ОТЧЕТ по научно-педагогической практике
«Изучение способов проектирования и анализа особенностей педагогической деятельности в преподавании конфликтологических дисциплин»
Цельюпроизводственной (научно-педагогической) практикиявляется овладение студентами основами педагогической культуры, формирования у них готовности к применению современных методик и технологий для обеспечения качества образовательного процесса в предметной области конфликтологии, а также развитие способности разрабатывать рабочих программ курсов, читать лекции, проводить семинарские занятия, осуществлять эффективный контроль за усвоением знаний обучающихся.
Задачи:
1) Закрепление теоретических знаний по методике преподавания конфликтологических дисциплин в высшей школе;
2) Формирование и развитие умений по планированию, подготовке и реализации процесса обучения;
3) Развитие творческого и исследовательского подхода к организации педагогического процесса, умений применения активных форм обучения;
4) Развитие у студентов профессионально важных качеств личности конфликтолога, потребности к самообразованию и самосовершенствованию, способности к самоанализу собственной деятельности.
Планируемые результаты обучения при прохождении практики
В результате прохождения производственной (научно-педагогической) практики магистр по направлению 37.04.02 «Конфликтология» профилю подготовки «Социальная конфликтология» должен обладать следующими компетенциями:
1) общепрофессиональные:
ОПК-3 – способностью на основе сформированного мировоззрения понимать современное состояние гуманитарных, социальных и естественных наук;
|
2) профессиональные:
ПК-2 – готовностью к проведению прикладных и стандартных конфликтологических исследований, анализу и обобщению полученных результатов исследования, делать выводы и давать рекомендации заинтересованным учреждениям;
ПК-3 – способностью формулировать проблемы теоретической значимости в области конфликтологии, анализировать и систематизировать знания о конфликтах и мире;
ПК-6 – способностью анализировать информацию и синтезировать знания, полученные в результате информационно-аналитической деятельности, с целью выработки целостного представления о конфликтных и мирных способах взаимодействия в различных сферах социальной жизни;
ПК-13 – готовностью применять современные методики и технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной области конфликтологии в образовательной организации на конкретном уровне образования;
ПК-14 – способностью разрабатывать рабочие программы курсов, читать лекции, проводить семинарские занятия, осуществлять эффективный контроль за усвоением знаний и приобретением навыков обучающимися, осуществлять руководство практикой, учебно- и научно-исследовательской работой обучающихся;
3) специальные:
СК-3 – способностью применять основные направления в современной методологии науки, проводить прикладные конфликтологические социальные исследования
Структура ФГБОУ ВО КНИТУ кафедры социальной и политичесекой конфликтологии.
В качестве базы практики была определена кафедра социальной и политической конфликтологии «Казанского национального исследовательского технологического университета».
|
Кафедра СПК (социальной и политической конфликтологии) создана в 2006 г. в составе социально-экономического факультета КГТУ. Основателем кафедры был профессор, д.с.н. Александр Леонидович Салагаев (1952 – 2014). С 2014 г. заведующим кафедрой является д.полит.н., проф. Сергей Алексеевич Сергеев.
С 2012 г. входит в состав факультета социотехнических систем (СТС) Института управления инновациями (ИУИ) КНИТУ. Является выпускающей для направления «Конфликтология» (бакалавры и магистры).
Кафедра СПК проводит обучение по двум образовательным программам высшего профессионального образования: направления 37.03.02 «Конфликтология» (бакалавриат) и 37.04.02 «Конфликтология» (магистратура).
Среди преподавателей кафедры два профессора, доктора наук и семь доцентов, кандидатов наук. Один из преподавателей кафедры получил степень магистра за рубежом (США).
Преподаватели постоянно проходят повышения квалификации.
По всем дисциплинам кафедры имеются учебно-методические комплексы, в которых имеются все авторские разработки и материалы, отражающие частные методики подготовки и проведения занятий.
Сотрудниками кафедры были написаны и выпущенные следующие учебные пособия:
1. Галанина О.Н. Технологии регулирования конфликтов: учебное пособие - М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2016. - 136 с.
2. Лучшева Л.В. Основы права: методическое пособие по элективному курсу: М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2015. - 124 с.
|
3. Салагаев А.Л. Социальные девиации в молодежной среде: конфликтологический подход: Учеб.пособ. - М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. – Казань: КГТУ, 2011. - 208 с.
4. Сергеев С.А., Сергеева З.Х. Этноконфликтология. Структурно-логические схемы и тесты: учебно-метод. пособие – Федер. Агентство по образованию, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань: КГТУ, 2010. - 124 с.
5. Сергеев С.А., Салагаев А.Л. Конфликтология сфер социальной жизни: учебное пособие - М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2014. - 468 с.
6. Сергеев С.А. История конфликтологии: учебное пособие - М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2015. - 240 с.
7. Сергеев С.А., Ловчев В.М., Лучшева Л.В., Мурзина Д.Ш., Кузнецова А.В., Галанина О.Н. Профилактика межэтнических и межконфессиональных конфликтов: Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2017. - 148 с.
8. Фатхуллина Л.З. Социология: учебное пособие - Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2018. - 192 с.
В ходе образовательного процесса используются видеотехника, мультимедийные средства, компьютерное тестирование.
За время прохождения учебной практики, я получила профессиональный опыт и навыки как сотрудник кафедры, ознакомилась с учебно-методическим обеспечением образовательного процесса кафедры (ФГОС по направлению 37.03.02 Конфликтология).
Таким образом, профессионально - образовательная программа подготовки конфликтологов включает в себя: учебный план специальности, учебно-методическое обоснование образовательного процесса, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, методическое обеспечение дипломного проектирования, основную и дополнительную учебную литературу, электронную литературу, в том числе учебники и проверочные тесты, методические рекомендации по видам занятий, а также обеспечение образовательного процесса профессорско-преподавательским составом.