Экономической эффективности технического
Из-за большой затраты времени на составление планов и отчётов экономисты, работающие в локомотивных депо, не имеют достаточных возможностей для глубокого анализа статистической отчётности. Поэтому действующая отчётность используется для аналитической работы всего на 30-70% /37/. Чтобы снизить затраты труда на расчёты, связанные с определением экономической эффективности ТДЛ рассмотрим возможность автоматизации их выполнения на примере тепловозного депо.
Целесообразно в АСУ ТЧ, которая является одним из низших звеньев комплексной автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом (АСУ ЖТ) создать подсистему определения экономической эффективности ТДЛ (АСУ ОЭЭТДЛ), которая, располагая своим небольшим банком данных (БД), будет подключена к подсистемам АСУ ТЧД, АСУ ТЧР, АСУ ТЧЭ, АСУ ТЧУ и АСУ ТЧБ /38/ с использованием информации, которая содержится в БД АСУ ТЧ.
АСУ ОЗЭТДТ будет использовать из АСУ ТЧД задачи по определению наибольших масс поездов, фактических показателей использования локомомтивов, норм расхода топлива на поездку и т.д.; из АСУ ТЧЭ - нормы деятельности ремонтных цехов, техническое состояние деталей, узлов, агрегатов, значение остаточного ресурса оборудования тепловозов, планирование текущих ремонтов и технического обслуживания, трудоёмкости работ и т.д.; из АСУ ТЧУ - задачи планирования ремонта и технического обслуживания, составления месячной программы ремонтов и др.; из АСУ ТЧУ – ряд задач, связанных с обработкой статистических данных расхода топлива, состояния локомотивов и узлов, хода ремонтных работ и др.
Информационное обеспечение АСУ ОЭЭТДТ основывается на данных, регистрируемых в типовых формах первичной документации: настольных журналах дежурных по основному (ТУ-1) и оборотному (ТУ-2) депо; маршруте машиниста (ТУ-3); книгах записи ремонта локомотивов (ТУ-28); книгах повреждений и неисправностей локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава и их оборудования (ТУ-29); журнале учёта профилактического осмотра локомотивов (ТУ-150); книге учёта расхода топлива за время нахождения их в депо (ТХУ-5). Кроме этого используются данные, содержащиеся в учётных формах локомотивного хозяйства: ТУ- 5, ТУ-10, ТУ-27, ТУ-31, ТУ-124, ТУ-125, ТУ-137,
ТУ-141, ТУ-152, а также в графике исполненного движения.
Величина удельного расхода топлива на измеритель выполняемой работы (1∙104 ткм брутто) определяется по данным из лицевого счёта локомотива (форма ТУ-10 а),
(6.1)
где
В - действительный расход топлива электровозом (электровозами) за месяц, кг;
- произведенная электровозом (электровозами) работа за месяц, 1∙104 ктм брутто.
Схема потоков информации при решении задач ОЭЭТДЛ представлена на рис. 6.1.
Однако, как считают специалисты /39,40/, указанные выше типовые учётные формы не полностью удовлетворяют требованиям, предъявляемым к носителям информации, приспособленным для дальнейшей её обработки, на ЭВМ. Поэтому предстоит проведение соответствующей работы по классификации и формализации юс к виду, удобному для машинной обработки.
![]() |
Схема потоков информации при решении задач ОЭЭВТДЛ
В БД АСУ ОЭЭТДЛ будут содержаться дополнительные данные о затратах на создание, внедрение и эксплуатацию средств ТДЛ.
Основой для АСУ ОЭЭТДЛ является созданная методика определения экономической эффективности ТДЛ, разработанные алгоритм и программы. АСУ ОЭЭТДЛ должна отвечать условиям единства информационной базы, совместимости математического обеспечения и комплекса технических средств АСУ ТЧ. Причем все задачи функциональной части должны базироваться на общих информационных массивах и технических средствах АСУ ТЧ, которые обеспечат требуемое взаимодействие. Одним из возможных вариантов взаимосвязи ТДЛ с АСУ ЖТ представлен на рисунке.
Здесь в левой колонке в общепринятых на железнодорожном транспорте сокращениях наименований представлены руководящие звенья от министра путей сообщения до начальника локомотивного депо - ТЧ. Правее указаны соответствующие этим уровням АСУ и БД последних, которые имеют связь с ВЦ МПС - ГВЦ, дороги - ДВЦ и депо - ИВО. На этом рисунке также показано, что разработанная методика ОЭЭТДЛ, алгоритм и программа будут находится в БД АСУ ОЭЭТДЛ.
Как показано на рисунке АСУ ОЭЭТДЛ взаимодействует с автоматизированной системой управления комплексной системы управления качеством и эффективностью работы локомотивных депо АСУ КС УКЭР, которая как и АСУ ОЭЭТДЛ пользуется из БД АСУ ТЧ информацией об удельном расходе дизельного топлива для тяги поездов, о трудоёмкости и материалоёмкости всех видов ремонта электровозов, их простоях на плановых и неплановых ремонтах и т.д.