Библиографический список. Баранов В.М. Законодательная дефиниция как общеправовой феномен // Законодательная




 

Баранов В.М. Законодательная дефиниция как общеправовой феномен // Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы: материалы международного "круглого стола" (Черновцы, 21-23 сентября 2006 г.). Н. Новгород, 2007.

Бойко А.И. Язык уголовного закона и его понимание. М., 2010.

Бошно С.В. Нормативный правовой акт в условиях современной российской теории и практики // Ваш налоговый адвокат. 2008. N 11.

Гайворонская Я.В. Концепция нормативности права в отечественном правоведении: советский и постсоветский периоды: автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2001.

Лобашев А.В. Понятие и признаки законности нормативных актов министерств и ведомств // Известия вузов. Правоведение. 1987. N 3.

Ломоносов М.В. Новое примерное расположение и учреждение Санкт-Петербургской императорской академии наук, на высочайшее рассмотрение и апробацию сочиненное. Регламент Санкт-Петербургской императорской академии наук // Полн. собр. соч. Т. 10. М.; Л., 1957.

Опубликование нормативных актов / отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1978.

Сергеев А.А. Об особенностях применения дефинитивных правовых норм // Закон. 2003. N 11.

Сырых В.М. Законотворческие ошибки: понятие, виды, пути выявления и исправления // Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

 

Е.А. Юртаева,

ведущий научный сотрудник

отдела теории законодательства ИЗиСП,

кандидат юридических наук

 

"Журнал российского права", N 11, ноябрь 2012 г.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) См.: Гайворонская Я.В. Концепция нормативности права в отечественном правоведении: советский и постсоветский периоды: автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 20.

*(2) См., например: Бошно С. В. Нормативный правовой акт в условиях современной российской теории и практики // Ваш налоговый адвокат. 2008. N 11. С. 11-27.

*(3) В этом приказе сформулирована рекомендация об использовании при подготовке нормативных правовых актов определений нормативного правового акта и правовой нормы, приведенных в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации".

*(4) Принят Государственной Думой в первом чтении 11 ноября 1996 г., но позднее, 12 мая 2004 г., отклонен на основании заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы о его недостаточной согласованности с действующими законами и наличии дефектов юридико-технического характера.

*(5) См. постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части". Верховный Суд РФ, кроме того, допускает, что о нормативном характере акта может свидетельствовать не только его непосредственный текст, но и приложения, утвержденные данным актом (например, типовые, примерные положения).

*(6) Ряд вопросов, связанных с обретением юридической силы отдельными видами актов федерального законодательства, помимо Конституции РФ, урегулирован, например, в Федеральном законе от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

*(7) Целесообразность нормативного обязывания можно связывать, например, с целями издания акта, со способом наиболее эффективного решения общезначимого вопроса, с правильным соотношением масштаба устанавливаемого регулирования, с его общественным восприятием как позитивного, справедливого, морально оправданного и др.

*(8) Например, в силу п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337, данное министерство осуществляет функции "по выработке и реализации государственной политики... в сфере образования, научной, научно-технической деятельности". Аналогичная функция закреплена за образованным в составе Администрации Президента РФ в целях обеспечения его деятельности Управлением при Президенте РФ по научно-образовательной политике: "...по формированию и реализации государственной политики в области науки и образования" (см. Указ Президента РФ от 25 июня 2012 г. N 882 "Об Управлении Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике").

*(9) Ср., например, п. 7 и 9 приложения 2 "Перечень нормативных правовых актов РСФСР, признанных утратившими силу", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. N 532 "О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов СССР и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов РСФСР", и декреты СНК РСФСР от 14 июня 1922 г. "О праве открытия и производства торговли медикаментами" и от 19 марта 1926 г. "О производстве торговли медикаментами", отмененные соответственно в 1928 и в 1935 гг. (см.: постановление ВЦИК и СНК РСФСР "Об утверждении перечня узаконений правительства РСФСР, утративших силу, но не отмененных до сего времени особыми постановлениями" // СУ РСФСР. 1929. N 8, приложение. Ст. 80; постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 31 июля 1935 г. "О производстве торговли медикаментами" // СУ РСФСР. 1935. N 19. Ст. 189).

*(10) См.: Лобашев А.В. Понятие и признаки законности нормативных актов министерств и ведомств // Известия вузов. Правоведение. 1987. N 3. С. 27.

*(11) См.: Сырых В.М. Законотворческие ошибки: понятие, виды, пути выявления и исправления // Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С. 390-397.

*(12) См.: Баранов В.М. Законодательная дефиниция как общеправовой феномен // Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы: материалы международного "круглого стола" (Черновцы, 21-23 сентября 2006 г.). Н. Новгород, 2007. С. 46.

*(13) См. Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике".

*(14) См. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".

*(15) См. постановление Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации".

*(16) См. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

*(17) См. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

*(18) См.: Сергеев А.А. Об особенностях применения дефинитивных правовых норм // Закон. 2003. N 11. С. 118.

*(19) См.: Бойко А.И. Язык уголовного закона и его понимание. М., 2010. С. 97.

*(20) См., например: Ломоносов М.В. Новое примерное расположение и учреждение Санкт-Петербургской императорской академии наук, на высочайшее рассмотрение и апробацию сочиненное. Регламент Санкт-Петербургской императорской академии наук // Полн. собр. соч. Т. 10. М.; Л., 1957. С. 149.

*(21) См. ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, ст. 1 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".

*(22) Подробнее об этом см.: Опубликование нормативных актов / отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1978. С. 30-35.

*(23) За исключением актов, не подлежащих опубликованию. Впрочем, вопрос о произвольном причислении актов к "не подлежащим опубликованию" самим издающим органом (лицом) в настоящее время имеет высокую потенциальную конфликтогенность.

*(24) В настоящее время отсутствует необходимость самостоятельно проводить инкорпорацию нормативного материала для получения актуального текста лишь в отношении Конституции РФ, полный текст которой публикуется после внесения поправок повторно.

*(25) О возрастающем количестве фактических содержательных или технических ошибок в официальных документах официальных инстанций, использующих этот коммерческий продукт, говорить не приходится.

*(26) Некоторые субъекты РФ автономно осуществляют такую работу: издают собственные своды законов и собрания действующего законодательства.

*(27) См. распоряжение Президента РФ от 18 марта 2011 г. N 158-рп "Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов не действующими на территории Российской Федерации".

*(28) Например, сформировать общий компьютеризированный ресурс законодательных, правительственных и министерских актов.

*(29) См. подп. 5 п. 7 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: