Дракон
Одним из известнейших мифических существ является дракон – огромная рептилия, наделённая разумом. Наверное, в фольклоре любого народа существует его образ. Однако у каждого народа он, этот образ, имеет свои отличительные черты. Японец, услышав слово «дракон», представит себе нечто, весьма отличающееся от, например, ассоциации с этим словом у англичанина. У каждого народа свой облик дракона. Я попытаюсь проанализировать информацию о драконах, фигурирующих в разных культурах, выявить их отличия и сходства.
Дракон Древнего Мира
Одни из древнейших цивилизаций – Египет и Междуречье. Как ни странно, но и в мифах этих древних государств есть уже свои драконоподобные существа. Так, например, в Египте дракон, точнее, змей Апоп каждую ночь сражается с богом солнца Ра, и каждую ночь проигрывает ему, из-за чего и наступает новый день. Змей обладает огромными размерами, живёт в подземном царстве. Он является олицетворением злых сил.
В легендах Междуречья существовала огромная дракониха Тиамат, являвшаяся океаном-хаосом и родителем всего сущего. Вопреки столь всеобъемлющему созидательному, казалось, началу, эта дракониха также была олицетворением зла, потому её и сразил бог Мардук, создав из её тела небо и землю. Образ Тиамат примечателен наличием не одной головы, а семи.
|

Теперь перейдём к более молодой, хотя для нас так же древней культуре – культуре античной, греческой.
В мифологии Греции дракон имел облик огромной змеи. Зачастую обладал не одной, а сразу несколькими головами, как, например, Лернейская гидра. Основной чертой дракона считалось не изрыгание огня и не полёт, а гипноз.
|
Собственно, в Греции и родилось слово «дракон », произошедшее от глагола «видеть», или же от близкого по звучанию с ним слова «змея». Не на нашем языке, разумеется, а на греческом. Некоторые драконы также обладали ядом.
Драконов в греческой мифологии огромное множество. Один из ярчайших примеров – Тифон, стоглавый гигантский дракон, рожденный богиней- землей Геей и божеством хаоса Тартаром. Тифон мог выпускать огонь, но несколько нестандартным образом – через глаза. Этого монстра сразил глава Богов Зевс.
|
Уже упомянутая Лернейская гидра – тоже драконоподобное существо. У неё было тело собаки. Голов у неё было, правда, не сто, а всего восемь, да и размерами она была существенно меньше Тифона, однако на месте каждой срубленной головы гидры вырастали новые. Дыхание её помутняло разум, а желчь, заменявшая ей кровь, была ядовита. Эту тварь одолел Геракл.
Итак, можно сделать выводы, что уже в древние времена образ дракона начинал зарождаться. Формально драконы появились в Греции, поскольку именно там их назвали драконами, однако и до греческой цивилизации подобные им существа активно использовались в мифологии для олицетворения злых сил и начала хаоса. В Греции дракон носил не столь символичный характер, но относился точно так же к антагонистам, силам тьмы.
дракон в Средневековье и в Новое Время
С угасанием культуры античной развивается культура средневековая. Одним из важных её элементов являлась Библия; именно в Средние века христианство считалось единственно возможным образом жизни – именно образом жизни, а не религией.
Как ни странно, в Библии тоже встречаются упоминания о драконах. В первую очередь стоит отметить Левиафана из книги Иова – огромного крылатого огнедышащего морского змея, воплощение пучины морской, ужаса, силы. Змей был столь могуч, что лишь сам Бог, змея сотворивший, уничтожил его. Левиафан – вновь начало зла, сила разрушительная и действительно огромная, несдерживаемая.
Другой дракон, упомянутый в Библии – дракон Апокалипсиса. Он красного цвета и обладает семью головами и десятью рогами, неведомо каким образом распределёнными по головам. И у этого змея тоже есть крылья. Дракон есть сам Сатана, дьявол. С ним воевали Михаил и ангелы, свергнув его.
Вновь дракон представляет собой начало отрицательное, сугубо отрицательное, абсолютную противоположность добру.В общем, в Библии драконы пусть и имеют внешние отличия со своими предшественниками – крылья, лапы, огненное дыхание, – но всё равно олицетворяют тьму, зло.
Однако даже и вне Библии – в легендах, преданиях народов Европы, с этим учением не связанных, – драконы тоже имеют место быть. Вспомнить предания о воевавшем с драконами Беовульфе, о драконоборце Тристане из легенд о короле Артуре и рыцарях круглого стола.
А вот в восточных странах драконы пошли в совсем ином направлении, нежели в Европе. Объясняется это, наверное, удаленностью стран Востока от Греции, в которой зародилась античная культура, да и от всей Европы.
Сам же факт существования этих существ в азиатской и восточной мифологиях связан, наверное, с находками костей динозавров и ошибочной их идентификацией. Так или иначе, драконы на Востоке назывались даже не драконами.
Наиболее известно их Китайское название – лунь; в Японии дракон называется рю, в Корее – ёнъ, во Вьетнаме – лонг.
Со своими западными, так сказать, сородичами, драконы восточные имели даже внешнее различие – их тело было вытянутым, крылья отсутствовали, на голове были оленьи рога, грива, усы, тело покрывала рыбья чешуя. Число лап у всех было одинаковым – четыре; различалось в разных культурах число пальцев на них. У китайского Императорского дракона было 5 пальцев на лапах, у японского – 4, у корейского – 3.
Помимо всех внешних различий были и различия уже по сути своей. Если ещё со времён Египта драконы и им подобные твари представляли собой злое начало, то на Востоке драконы были сродни божествам. Они олицетворяли обычно погоду, силу воды.
Не то, чтобы драконы были именно началом добра; встречались и драконы злые; однако в большинстве своём дракон был созидательным началом. Но если люди не уважают дракона, не уважают саму природу – естественно, что дракон выступал уже в роли палача, наказывая людей.
В лапах у восточного дракона зачастую был какой-то округлый предмет. Где-то сказано, что это жемчуг, дающий ему, дракону, власть над погодой. Где-то сказано, что это просто драконье яйцо. Точно неизвестно, но наличие первой теории вновь говорит о том, что дракон был именно богом, которому подвластна погода, природа.
Итак, с упадком античной культуры, с наступлением средневековья и, впоследствии, нового времени, образ дракона не утратился, не ушёл в забвение, а, напротив, продолжил использоваться в мифологии, иногда в искусстве.
Если в Европе дракон был тем, чего люди всегда боялись, то в восточных странах дракон был силой природы, доброй к тем, кто уважает её, беспощадной к тем, кто её не щадит.
Дракон в наше время
Сейчас драконы – одна из важнейших частей большинства произведений жанра фэнтези. Они встречаются и в фантастических фильмах, и в живописи, и в скульптуре – их образ украшает наш мир.
Важно отметить, что в связи с процессом глобализации и укреплением связи между разными культурами образ дракона начал смазываться, меняться.
Так, восточные драконы обзавелись крыльями, европейские – гривой и бородой. У каких-то драконов по шесть лап, какие-то вообще ушли от огненного или природного начала, становясь драконами ледяными, ядовитыми, пустынными и так далее.
Но самое главное даже не в изменении облика внешнего. Главное в том, что драконы уже редко олицетворяют зло, становясь где-то добрыми и мудрыми, где-то дикими и непредсказуемыми, где-то даже маленькими и беззащитными. Всё меняется, и драконы – тоже.
Куклева Алёна РиСО-1, 2 курс