2.1 Средства и методы для развития КС у баскетболистов
В своей книге Е.Р. Яхонтов уделяет особое внимание способности к активному расслаблению мышц. Обычной реакцией тренера на ситуацию, когда игрок мажет штрафные броски в решающий момент игры, является задание уделять больше внимания штрафным броскам на тренировочных занятиях. Однако чаще всего причина кроется не в огрехах освоения техники, а в отсутствии умения расслабиться. В этом случае дополнительная отработка техники штрафных бросков во время тренировки не поможет игроку преодолеть психическое напряжение, возникающее в ответственные моменты матча. предлагая игроку расслабиться перед выполнением штрафного броска во время игры, тренер убежден, что игрок знает, как это сделать. Однако без соответствующей подготовки это - довольно трудная задача. Игрок должен учиться расслабляться физически и психически в условиях крайнего напряжения.
Ю.И. Львов утверждает, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) будет вызывать определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению. Автор представляет мышечную напряженность в двух формах (тонической и координационной). Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким. Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауна, тепловые процедуры.
|
Координационную напряженность автор изображает, как неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления). Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы: а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную на расслабление в нужные моменты. Расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать.; б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.
Под этой способностью умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении И.А. Терещенко принемает способность к ориентации в пространстве. Основным методологическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве.
Как уже было сказано, Э.Б. Скрипец отдает ведающую роль способности сохранять равновесие. Выявлено, что баскетболисты, у которых не достаточно развит вестибулярный анализатор, обычно с трудом осваивают программный материал, они испытывают затруднения в усвоении технических движений и сохранении равновесия. Для развития способности к равновесию у баскетболистов автор рекомендует применять упражнения в движении с поворотами, вращениями, с мячом и без мяча, с передвижениями по ограниченной площади.
|
Проанализировав все средства развития способности к реагированию в баскетболе И.И. Таран и Д.И. Внебрачный, пришли к выводу, что основным средством является ускорения из усложненных стартовых положений по различным сигналам тренера – слуховой, зрительный, двигательный. При этом, чем меньше времени требуется игроку для начала двигательного действия в ответ на сигнал, тем выше его уровень развития способности к реагированию.
При развитии динамического равновесия и способности к реагированию О.В. Соколова предлагает использовать метод распределения заданий и метод концентрированных упражнений.
Так же в баскетболе большое значение имеет динамическое равновесие. Е.Ю. Мукина выделяет важный момент, что очень важно передвигаться по площадке быстро, экономично. Улучшение статической и динамической устойчивости происходит на основе освоения двигательных навыков, а также в процессе систематического применения обще- и специально подготовительных упражнений.
Способности, основанные на проприорецептивной чувствительности. Исследования В.И. Лях показали, что это способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения.
|
Авторы А.В. Родин и Д.В. Губа отмечают, что основными средствами развития способности к перестроению движений баскетболиста являются: различные действия с мячом и без мяча в быстро изменяющихся ситуациях, резкая смена характера и условий выполнения заданий; также чрезвычайно важны двигательные действия, которые выполняются в безопорном положении – проходы под кольцо с отталкиванием с одной ноги, «сложные» броски.
Для развития координационных способностей в баскетболе Е.Р. Яхонтов предлагает использовать следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариантного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный. При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.
А по мнению А.С. Голенко методы развития КС основаны на системном выполнении заданий, предъявляющих повышенные требования к точности выполнения двигательных действий или отдельных движений. Избирательные - на точность воспроизведения, оценки, отмеривания и дифференцирования преимущественно одного какого-либо параметра движения (пространственного, временного или силового) и систематические - на точность управления двигательными действиями в целом.
С.В. Чернов предлагает специальные упражнения для развития координации:
- выполнение технических действий в непривычных условиях: смена направления, выполнение работы с мячом не привычной рукой (ведение, броски мяча левой рукой), работа на технику с несколькими предметами одновременно, преодоление препятствий.
