда, касались только ее украшений, материала, размеров, но способ изготовления ее оставался все тот же от самых древнейших времен до самых поздних. Материал, из которого делалась одежда – шерсть и лен.

Мужчины, преимущественно свободные спартанцы, довольствовались только плащом или накидкой (гиматием), т.е. четырехугольным куском ткани, который они накидывали себе на спину так, что левый верхний конец его спускался через левое плечо на грудь, а правый проходил под правой подмышкой наперед и закидывался за спину опять через левое плечо.

Пока по старинному азиатскому обычаю носили одежду только домашнего изготовления, она не могла подвергаться значительным изменениям. Но когда ткацкое ремесло получило самостоятельное развитие как отрасль промышленности и особенно когда оно достигло такой степени совершенства, как на островах Кос и Аморгос, начала развиваться и домашняя выделка одежды. Это положило начало особому искусству отделки одежды рисованными, вытканными, вышитыми или нашитыми орнаментами.

Мужская нижняя одежда или рубашка (хитон) была не что иное, как сложенный вдвое четырехугольный кусок ткани с прорезью для руки на сгибе и сшитый или сцепленный застежками.

Одежда женщин мало отличалась от мужской. Она тоже состояла из верхней и нижней, но тогда как юноши носили преимущественно только верхнюю одежду – гиматий, девушки предпочитали хитон. В простейшей форме женский хитон был очень похож на мужской. Отсутствие нижней одежды считалось признаком бедности. Кроме гиматия и хитона, ничем не отличавшихся от мужских, женщины носили и накидки наподобие мантилий или шалей. Что касается цвета женской одежды, то хоть белый цвет и считался самым изысканным, однако носили одежду и желтого, и коричневого, и зеленого, и голубого, даже красного и пурпурного цвета.

Для плаща, одевая который, знатные афиняне особенно заботились об артистическом расположении складок, выбирали тонкие милетские шерстяные ткани. Древние законы приличия требовали, чтобы эта одежда доходила до икры ноги или до колена, а позднейший обычай удлинил ее до того, что ее конец тащился по земле. Украшения на хитоне и гимантии допускались очень умеренные в виде простых и узорчатых каемок, одинарных или двойных. Узорчатая или испещренная украшениями одежда составляла редкое исключение.

Мужчины в Греции покрывали себе голову только для защиты от дождя и солнца: носили шляпы и шапки с широкими полями из войлока. Женщины надевали головной убор исключительно для наряда. Они покрывали себе голову сеткой, чехлом или платком, а для украшения носили на ней цветные ленты и обручи, прямые и вырезанные полумесяцем, кожаные и металлические. Иногда вместо таких повязок носили колпаки с кисточкой или накидывали на голову покрывало, закрывая только заднюю часть головы, но не лицо. Прозрачное покрывало. Прикреплявшееся к косе, было принадлежностью костюма замужних женщин.

Иначе было с обувью. Хоть она тоже считалась принадлежностью нарядной одежды, ее надевали для предохранения ног как мужчины, так и женщины. Самой распространенной обувью у мужчин были сандалии. Изначально никакой другой обуви не существовало. В процессе постепенного превращения простых сандалий в башмаки и полусапожки появилось несколько видов обуви. Из которых каждый носил особое название в зависимости от цвета, материи и формы. Обувь женщин была наряднее мужской, она выла цветной и с металлическими украшениями. Особенно славились башмаки лидийские и тирренские, вошедшие в моду около 450 г. до н.э., богато украшенными были котурны на высокой подошве.

Б) украшения.

Украшения были у греков исключительной принадлежностью только женского наряда, поскольку всякое излишнее убранство считалось неприличным для мужчины как признак изнеженности и женоподобия. У спартанцев мужчинам носить украшения запрещалось законом.

В старину все заботы о своей внешности у мужчин ограничивались только тем, что ежедневно мылись в холодной или теплой воде и ухаживали за волосами. Спартанцы, носившие прежде короткие волосы, с этого времени перестали стричься. Густые длинные волосы и борода всегда считались лучшим украшением свободного мужчины, а короткие волосы указывали на низкое происхождение.

Женщины натирали себе кожу и волосы благовонными маслами, кроме того пользовались белилами, румянами и сурьмой – завезенными с Востока. Прическа греческих женщин сохраняла одну особенность: оставлять лоб как можно менее открытым. Замужние женщины обычно носили какой-нибудь головной убор.

 

Тщательный уход за внешностью греческим женщинам вменялся в обязанность. Те из них, кто считались некрасивыми, должны были восполнить свой недостаток искусственными средствами. Чтобы талия как можно дольше оставалась тонкой, применяли широкий пояс.

Мужчины носили трости и перстни. Женские драгоценности греки называли «золотыми вещами». Руки украшали браслетами и обручами, обычно в виде извивающейся змеи, на ногах тоже носили браслеты, серьгам придавали форму падающей капли иногда прикрепляли к ним подвески из жемчуга. Самым изящным и дорогим украшением было ожерелье.

Обычной одеждой городского населения был хитон из толстой шерстяной материи. Он делался без рукавов, с короткими рукавами или с одним рукавом. Что касается женщин низших классов – служанок, рабынь и т.д., то их одежда ничем не отличалась от обыкновенной женской, кроме того, что была несколько проще. Гетеры, флейтистки и танцовщицы одевались в роскошные одежды из прозрачных коийских и аморгийских тканей самых ярких цветов. К таким одеждам принадлежал длинный, переходящий в шлейф тарантинидион.

В) обряды.

Молодые спартанцы женились гораздо раньше афинян. Тому способствовали большая свобода, которой пользовались спартанские девушки по сравнению с афинские, законодательные постановления, поощряющие брак, и всеобщее презрение, к старым холостякам. Хотя брак заключался не иначе как с согласия родителей невесты, по стародавнему обычаю жених выкрадывал невесту из семьи и скрывал у ее подруги. Там ей остригали волосы и, одев в мужское платье и башмаки, прятали в темной горнице, где она оставалась до тех пор, пока жених, поужинав за общим солом, не приходил к ней тайком, чтобы снять с нее пояс – символ девственности. Но и после этого молодые виделись лишь украдкой, и в дом своего мужа жена входила открыто лишь долгое время спустя после брака.

В Афинах обручение жениха и невесты сопровождалось жертвоприношениями покровителям брака – богам Зевсу и Гере. В Трезене, по старинному обычаю, обрученные девушки жертвовали храму Ипполита локон своих волос. Днем молодые мылись в бане, а вечером в доме невесты устраивался пир, в котором участвовали и женщины, но отдельно от мужчин. Для гостей самыми приличными считались белые одежды. После пира жених увозил невесту к себе. Закутанную в покрывало ее сажали между женихом и дружкой на повозку. Впереди шли факельщики, сзади следовали гости. Мать невесты зажигала факел, и поезд трогался, сопровождаемый игрой на флейтах и пением гимнов в честь Гименея. Прибыв к дому новобрачного, сжигали дышло свадебной повозки. На другой день молодые принимали подарки, которые им приносили родственники и знакомые.

Не менее четко определены были и погребальные обряды спартанцев и афинян. По общему обычаю, умершему закрывали глаза и рот и покрывали

 

лицо, потом тело омывали, натирали маслами, одевали в чистую одежду и, надев на голову венок, клали на постель. У спартанцев все дальнейшие церемонии ограничивались лишь тем, что покойника заворачивали в кусок материи пурпурного цвета и, осыпав лавровыми листьями, предавали земле. Конечно, и в Спарте не обходилось без плача и рыданий близких и друзей покойного, но не было такого обычая, как в Афинах. Нанимать плакальщиц. Начинавших свои причитания в доме покойного уже у самой его постели. Точно так же вместо афинского обыкновения устраивать погребальные процессии с нанятыми факельщиками, певцами, флейтистами и музыкантами, у спартанцев похороны проходили тихо и в присутствии только самых близких и друзей покойного.

Поминальные обряды, украшение могил ветвями и жертвоприношения в честь умерших. Как и траурные одежды и обрезание волос в знак печали, были в обычае как у дорийцев, так и у ионийцев. Траурные одежды были обычно серого или черного цвета; только в Аргосе было принято во время траура одеваться в белое.

 

Заключение

Historia est magistra vitae (история – наставница жизни) – эти слова Цицерона приобретают особое значение в наши дни, когда пожинаются горькие плоды пренебрежения прошлым. Сегодня, при интенсивном процессе гуманизации общества, переосмыслении его ценностей, античный мир все чаще и настойчивее приковывает к себе внимание людей, отделенных от него хронологический пропастью глубиной почти в две тысячи лет. Эта тяга к истокам европейской цивилизации вполне понятна и объяснима: ведь именно в античную эпоху впервые в мировой истории была создана ценность человеческой личности и созданы условия для ее раскрытия и совершенствования.

Изучение проблемы индивида в древнем мире имеет давнюю традицию, начиная с эпохи Возрождения – времени второго рождения античной культуры для Европы – и кончая исследованиями последних лет. Однако сейчас она становится насущной необходимостью как возможность приобщиться к опыту истории, извлечь уроки из пройденного предшественниками тяжкого пути познания, хотя в иных условиях, но с неизбежными взлетами и падениями, поисками и сомнениями, достижениями и заблуждениями.

Проникновение в систему ценностей прошлого помогает найти нравственные точки соприкосновения с периодом, где все иное, непривычное для нас – язык, одежда, образ жизни, государственные институты, религия, социальные отношения. История, особенно древняя, нередко воспринимается как нечто застывшее, статичное, бесконечно далеко стоящее от проблем, надежд и тревог наших современников. Наиболее эффективный способ «прорыва» в прошлое, превращения его из окаменевших идеалов в живую античность – проникновение в духовный, нравственный мир человека того времени. Только тогда может по-настоящему раскрыться общество, создавшее условия для небывалого взлета человеческого гения, станет яснее феномен, получивший название «греческого чуда». Любопытная деталь: чем больше увеличивается временная дистанция, отделяющая нас от античности, чем активнее развиваются наука и культура, тем большее восхищение вызывают гипотезы и гениальные открытия людей, сумевших в предельно сжатые сроки осмыслить понятия «космос», «природа» и «общество», подняться до высочайших вершин литературы, театра, музыки, ваяния, живописи, зодчества.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

Введение…………………………………………………………. 3

Глава 1. Роль воспитания и религии в жизни культурного

человека Античной Греции.

 

1.1 Воспитание ведет к добродетели…………………………… 6

1.2 «В каждом деле полагайся на богов»…….. ………………...9

 

1.3 «Поучись держаться на пиру»……………………………....11

 

Глава 2. Афины и Спарта. Различия в формировании культуры

человека Античной Греции.

 

2.1 Афины и Спарта – различия и сходства………………….....12

2.2 «Я – женщина, ума не лишена»……………………………...16

2.3 Одежда, украшения и обряды культурного человека

Античной Греции…………………………………………………18

Заключение………………………………………………………...22

Список используемой литературы………………………………..23

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Андре Боннар. Греческая цивилизация. Том 1. – Москва; Издательство «Искусство», 1992 г.

 

2. Юрий Бореев. Эстетика. – Москва. Издательство политической литературы, 1988 г.

 

 

3. Герман Вейс. История цивилизации. Том 1. – Москва; «Эксмо-Пресс», 1998 г.

 

4. В. И. Исаева, И. Л. Маяк. Человек Античности. Идеалы и реальность. – Москва; «Просвещение», 1992 г.

 

 

5. Т. Г. Мальчукова. Античность и мы. – Петрозаводск. Карелия, 1991 г.

 

6. В. М. Полевой. Искусство Греции. – Москва; Издательство «Искусство», 1970 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: