Тема 16. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.




Тема 10. Воспитание как педагогическое явление.

Воспитание как целенаправленный, специально организованный процесс. Субъект-объектный и субъект-субъектный характер воспитания. Сущностные характеристики воспитания как явления и как процесса. Классификация видов воспитания. Типы воспитания (авторитарное, гуманно-личностное, свободное и др.). Аксиологический, деятельностный, культурологический, системный подходы к воспитанию. Основные категории воспитания: воспитательная работа, воспитательный процесс, воспитывающая деятельность, внеурочная, внеклассная и внешкольная деятельность учащихся.

Тема 11.Цели и задачи гуманистического воспитания.

Гуманистическое воспитание как гармоничное развитие личности и гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Развитие личности как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии её самости социумости. Определение самости социумости. Специфика цели гуманистического воспитания. Задачи гуманистического воспитания как фундамент гуманитарной культуры личности.

Тема 12.Движущие силы процесса воспитания.

Движущая сила всякого развития как преодоление внешних и внутренних противоречий. Разрешение внешнего противоречия между интеграционными и дезинтеграционными процессами – движущая сила развития процесса воспитания. Этапы развития воспитания как процесса. Элементы процесса воспитания. Внутренние противоречия. Создание противоречий-ситуаций, посильных для разрешения учащимися начальной школы.

 

Тема 13. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.

Обусловленность процесса воспитания взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Закономерности функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе. Ориентация на развитие личности как главная закономерность процесса воспитания. Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности как ведущий принцип в системе гуманистических метапринципов воспитания. Метапринципы воспитания (природосообразность, культуросообразность, деятельностный подход, личностный подход, персонализация педагогического взаимодействия, полисубъектный (диалогический) подход и др.).

Тема 14. Роль воспитания в развитии и воспитании личности.

Базовая культура личности и ее компоненты. Формирование картины мира у младших школьников. Гражданское воспитание младших школьников. Формирование основ нравственной культуры школьников. Трудовое воспитание младших школьников и культура самоопределения. Формирование эстетической культуры младших школьников. Воспитание физической культуры личности.

Тема 15. Методы и приёмы организации воспитательного процесса.

Сущность методов воспитания, их классификация и условия оптимального выбора. Метод воспитания и его элементы – методические приемы. Средства воспитания. Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, пример). Методы организации деятельности и формирования опыта социально поведения личности (приучение, упражнения, педагогическое требование). Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, сюжетно-ролевые игры, поощрение, наказание).

Тема 16. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Показатели воспитанности младших школьников – участие во всех основных видах деятельности, соответствующей их возрасту; общение и отношения в коллективе со сверстниками, старшими и др.; информированность личности в нравственной, культурной, эстетической и других областях. Основные методы контроля: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых. Самовоспитание как процесс самосовершенствования личности, основанной на стремлении к самореализации, т.е. целенаправленное управление своим развитием. Этапы самовоспитания – самонаблюдение (восприятие «Я-реального»); самоанализ (сравнение образа «Я-идеального» и «Я-реального»); самооценка (отношение личности к результату сравнения: удовлетворенность или неудовлетворенность); постановка цели и разработка программы (конкретные шаги самосовершенствования); осуществление программы самовоспитания (ведение дневника с успехами и неудачами).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: