Цель исследования - это мысленное прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе проведения научно исследовательской работы. Как правило, цель исследования «зашифрована» в его названии. В цели исследования отражаются диагностические и преобразующие результаты опытно-экспериментальной работы.
Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели. Задача исследования – конкретизация цели исследования на определенном этапе.
Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования во введении к диссертации. В свою очередь цель определяет тактику исследования – последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), посредством которых проблема может быть решена. Вариант решения проблемы, составляющий само содер-жание диссертации, первоначально кристаллизуется в виде основной ги-потезы исследования. Это пробное решение, которое необходимо про-верить и доказательно обосновать в тексте диссертации.
Другими словами, характер задачи зависит от содержания цели, а цель, в свою очередь, зависит от четкости формулирования проблемы. Цель предполагает разрешение проблемы исследования, задачи исследования определяют разные подходы к разрешению общей проблемы исследования.
Гипотеза исследования.
Ни одно научное открытие не совершается без умения предвидеть, прогнозировать предстоящий эксперимент, опыт. Научное предвидение - важнейшее условие педагогического исследования, поскольку помогает предусмотреть и свести к минимуму возможные ошибки и неудачи. Конкретной формой научного предвидения выступает гипотеза. После определения объекта и предмета, цели и задач исследования, при разработке экспериментальной работы и ее осмыслении постоянно приходится возвращаться к гипотезе как опорной точке научно-исследовательской работы. Гипотеза - это предположение, приблизительный ответ на поставленные задачи исследования;
|
Гипотеза является системой научного познания, которая складывается из различных мнений, объединяющим элементом или идеей в которых выступает предположение. Формирование гипотезы в сознании исследователя - сложный процесс. В психологическом плане здесь наряду со способностями к конструированию и переконструированию знаний значительную роль играют проблемное видение, альтернативное мышление, способность к аналогиям и переносу, интуиция, т.е. те психические качества и процессы, которые характерны для творчества.
Существуют разные типы гипотез, определяемые их познавательной значимостью.
- Первичная, или рабочая, гипотеза определяет направление исследования, его основные задачи, критерии классификации и оценки фактов.
- Научная гипотеза возникает на более глубокой теоретической основе и имеет более точную форму выражения.
К гипотезе предъявляют следующие требования:
- она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко большее;
- в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
|
- при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
- требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.
Гипотеза должна соответствовать теме, поставленным задачам и не выходить за рамки предмета исследования. Нередко встречаются интересные гипотезы, которые оказываются лишь искусственно привязанными к проблеме.
Гипотеза должна нацеливать на решение проблемы, а не уводить от нее. Гипотеза должна соответствовать хорошо проверенным фактам, объяснять их, предсказывать новые. Гипотеза, объясняющая явления определенной области, не должна противоречить другим теориям в той же области, истинность которых уже была доказана. Если же новая гипотеза вступает в противоречие с уже известными, но при этом охватывает более широкий круг явлений, чем в предшествующих теориях, то последние становятся частным случаем новой, более общей, теории.
Гипотеза должна быть доступна проверке.
Научная гипотеза должна содержать в себе проект решения проблемы в теории и на практике. Тогда она станет органической частью исследования.
Основные этапы построения гипотез
Основные этапы построения гипотез можно разделить на три части:
1. Выдвижение гипотез – это основной вид научного творчества, связанный с объективной потребностью в новом знании. При этом выдвигаемая гипотеза должна быть:
2. Формулировка (разработка) гипотез. Выдвинутую гипотезу необходимо сформулировать. От правильности, четкости и определенности формулировки гипотезы зависят ход и результат ее проверки.
3. Проверка гипотез. Доказательство, достоверность гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования. подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Неподтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.