Алтарь Девы Марии, Мария с младенцем
Поклонение волхвов 2
| |||
![]() |
Рыцарь,
Смерть
И Дьявол
Изучение произведений итальянских мастеров привело Дюрера к преодолению пережитков позднеготического искусства, но от идеальных классических образов он вновь обратился к остроиндивидуальным, полным драматизма характерам. В 1513—1514 годах Дюрер создал ряд произведений, знаменующих вершину его творчества. Возникли три мастерские гравюры на меди — знаменитые «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Св. Иероним» (1514), «Меланхолия» (1514). Маленький лист станковой гравюры трактуется в этих работах как большое монументальное произведение искусства. Сюжетно эти три гравюры не связаны между собой, но они составляют единую образную цепь, так как тема их одна; все они воплощают образ человеческого разума, каждая — несколько в ином плане. В традиционных сюжетах, исполненных символов и намеков, Дюрер обобщил представление гуманистов того времени о различных сторонах духовной деятельности человека. Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали. Путь закованного в броню всадника чреват опасностями. Из сумрачной чащи леса наперерез ему скачут призраки — дьявол с алебардой и смерть с песочными часами, напоминая о быстротечности всего земного, об опасностях и соблазнах жизни. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. В его суровом облике — напряжение воли, озаренной светом разума, нравственная красота человека, верного долгу, мужественно противостоящего опасности.
![]() |
Меланхолия I
Год.
Кунстхалле,
Карлсруэ.
Замысел «Меланхолии» до сих пор не раскрыт, но образ могучей крылатой женщины впечатляет значительностью, психологической глубиной. Сотканный из множества смысловых оттенков, сложнейших символов и намеков, он пробуждает тревожные мысли, ассоциации, переживания. Меланхолия — это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания. Среди многочисленных предметов кабинета ученого и столярной мастерской крылатая Меланхолия остается бездеятельной. Сумрачное холодное небо, озаренное фосфорическим светом кометы и радуги, взлетающая над бухтой летучая мышь — предвестник сумерек и одиночества — усиливают трагичность образа. Но за глубокой задумчивостью Меланхолии скрывается напряженная творческая мысль, дерзновенно проникающая в тайны природы. Выражение безграничной силы человеческого духа сближает образ Меланхолии с драматическими образами плафона Сикстинской капеллы, гробницы Медичи. «Меланхолия» принадлежит к числу произведений, «повергших в изумление весь мир» (Вазари).
![]() |
Адам и Ева
Резцовая
Гравюра
На меди,
Г.
Святой
Иероним
В келье.
1514 г.
Святой Иероним напряжённо
работает, в руке его перо, голова
окружена сиянием. На столе,
только — подставка для книг, на
ней труд Святого Иеронима,
распятие и чернильница.
Композиция картины характерна
для эпохи Возрождения. На
переднем плане, мирно спит
маленькая собачка и грозный лев,
это обязательная часть легенды
о Иерониме Блаженном. У
Альберта Дюрера, собаки,
вероятно, наиболее часто
изображаемые животные.
Большое количество деталей и их
тщательная проработка
удивительны. Картина насыщена
мелкими объектами — символами,
которые бросаются в глаза
наблюдателя. Вопросов возникает
больше чем ответов на них, и это
и заставляет о многом напряжённо
думать. Этот приём типичен для Северного Возрождения и Альберта Дюрера.