- подвижные игры, эстафеты с элементами баскетбола
- спортивные игры с элементами баскетбола
- выполнение упражнений на технику баскетбола вместе акробатическими и легкоатлетическими упражнениями.
- выполнение упражнений в медленном, быстром темпе.
С.В. Голомазова представляет нам, что средства воспитания координационных способностей баскетболистов должны составлять упражнения без предметов и с предметами (мячами разного размера, скакалками, гимнастическими палками); быть относительно простыми и достаточно сложными, выполняемыми в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей.
В.В. Троицкий рассматривает тренировку координационных способностей юных баскетболистов в четырех методах: 1. Метод тренировки без противника, позволяющий баскетболистам в спокойной обстановке овладеть основной структурой двигательного навыка; 2. Метод тренировки с условным противником (макет, стойка – как помеха), при возрастании требований к точности пространственной оценки движений; 3. Метод тренировки с партнером и противником, требует умения выполнять приемы техники без постоянного зрительного контроля, позволяет совершенствовать навыки применения технических приемов после различных тактических действий; 4. Метод комплексного упражнения – для определѐнного микроцикла с преобладанием одного технического действия в различном сочетании с другими.
А.А. Романов считает, что одним из основных условий совершенствования координации двигательных действий у баскетболистов является постоянное переключение движений с усложнением (варьированием), выполняя различные упражнения.
С.В. Чернов убежден, что для лучшего развития координации движений в процессе спортивной тренировки в баскетболе необходимо определить и развивать, в первую очередь, специфические виды координационных способностей юных баскетболистов.
Н.И. Николаева автор книги “ШКОЛА МЯЧА”, взятой за основу при создании программы специальных упражнений по баскетболу на развитие координационных способностей учащихся.
Чтобы развивать у юных баскетболистов координацию движений, в подготовительную часть урока необходимо систематически включать специальные упражнения. В каждом занятии рекомендуется использовать не более пяти упражнений.
1. Лежа на спине, мяч за головой, бросить мяч вверх перед собой и поймать
2. Переложить мяч из руки в руку вокруг туловища в обе стороны, не касаясь тела.
3. Мяч в руках за спиной. Перебросить мяч через голову и поймать впереди.
4. Бросить мяч одной рукой из-за спины через плечо вверх и поймать его двумя руками, одной рукой.
5. Встать на одну ногу, другую поднять вперед, бросить мяч под ногу с наружной стороны вверх и поймать.
6. Вести мяч одной рукой (правой или левой), ударяя о пол через 1, 2, 3 шага
7. Из стойки ноги врозь наклониться вперед, бросить мяч назад - вверх, повернуться кругом, выпрямиться и поймать мяч.
8. Подбросить мяч перед собой вперед-вверх, догнать его и поймать, прежде, чем он упадет на пол.
9. Лежа на животе, мяч на площадке около головы, бросить мяч в сторону - назад.
10. Подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать его; подбросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать его, подбросить мяч вверх, сесть и поймать его сидя, из седа опять подбросить мяч вверх и поймать его стоя.
11. Прыгать через препятствия (например, через гимнастическую скамейку), ударяя мячом о пол или подбрасывая и ловя его.
12. У занимающегося два мяча. Одним выполнять ведение, другой мяч подбрасывать вверх и ловить, не прекращая ведения.
13. Бросить мяч по коридору шириной 50 или 100 см как можно дальше (если мяч выйдет за пределы коридора, бросок не засчитывается).
14. Вести мяч, обводя препятствия справа и слева, кругом.
15. Бросить мяч, стараясь попасть в центр круга, нарисованного на полу. Диаметр круга от 30 до 100 см. Условия выполнения упражнения различные. Так, например, надо быстрее набрать 15 очков с линий броска. Первая линия чертится на расстоянии 3 м, вторая - 4 м и третья - в 5 м от круга. С каждой линии разрешается делать 3 броска. За каждое попадание дается 1 очко.
