АФИНЫ И СПАРТА – РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА




Для воссоздания и понимания идеалов, представлений, привычек, образа жизни древнего грека необходимо бросить хотя бы беглый взгляд на историю и законы развития Эллады, пути и средства распространения греческой культуры.

Первоначально греческое общество имело структуру, очень похожую на восточные деспотии. В III - II тысячелетиях на острове Крите и в некоторых районах материковой Греции процветали могущественные царства, управлявшиеся единовластными правителями. Все они были разрушены в результате завоеваний: погибли в пламени пожаров дворцы, взяты штурмом казавшиеся неприступными крепости. Катастрофы были вызваны грандиозными перемещениями различных племен.

Первоначальное развитие греческого общества, в основе которого лежала традиционная для Востока схема царя и подданных, громоздкого бюрократического аппарата, больших хозяйств, было прервано. Отброшенная миграциями и завоеваниями на несколько столетий назад Эллада как бы перегруппировала силы для того, чтобы начать все сначала и пойти по другому пути. В результате длительных подспудных процессов в XI – IX вв. до н.э. в недрах родовой организации стали возникать тенденции, которым впоследствии предстояло оформиться в принципиально новую государственную форму, получившую название полиса.

Население городов на протяжении долгого времени состояло из двух категорий граждан. Были благородные, потомки первых поселенцев страны, члены кланов. Эти благородные, они же и богатые одновременно, обрабатывали земли большей частью сами с членами своего «дома». Но к этому времени первоначальное владение предков уже не составляло коллективной собственности всего клана, однако земля, поделенная между родственниками, оставалась неотчуждаемой: она не могла перейти к другой семье ни в дар, ни посредством купли-продажи или в качестве преданного. «Собственность должна оставаться в семье» - таков незыблемый принцип. К этой знати, эвпатридам, принадлежали в Афинам, или, вернее, в Аттике, примерно пятьдесят родов. Но помимо них внутри город жило множество народа, существовавшего там за счет богатых – «свободные» труженики – мелкие крестьяне. Тут были всевозможные ремесленники, работавшие на материале, принадлежавшие эвпатридам.

Что касается торговцев, то это был наиболее умеренный и самый изворотливый слой афинского народа; торговцы более всех были готовы вести переговоры, но зато они решительнее всех других хотели добиться участия в решении городских дел. Им уже надоело соглашаться с решениями, принятыми помимо них, одними эвпатридами, но касающимся как их частной, так и общественной жизни. Они – граждане и не хотят, чтобы их гражданские права были лишены всякого реального содержания. Именно

объединение обеих плебейских партий – союз ремесленников и купцов с мелкими крестьянами и батраками – решило в их пользу в конечном счете исход вековой борьбы низших классов против земельной знати.

Эти изменения произошли в предельно сжатые сроки и стали временем коренных сдвигов во всех областях жизни. Перестраивалось производство: быстро развивались виноградарство и оливководство, укреплялось крупное земледелие, ремесло отделилось от сельского хозяйства, были сделаны крупные достижения в металлургии и обработке металлов, особенно интенсивно развивалась керамическая отрасль. Корабли эллинов стали бороздить бассейн Средиземноморья, способствуя торговому обмену и основанию греческих поселений за пределами Эллады – таким путем решалась проблема малоземелья в Греции.

Формирование полисов шло по всей Элладе относительно синхронно, однако уже с самого начала наметилось множество вариантов, основными из которых признаются спартанский и афинский.

Афины и Спарта – два антипода - возглавили два крупнейших объединения греческих полисов – Афинский морской союз и Пелопонесский союз.

а) Первоначальноразвитие Спарты не отличалось от других греческих государств, однако относительно демократическая обстановка резко изменилась после одной из завоевательных войн. В обществе произошли изменения, в результате которых образовалось государство «казарменного типа», отгородившееся от внешнего мира жесткими ограничениями на въезд и выезд, ведущее постоянную войну с любыми инновациями.

Спарта создала свой ни на кого не похожий образ гражданина. Государство это сознательно изолировало себя от других, явно страдало ксенофобией (боязнью иностранцев), признавало науки и искусство лишь в очень узком, сугубо практическом варианте. Недостатки спартанцев были хорошо известны в Греции и нередко давали повод для порицаний и насмешек, однако эллины отдавали должное умению лакедемонян вести аскетический образ жизни, их правдивости, бесстрашию. Спартанцы прославились прежде всего как люди дела и бесстрашные воины, умиравшие на поле брани, но не отступавшие перед врагами, беспрекословно повиновавшиеся своим военачальникам.

Высшим органом государственной власти считалось народное собрание (апелла), имевшее довольно широкие полномочия, однако оно могло либо принимать, либо отвергать законопроекты, предложенные советом старейшин (герусией) или коллегией эфоров. Оба этих института играли в спартанском государстве решающую роль. Члены герусии избирались из среды аристократии, должность считалась пожизненной. Эфоры избирались апеллой на год. Их коллегия обладала огромной властью. В Спарте существовал также институт царской власти, два царя входили в

 

 

герусию, на войне они исполняли обязанности главнокомандующих с неограниченными полномочиями.

«Лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определенно через участие в суде и власти. Некоторые из должностей бывают временными: один и тот же человек либо вообще не может занимать их вторично, либо может занимать, но лишь по истечении определенного времени; относительно же других ограничения во времени нет – сюда относятся участие в суде и в народном собрании».

Аристотель. Политика, III, 1

Спарта возглавляла союз государств, расположенных на Пелопонесском полуострове.

«Я воздаю, конечно, хвалу всем эллинам, живущим в дорийских областях. Однако то, что я хочу тебе поведать, относиться не ко всем им, но только к лакедемонянам. Прежде всего они никогда не примут твоих условий, которые несут Элладе рабство. Затем они будут сражаться с тобой, даже если все прочие эллины перейдут на твою сторону. Что же до их численности, то не спрашивай, сколько у них боеспособных воинов. Ведь если их выйдет в поход тысяча или около того, то все равно они будут сражаться! …в единоборстве они сражаются столь же храбро, как и другие народы, а все вместе в бою они доблестней всех на свете. Правда, они свободны, но не во всех отношениях. Есть у них владыка – это закон, которого они страшатся гораздо больше, чем твой народ тебя. Веление закона всегда одно и тоже: закон запрещает в битве бежать перед любой военной силой врага, но велит, оставаясь в строю, одолеть или самим погибнуть».

Геродот. История, VII, 102-104

 

б) Воплощением двух разных политических систем, образа жизни и психологии были Афина и Спарта. Афины, оплот демократии, центр просвещения Эллады, неоднократно воспевались поэтами.История Афин представляет собой классический пример развития греческого полиса. Родовая знать, закрепив за собой привилегии, образовала особую группу – эвпатридов («имеющих благородных отцов»), экономическое могущество которой основывалось на владении плодородными землями.

Афиняне гордились своим городом, самым древним, самым стойким и мужественным, самым культурным и просвещенным, не раз вставшим на пути иноземных вторжений в Элладу, защищавшим не только собственную независимость, но и свободу остальных эллинов. Афинский гражданин в глазах греков имел и негативные свойства: ему ставили в вину интеллектуальное высокомерие, преувеличенное мнение о своей особе, склонность пренебрегать мнением и интересами других.

Наиболее яркая и интенсивная фаза развития Афин связана с именем Перикла, при котором произошло размежевание демократии на умеренную и

радикальную. Представители первого направления во главе с Периклом полагали, что бедные граждане должны принимать участие в общественной жизни, но направлять политику государства следует избранным народом руководителям, имеющим надлежащую подготовку, выходцам из богатых и знатных семей. Сторонники второго направления ратовали за усиление демократизации государства путем увеличения помощи беднякам, более агрессивную и жестокую внешнюю политику, направленную на обеспечение приоритета Афин в эллинском мире. Перикл и его сторонники одержали вверх.

Афинская политическая система обеспечивала гражданам возможность политической активности путем оплаты деятельности должностных лиц, пенсии инвалидам, угощения во время государственных и общественных праздников, «зрелищных денег» для посещений театральных представлений. Граждане освобождались от уплаты прямых налогов, но богатые были обязаны регулярно тратить значительные средства на военные и общественные нужды – литургии.

Лишенными какой-либо защиты оказались рабы, благодаря труду которых в значительной степени существовало и процветало Афинское государство. Раб не имел имущества, семьи, юридической правоспособности и был частью имущества своего господина. Ущерб и увечья, причиненные чужому рабу, карались как ущерб его хозяину.

 

«Величие города Афин особенно заслуживает уважения и вызывает чувство благодарности к ним за их благодеяния людям. Ведь они первые познакомили эллинов с цивилизованным образом жизни, который сами узнали от богов и употребили его для всеобщего пользования. Они открыли законы, благодаря которым общая жизнь из жестокой и полной насилия превратилась в упорядоченную и справедливую. Они первые, спасая изгнанников, ввели в отношении просителей обычаи, получившие силу закона для всех людей».

Диодор. Историческая библиотека, XIII, 26, 2-3

 

Два политических и экономических антипода соперничающих из-за лидерства в Греции, неизбежно должны были столкнуться в борьбе из-за сфер влияния. В конце 30-х гг. V века до н.э. отношения крайне обострились и вылились в вооруженный конфликт, известный под названием Пелопонесской войны, ставшей самой затяжной в греческой истории и длившейся 27 лет (431-404 гг. до н.э.). Обе стороны были готовы к ней, верили в свои силы и надеялись на скорую победу. Победу одержала Спарта.

Как показали сочинения греческих мыслителей, идеи пацифизма считались подходящими лишь для Эллады: осуждались распри между полисами; война же с иноземцами (варварами) считалась делом патриотическим и доходным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: