КАК ПРИВИВАТЬ МАЛЫШАМ ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Навыки самообслуживания.
Хвалите малыша за всё. У ребёнка этого возраста очень высока оценка своих действий и возможностей. Постоянно восхищаясь малышом, мама поддерживает его: «Какой ты большой! Как хорошо поел! Как быстро стал бегать!» И т.п. Малыш уверен, что он «самый-самый». И вдруг в детском саду оказывается, что он плохо ест, не умеет одеваться, класть вещи на место... Он видит ваше негативное отношение к своим неудачам. А в таком состоянии комфортно чувствовать себя в группе невозможно.
Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей. Хвалите ребёнка за любое достижение, замечайте усилия, которых потребовало от него выполнение таких дел, как что-то убрать, снять, поработать ложкой во время обеда и т.т. Пусть малыш чувствует, что вы всегда радуетесь его успехам, поддерживаете его, уверены в его силах и возможностях.
Говорите вслух не о том, чего малыш не сделал, а о том, что он в ближайшем будущем сможет сделать сам.
Малыш не положил аккуратно свои вещи на стульчик, а кое-как бросил. Но в разговоре с мишкой, которого вы держите, вы замечаете: «Посмотри, Мишенька, как Петя умеет хорошо складывать одежду на стульчик. Видишь: рубашечку повесил на спинку, колготки положил. Молодец!»
Малыш плохо ест, проливает суп на рубашку, капризничает. Разговаривая с игрушкой, вы восхищаетесь поведением ребёнка за столом и просите его поучить зайку есть правильно.
Когда рядом с вами находятся несколько малышей, обязательно выберите момент для публичного одобрения одного из них и выскажите уверенность, что скоро и у других получится так же.
Найдите возможность при ребёнке обсудить с его родителями, другими знакомыми ему взрослыми его успехи и достижения.
|
ПОМНИТЕ!
Не бойтесь перехвалить меленького ребёнка. Если похвала оправдана, она пойдёт только на пользу. Она даёт уверенность малышу в вашем хорошем, добром отношении к нему, в собственных силах, помогает преодолевать трудности, побуждает действовать самостоятельно.
Не забывайте о возможностях ребёнка.
Он умеет сам:
- снять шапку, шарф (если он развязан), колготки, тапочки, носки;
- надеть на ноги тапочки, ботинки (если они стоят правильно: с правой стороны - правый, с левой -левый);
- подтянуть уже надетые (вами) колготки, носки;
- просунуть руки в рукава пальто (куртки, рубашки) (если вы подержите его);
- подать (вам) шапку, платок, шарф (если вы покажите, что называется этими словами);
- убрать в шкафчик шарф, шапку, платок, поставить обувь;
- положить на стульчик любую одежду (которую вы поможете снять);
- держать ложку;
- есть суп из тарелки;
- откусывать хлеб, печенье, вафли;
- пить из чашки;
- вытирать рот салфеткой.
Во второй половине года малыши после еды могут относить к мойке свою чашку, ложку, салфетницу. Особое удовольствие доставляет ребёнку стряхивать крошки со своей салфетки. Покажите детям, как это делается: соберите уголки салфетки вместе, отнесите салфетку к раковине и стряхните над ней.
ВАЖНО!
Любой, даже маленький труд, должен приносить малышу удовлетворение.
Прививайте детям навыки самообслуживания с учётом возрастных особенностей.
На что следует обратить внимание | Избегайте |
- все навыки формируются постепенно; | - необоснованного поторапливания и одёргивания детей; |
- лучший пример для подражания - взрослый; | - публичного осуждения малыша за неумение; |
- у малыша есть свои вкусы и привычки; | - излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания и т.п.; |
- в игре обучение проходит легче. | Затягивания по времени процесса еды, одеванияи т.п. |
В разговоре с мамой вы, конечно, выясните, что малыш уже умеет делать сам. Но в первое время следует быть готовым к тому, что ребёнок может отказаться делать то, что умеет. Причины бывают разные, и в первую очередь это огорчение от разлуки с мамой, домом. Помните об этом и не настаивайте на своём. Пусть малыш ещё раз убедится в вашей чуткости и внимании к нему.
|
ПОМНИТЕ!
Возрастные особенности детей двух-трёх лет требуют правильного выбора времени и места для обучения их навыкам самообслуживания.
Во время еды нельзя отвлекать ребёнка, корректировать его действия. Можно только помогать малышу с его согласия. Всё обучение навыкам культурного поведения за столом вы осуществляете до или после еды, а так же в играх.
- Ребёнку этого возраста легче раздеться, чем одеться. Следовательно, выше поведение во время раздевания и одевания должно быть различным. Одобряя любые проявления самостоятельности, вы в первом случае побуждаете детей активно использовать знакомые им навыки, а во втором оказываете максимальную помощь.
- Малыши верят, что все окружающие их предметы - вода, одежда, обувь - одушевлённые. Воспользуйтесь этой особенностью, чтобы без излишнего морализирования приучить детей к порядку, прививать им полезные навыки. Например, одевшись на прогулку, дети часто забывают убрать в шкафчики свою домашнюю обувь. Как нам поступить в этом случае? Просто сделать это за них? Не торопитесь. Можно поступить следующим образом.
|
«Потерялись башмачки».
Забытую детьми обувь незаметно для ребят соберите в «чудесный мешочек». К детским башмачкам добавьте кукольные туфельки - большие и маленькие (2-3 пары). «Чудесный мешочек» положите на видное место.
Дети возвращаются с прогулки, начинают раздеваться. И тут вы обращает их внимание на мешочек: «Ребята, посмотрите: наш «чудесный мешочек» стал большим, тяжёлым. (Даёте малышам потрогать верёвочку у мешочка.) Интересно, что там лежит? (Вы заглядываете в мешочек.) Здесь разные башмачки... ой, да они плачут, кажется, жалуются, что потерялись. Не плачьте, башмачки! Мы с ребятами сейчас найдём ваших хозяев».
Вы предлагаете детям посмотреть, на месте ли их башмачки. Выясняете, что не у всех на месте. По очереди достаёте и показываете малышам разные башмачки. Они смотрят, сравнивают, примеряют обувь. Показывая очередную пару, воспитатель говорит: «Ну вот, башмачки, вы и нашлись. Больше не плачьте. Петя вас больше не оставит валяться на полу в раздевалке. Он будет всегда убирать вас в свой шкафчик».
В заключение вы предлагаете детям найти и обувь для кукол, которые тоже бросили её без присмотра... Возможны и другие варианты этой игры.