16. Покатить мяч по полу и догнать его за линией (линия в 8-10 м).
17. Выполнить кувырок на мате и устремиться за мячом, подброшенным вперед-вверх партнером. Поймать мяч после ускорения и вести его, обводя препятствия справа или слева. Затем подбросить мяч вперед-вверх, перепрыгнуть через скамейку, догнать мяч и поймать его до того, как он коснется пола.
18. То же, подбрасывая мяч невысоко над матом, во время его полета выполнить кувырок.
19. Лежать на спине с мячом в руках. По сигналу вскочить, с разбега 3-4 м перепрыгнуть через скамейку, перелезть через гимнастическое бревно, выполнить рывок на 5-8 м, влезть на гимнастическую стенку, коснуться рукой верхней перекладины, спрыгнуть и сделать заключительный рывок к финишу.
20. Подбрасывать и ловить два мяча одновременно.
Специальные упражнения для развития ловкости и координационных способностей у баскетболистов предлагает Гомельский Е. Я.
Прыжки на месте с поворотами на 90 и 130° с ведением одного или двух мячей.
Рывок с ведением одного или двух мячей на 5- 6 м, кувырок вперед с мячом в руках и вновь рывок.
Ходьба на руках с качением мяча перед собой. Партнер поддерживает ноги.
Командная эстафета в беге на руках (как в упр. 3) с качением мяча перед собой. Длина этапа -до 30м.
Передачи мяча у стены в парах со сменой мест. Выполняются одним мячом.
Рывок с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырок вперед с мячом в руках и бросок по кольцу.
Серийные прыжки через барьеры с ведением мяча.
Рывок с ведением мяча на 5-6 м, прыжок через гимнастического козла с подкидной доски с мячом в руках.
Игра в «чехарду» с ведением мяча каждым игроком. Во время прыжка игрок берет мяч в руки.
Различные виды бега с одновременным ведением двух мячей: с высоким подниманием бедра, выбрасывая прямые ноги вперед, доскоками на двух ногах и на одной ноге и т.д.
Передачи мяча в парах с сопротивлением. Игроки в паре передают друг другу мяч от земли, расстояние между ними 4-5 м. Защитник пытается перехватить мяч. Упражнение выполняется сначала на месте, потом в движении.
Игра в «пятнашки» в парах с ведением мяча обоими игроками.
Игра в «пятнашки» в передачах. Двое водящих передают друг другу мяч и стараются запятнать остальных игроков, ведущих мячи, дотронувшись до них мячом, не выпуская его из рук. Запятнанный игрок присоединяется к водящим.
Мяч катится по земле с постоянной скоростью. Игроки перепрыгивают через катящийся мяч на одной или двух ногах. Проводится как соревнование: побеждает тот, кто сделает больше прыжков от лицевой до центральной или противоположной лицевой линии.
Прыжки через барьеры с ловлей и передачей мяча. Игрок перепрыгивает через 10-12 барьеров, стоящих подряд. Во время каждого прыжка он ловит и отдает мяч.
Прыжки через гимнастические скамейки с ведением мяча. Прыжки выполняются на одной или двух ногах, боком или спиной.
Игрок совершает рывок на 5-6 м с ведением мяча, а затем, подпрыгивая с подкидного мостика, стоящего под кольцом, забивает мяч в кольцо сверху.
Прыжки через гимнастическую скамейку с одновременными передачами в стену. Выполняются одним или двумя мячами.
Ходьба по гимнастическому бревну с одновременным жонглированием двумя мячами.
Прыжки через скакалку с ведением мяча. Крутящие скакалку тоже ведут мяч.
Прыжки через длинную скакалку в парах с передачами мяча. Крутящие скакалку игроки тоже отдают пас друг другу.
Прыжки через скакалку с бросками по кольцу. Прыгающий через скакалку игрок находится на расстоянии 4-5 м от кольца. 2-3 игрока поочередно подают ему мячи. Ловля передачи и бросок по кольцу выполняются в одном прыжке.
Броски по кольцу после быстрого ведения с поворотом на 90 или 180°.
Бросок по кольцу сверху после прыжка с двух ног с максимально дальнего от кольца расстояния.
Игрок выполняет два шага после быстрого ведения и делает два оборота мячом вокруг корпуса.
Два игрока находятся на противоположных линиях штрафного броска. По сигналу тренера они выполняют кувырок вперед и совершают рывок к центру поля, где лежит мяч. Игрок, завладевший мячом, атакует указанное тренером кольцо.
Игроки команды делятся на две группы и встают на противоположные линии штрафного броска лицом к щиту. По сигналу тренера первые игроки каждой колонны бьют мячи в щит и бегут к противоположному щиту, чтобы успеть на добивание. Добивание мяча в щит можно выполнять только в одном прыжке. В центре поля игроки выполняют кувырок вперед.
Игрок делает рывок от центра поля к линии штрафного броска спиной вперед, на штрафной линии выполняет кувырок назад. Тренер, стоящий на лицевой линии, пасует мяч с отскоком от пола так, чтобы игрок сумел получить его после кувырка.
Игрок находится на линии штрафного броска спиной к кольцу, выпрыгивает, бьет мяч в пол между ногами так, чтобы он отскочил за спину. При приземлении игрок разворачивается, догоняет мяч и забивает его в кольцо броском сверху (для низкорослых игроков - слабой рукой).
2.2 Критерии оценки уровня развития координационных способностей у баскетболистов 11-12 лет
Для того чтобы понять в каком состоянии находятся координационные способности, необходимо их оценить. А.В. Осипов берет за основу в соответствии с главными критериями оценки КС, следующие четыре основных признака: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики.
Сейчас много работают над критерием оценок, но В. Ботяев рассуждает на эту тому так, что в то же время есть основания полагать, что проблема контроля и оценки координационных способностей во всей системе подготовки спортсменов, и спортивном отборе в частности, разработана недостаточно. Автор уверен, что необходим поиск современных форм и методов контроля специфических координационных способностей, уровень развития которых в значительной степени определяет эффективность соревновательной деятельности в данном виде спорта. Я соглашусь с этим мнением, критерии оценки существуют, но они настолько не точные, не до конца разработаны.
Процесс развития и совершенствования координационных способностей человека занимает актуальное место в физическом воспитании и спорте. Терещенко И.А., Оцупок А.П., рассмотрели результаты исследований американских ученых и пришли к выводу, что сенсомоторная координация – это развитие, управление, контроль, коррекция движений по средством органов чувств: зрительной сенсорной системы, двигательной сенсорной системы, вестибулярной сенсорной системы, слуховой сенсорной системы и других систем.
Ученые много спорят на эту тему, однако Медведева Л.Е., Григорьева С.А., придерживаются доказательств, что уровень развития координационных способностей имеет взаимосвязи с психофизическими качествами и психомоторикой человека, служит основой двигательных компетенций в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе профессиональной.
Для развития координационных способностей необходимы физические упражнения. Существуют разные критерии физических упражнений. П.В Родичкин разделяет физические упражнения по следующим критериям: по биомеханической структуре движений — на циклические и ациклические; по проявлению физических качеств — на упражнения, требующие преимущественно развития быстроты, взрывной силы, выносливости, силы, координации; по особенностям локомоций — на упражнения, выполняемые руками, ногами, руками и ногами; по мощности выполняемой работы — на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной и попеременной мощности; по преобладающему источнику энергии — анаэробно-алактатные, анаэробно-лактатные, смешанные анаэробно-аэробные и аэробные упражнения; по уровню энерготрат — на упражнения, выполненные с высокими, средними и низкими энерготратами; по характеру регламентации нагрузки — на упражнения заданного объема работы и заданного времени работы; по объему активной мышечной массы — на локальные, региональные, глобальные; по характеру мышечной работы - на статические и динамические». Автор очень подробно проходится по каждому критерию.
Каждый понимает, какую важную роль играют координационных способности, с этим согласны Болобан В.Н., Литвиненко Ю.В., Оцупок А.П., которые сделали вывод о том, что устойчивость тела спортсмена, выполняющего упражнения равновесного характера, как правило, влияет на спортивный результат и определяет его. Нельзя не согласиться с мнением автора, так как я профессиональная спортсменка и могу точно сказать, что координация влияет на спортивный результат.
2.3 Возрастные особенности развития КС
Для решения вопроса о возрастных особенностях физического развития о А.С. Голенко и Л.И. Кузьмина выявили неравномерность их развития. Отмечают периоды ускоренного и замедленного роста как отдельных физических качеств или их проявлений, так и различных координационных способностей. По их мнению, благоприятный период для целенаправленного развития всевозможных координационных способностей (КС) – возраст от 5 до 7 лет; с 7 до 11-12 лет. Целенаправленная тренировка дает второй по значимости эффект с 14-15 до 17-18 лет. С 12-13 до 14-15 лет эффект воздействия оказывается несколько меньшим, чем в первых двух случаях. В онтогенетическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума к 11-12 годам». Соглашусь с суждением этого автора, так как считаю, что у ребенка есть период становления и привыкания и именно в этот период надо усиленно развивать координационные способности, потому что потом что-то развить будет сложнее.
Однако А.Г. Карпеев имеет на этот счет своё мнение: «по всей видимости, фактором перестройки координации движений с симметричной на перекрестно-реципрокную объясняется наличие сенситивного периода от 11 до 13 лет у девочек при развитии большинства циклических локомоторных движений (бег, плавание, разбеги в прыжках, метания). Отсюда следует заключение о том, что возраст от 9 до 13 лет можно считать благоприятным для развития двигательной координации большинства локомоторных, особенно циклических, движений, требующих проявления высокого темпа. Однако основной акцент на развитие двигательной координации должен быть направлен на возраст от 11 до 13 лет». У каждого автора свое мнение, но с А.Г. Карпеевым я не соглашусь, считаю выбранный период не совсем удачным, дети уже выросли и закрепили определенные навыки.
В качестве средств развития КС детей школьного возраста В.И. Лях предлагает использовать разнообразные упражнения (двигательные действия), если они: связаны с преодолением координационных трудностей; требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий, а также находчивости в использовании этих действий в различных условиях; являются новыми и необычными для исполнителя; хотя и являются привычными, но выполняются либо при изменении самих движений и двигательных действий, либо условий. Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одному из этих требований, автор называет координационными. Наиболее широкой и разнообразной является группа обще подготовительных координационных упражнений.
Анкета
3.1 Анализ анкетирования
С целью выявления эффективных средств и медов развития координационных способностей было проведено анкетирование, в котором приняли участие 50 тренеров. Из них 32 женщины и 18 мужчин. Возраст участников до 70 лет.
Все опрошенные уже имеют большой опыт в тренерской деятельности занятий баскетболом. Тренера отвечали на вопрос, о начале развития координационных способностей (рис. 1). Большинство из предложенных, выбрали «6-7» (63%), некоторые считают, что начинать лучше с 7-10лет (23%), некоторые баскетболисты предпочли возраст 10-12 лет (4%). 10% опрошенных затруднились с ответом, и считают другой возраст наилучшим.
Рисунок 1 – Начало развития координационных способностей
Развитие разных двигательных способностей эффективнее развивать в определенной части тренировочного процесса. На вопрос, о том, в какой части тренировки проводятся упражнения на улучшения координационных способностей, мнения разделились (рис. 2). По 35% опрошенных считают подготовительную и основную части тренировочного процесса более удачными, 13% не согласны с этим мнением и утверждают, что заключительная часть тренировки лучше подходит для развития координационных способностей.
Рисунок 2 – Части тренировки, где проводятся упражнения на развитие координационных способностей
Современный баскетбол становится более атлетичный динамичный и требует высокого уровня координационные способности. И на вопрос, о необходимости каждый день уделять внимание развитию координационных способностей для достижения высоких результатов (рис. 3), большинство парней и девушек считают это необходимым (92%), но есть и такие люди которые не видят в этом необходимости (6%), и всего 2% баскетболистов не увидели взаимосвязи координации c достижением высоких результатов.
Рисунок 3 – Развитию координационных способностей необходимо уделять каждый день
Исходя из взаимосвязи координации и побед, можно сделать вывод, о том, что развивать КС лучше каждый день, респонденты отвечали на вопрос, о времени, удаляющемся координационным упражнениям на тренировке (рис. 4). Большинство игроков считают, оптимальным временем до 30 минут (45%), чуть меньше считают, что на такие упражнения достаточно 10мин (34%), однако 13% опрошенных считают, этого не достаточным, и выбрали ответ “более 30 минут”, остальные 8% не смогли определиться с ответом.
Рисунок 4 - Время, которое отводится координационным упражнениям на тренировке
По мнению Холодова Ж.К. и Кузнецова В.С. эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них. На вопрос, об используемых методах развития КС в тренировочном процессе (рис. 5), многие баскетболисты применяют метод вариативного упражнения (37%), однако 28% опрошенных используют методы стандартно-повторного упражнения, так же и игровой метод, и всего 7% ребят используют в тренировочном процессе соревновательный метод для развития координационных способностей.
Рисунок 5 – Методы развития КС в тренировочном процессе
Так же, по мнению Холодова Ж.К. и Кузнецова В.С. основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны, и на вопрос, о используемых средствах в тренировочном процессе для развития КС (рис. 6), самым популярным средством у опрошенных, является упражнение с мячом (52%), другие 16% баскетболистов используют спортивные игры, столько же применяют гимнастические упражнения (16%), оставшиеся 14% используют в средствах развития КС игровые единоборства.
Рисунок 6 - Средства в тренировочном процессе для развития КС
Высокий уровень координационных способностей положительно влияет на развитие других способностей. И на вопрос, о влиянии координационных способностей (рис. 7). Большинство опрошенных считают, что в первую очередь они влияют на баланс (48%), некоторые считают, что больше влияют на внимание (23%), немного меньше баскетболистов выбрали ответ “реакция” (15%), по 4 % опрошенных выбрали варианты ответов “гибкость”, “скорость” и “точность”, и всего 2% ребят считают, что КС влияют на выносливость.
Рисунок 7 - Влияние координационных способностей
Респонденты оценивали свои координационные способности (рис. 8), 33% ребят считают свои КС хорошо развитыми “5 балла”, по шкале от 1 до 5, чуть меньше оценили на “4 балла” (27%), 1/4 опрошенных оценили свои КС на “3 балла” (20%). Всего 13% опрошенных оценили на “2 балла”, остальные 7% оценили свои КС на низкий уровень.
Рисунок 8 – Оценка своих координационных способностей
В результате анкетирования было выявлено, что для развития координационных способностей у юных баскетболистов наилучший возраст у детей считается 6-7 лет. По мнению респондентов, необходимо каждый день уделять внимание развитию координационных способностей. Заниматься координационными упражнениями лучше в подготовительной или основной части тренировки (34%). На координационные упражнения необходимо отводить до 30 минут тренировочного процесса. По мнению опрошенных, в тренировочном процессе чаще следует применять метод варьированного упражнения. Самым эффективным средством развития КС в тренировочном процессе, являются упражнения с мячом. Большинство респондентов считает, что у них достаточно высокий уровень развития координационных способностей.
ВЫВОД
В результате проведения работы мы пришли к следующим выводам:
1. Установили, что:
а) координационные способности представляют собой совокупность морфофункциональных свойств организма человека, определяющих его возможности эффективно решать двигательные задачи, а также умение адекватно перестраивать двигательную деятельность при изменяющихся ситуациях;
б) выделяют специальные и специфические координационные способности;
в) возрастной период с 6-7 лет является наиболее благоприятным для развития координационных способностей с помощью специально организованной двигательной активности.
2. Проанализировав Методы, пришли к выводу, что методвариативного (переменного) упражнения лучше способствует эффективному развитию координационных способностей у баскетболистов. Так же часто используется соревновательный метод.
К числу эффективных средств развития координационных способностей баскетболистов, относятся физические упражнения с мячом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Агапов Д.В. Исследование координационных способностей у школьников, занимающихся бейсболом на этапе начальной подготовке / Д.В. Агапов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. -N 4. -С. 3-5
2. Андреева Н.О. Показатели развития сенсомоторной координации занимающихся художественной гимнастикой на этапах предварительной базовой и специализированной базовой подготовки / Н.О. Андреева, А.В. Жирнов, В.Н. Болобан // Физическое воспитание студентов. -2011. -N 4. -С. 6-15.
1. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / Под. ред. Ю.М.Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997.-480с.
3. Бойченко С.В. Методы измерения и совершенствование ловкости / С.В. Бойченко, Г.А. Лисенчук // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. -2005. -N 4. -С. 3-9.
4. Болобан В.Н. Критерии оценки статодинамической устойчивости тела спортсмена и системы тел в видах спорта сложных по координации / В.Н. Болобан, Ю.В. Литвиненко, А.П. Оцупок // Физическое воспитание студентов. -2012. - N 4. -С. 17-24.
5. Ботяев В. Исследование вариативности развития координационных способностей у спортсменов различных специализаций, возраста и квалификации / В. Ботяев // Наука в олимпийском спорте. -2012. - N 1. -С. 68-73.
6. Гожин В.В. Вариативность и двигательная одаренность в спорте / В.В. Гожин, - М.: МНПИ, 1998. -176 с.
6. Гетманцев С.В. Исследование мышечно-суставной чувствительности и координации движений в различных видах спорта / С.В. Гетманцев, О.И. Резниченко // Слобожанский научно-спортивный вестник. -2010. -N 3. - С. 58-62.
7. Голенко А.С. Развитие быстроты и координационных способностей у школьников с использованием психомоторных упражнений / А.С Голенко, Л.И. Кузьмина // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2008. - N 6. -С. 87-91.
8. Двейрина О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления / О.А. Двейрина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. - N 1. -С. 35-38.
9. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры. Курс лекций / И.В. Еркомайшвили, О.Л. Жукова. Екатеринбург: изд-во «Высшая школа», 2004. -192с.
10.Иванова Е.В. Развитие координационных способностей у занимающихся экстремальными видами деятельности / Е.В. Иванова // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2008. - N 2. -С. 15-16.
11. Карпеев А.Г. О многолетней стратегии спортивно-технической подготовки с учетом возрастных закономерностей развития двигательной координации / А.Г. Карпеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. - N 4. -С. 35-39.
12. Карпеев А.Г. Развитие координации скоростных циклических движений у лиц женского пола на этапе интенсивного онтогенеза (от 4 до 20 лет) / А.Г. Карпеев // Теория и практика физической культуры. -2000. -№10. -С. 15-16.
13. Кряжев В.Д. Двигательные возможности человека: определение основных понятий и проблемы измерений/В.Д. Кряжев // Вестник спортивной науки. -2003. - N 1. -С. 3-5.
14. Люлина Н.В. Развитие координации в учебно-тренировочном процессе фристайлистов / Н.В. Люлина, И.В. Ветрова // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. -2008. - N 2. -С. 45-51.
15. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М.: Изд-во ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
16. Медведева Л.Е. Координационные способности студенток в возрасте 17-19 лет с различным уровнем здоровья / Л.Е. Медведева, С.А. Григорьева // Омский научный вестник. -2011. -N 5. - С. 180-184.
17. Мельников В. С. Физическая культура: Учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2002. - 114 с.
18. Мукина Е.Ю. Координационная подготовка в системе факторов результативности соревновательной деятельности в спортивных единоборствах / Е.Ю. Мукина, А.Ю. Бокин // Социально-экономические явления и процессы. -2013. -N 12. -С. 225-229.
19. Осипов А.В. Формирование координационных способностей у подростков, тренирующихся в циклических видах спорта / А.В. Осипов // Вестник. -2012. 11.- С. 213-205.
20. Паначев В.Д. Инновационный метод развития координационных способностей у студентов вуза/ В.Д Паначев, А.С. Ощепков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. - N 6. -С. 82-85.
21. Родичкин П.В. Физиологическая характеристика классификаций физических упражнений / П.В. Родичкин // Психофармакология и биологическая наркология. -2004. -N 1. -С. 623-625.
22. Рохкина Е.Л. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / Е.Л. Рохкина. – Омск: СибАДИ, 2009. - 208 с.
23. Скрипец Э.Б. Развитие координации у баскетболистов // Физическая культура. Всѐ для учителя. № 1. Пилотный выпуск. 2011. С. 25–27.
24. Старкова Е.В. Модульная технология развития двигательных координаций у студенток в процессе физического воспитания. - Малаховка, 2006. 25 с.
25. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-методический комплекс. Часть 1. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 151 с.
26.Терещенко И.А. Сенсорная координация, теоретическая и физическая подготовленность студентов первого курса высшего учебного заведения физического воспитания и спорта / И.А. Терещенко, Т.М. Левчук, В.Н. Болобан // Физическое воспитание студентов. - 2013. - N 6. - С. 88-95.
27. Терещенко И.А. Оценка координационных способностей студентов первого курса на практических занятиях по гимнастике / И.А. Терещенко, А.П. Оцупок / Физическое воспитание студентов. - 2013. - N 3. -С. 60-71.
28. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. выс. учеб. заведений. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -М.: Академия, 2000. – 480 с.
29. Холодов Ж.К. Координационные способности и основы методики их воспитания Теория и методика физической культуры / Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецов. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. - C.223-226.
30. Якушев В.П. Теория спорта: Курс лекций / В.П. Якушев. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П.М. Машерова", 2005. – 208 с.
31. Яхонтов, Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: учебное пособие / Е. Р. Яхонтов; Федеральное агентство по физ. культуре и спорту, С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Олимп, 2006. - 134 с.: ил. - Гриф: Допущено Федеральным агентством по физ. культуре и спорту. - Библиогр.: с. 100-102.
Львова Ю.И. Баскетбол. Физическая подготовка баскетболистов: (лекция для студ.-заоч.) / Ю. И. Львова; ГЦОЛИФК. - М., 1993. - 23 с.
2. Яхонтов, Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: учеб. пособие / Е.Р. Яхонтов; С.-Петерб. Гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – 2-е изд. – СПб.: Олимп, 2006. – 134 с.
3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
7. Гомельский, Е.Я. Управление подготовкой высококвалифицированных баскетболистов на основе динамических показателей адаптационных реакций: автореф. дис. … канд. пед. наук / Гомельский Евгений Яковлевич; Всерос. Науч.-исслед. ин-т физ. культуры. – М., 1997. – 21 с.
Яхонтов, Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: учебное пособие / Е.Р. Яхонтов; Федеральное агентство по физ. культуре и спорту, С.- Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта; Высшая школа тренеров по баскетболу. – 4-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Олимп, 2008. – 134 с.: ил. – Гриф: Доп. Федер. агентством по физ. культур