Важным является объективное обследование зрения и слуха, так как до 60% детей с синдромом Дауна имеют различную патологию зрительной системы и 40% - слуха.
Также ребенок с болезнью Дауна должен наблюдаться у психоневролога, педиатра и эндокринолога; следует помнить, что у этих детей имеют место пороки сердца, недостаточность функций щитовидной и половых желез.
В целом выделяют три основных направления социальной работы с семьей: диагностическое, реабилитационное, профилактическое.
Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье и ее членах, выявление проблем. Диагностика семьи – трудный и ответственный процесс, который требует от социального работника соблюдения следующих принципов:
1) объективности;
2) взаимодополняемости и проверки получаемой информации;
3) клиентоцентризма (отношения к проблеме в соответствии с интересами клиента);
4) конфиденциальности, адекватности методов и методик;
5) соблюдения права клиента на невмешательство в частную жизнь и умения предвидеть возможные варианты его реакции на предлагаемые действия.
Диагностика семьи – длительный процесс, который не допускает непродуманных выводов. Для диагностики развития семейной ситуации могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Достаточную информацию для принятия решения, разработки коррекционных программ помощи дают шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики. Много полезной информации специалист получает, применяя биографический метод и проводя анализ документации,касающейся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, представлений о будущем.
|
На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи,в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и детей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи, состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Можно также установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экстренную, стабилизирующую, профилактическую) и аргументировать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педагогическом паспорте.
Реабилитация – это система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи, ее членов в мировой практике используются учреждения социального обслуживания семьи и детей, территориальные центры, приюты (убежища), медико-психолого-социальные и мультидисциплинарные кризисные центры. Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку помощи различных видов (юридической, медицинской, психологической, социальной), для того чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов семьи на другие ценности, сменить их установки.
В подобных учреждениях члены семьи могут получить консультацию у специалистов, посетить групповые занятия, включиться в одну из реабилитационных программ.
|
Кроме того, реабилитационная работа специалиста социальной сферы выполняется с помощью различных процессов и методик:
· во-первых, это кризисные варианты помощи семье или отдельным ее членам («телефон доверия», экстренная психологическая помощь в приюте, стационаре, выезд в семью по показаниям супервизора);
· во-вторых, помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие социальные службы и специалисты. В данном случае могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, семинары. Обеспечивать реализацию программы могут передвижные бригады;
· в-третьих, осуществляется патронаж (покровительство). В социальной работе этот термин приобретает более широкий смысл: это система специального обслуживания людей некоторых категорий, требующих особого внимания, в домашних условиях. Патронаж осуществляется с целью мобилизации внешних и внутренних ресурсов.
Профилактика представляет собой комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилактики – разработка специальных обучающих и просветительских программ. Так, например, исследование проблем семьи и семейного воспитания показывает, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений, создании таких условий, которые позволят удовлетворять в достаточной мере и на необходимом качественном уровне физиологические, эмоциональные, интеллектуальные потребности ребенка.
|
В основу программ просвещения закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания родителей. Они ориентируют взрослых на расширение самостоятельности при решении возможных проблем во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях.
94. ФОРМЫИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС РОДИТЕЛЯМИ
В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.
Как правило с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья увеличиваются материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы. Анализ показал, что среди семей с детьми с ОВ самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВ прибавляются проблемы неполной семьи.
Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.
Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.
В своей работе социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи.
Появление в семье ребенка с ОВ всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.
Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания.
95. СОВМЕСТНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ДОСУГОВ (ПРАЗДНИКОВ)
Досуг — это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Возникает сложнейшее явление «свободное время ребенка».
Значение свободного времени увеличивается для ребенка по мере его взросления и становится едва ли не основной ценностью его существования. Но парадокс в том, что у взрослых бытует представление о нем как о времени, необходимом ребенку лишь для восстановления сил ради дальнейших достижений в учебе. Очень мало среди педагогов сторонников той точки зрения, что самое важное, как проявляет себя ребенок в свободное время, а его образование — необходимое условие для организации досуга по собственному усмотрению, своеобразно своим интересами возможностям.
Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить ребенка играть.
Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально-волевая сфера.
96. ИНФО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТ РЕБЕНКА С НИ
Если малыш, у которого имеются признаки умственной отсталости, не будет вступать в контакт с ровесниками и взрослыми, то это отразится на его адаптации в обществе. При правильном воспитании и развитии таких детей значительно улучшается уровень их развития и речи.
Умственно отсталые дети очень плохо понимают, что им говорят. Поэтому зачастую при общении с ними родители используют крик, грубое обращение и избиение. Это сильно усугубляет имеющуюся неполноценность малыша, а также способствует появлению обиды и страха.
Случаются и варианты гиперопеки. В таком случае родители все сами делают за ребенка. Иногда встречаются семьи, в которых вовсе не занимаются детьми.
Семья играет важнейшую роль в процессе развития и воспитания умственно отсталых малышей! Чем раньше начать заниматься с такими детьми, тем меньше будет его отставание в более старшем возрасте.
Простые рекомендации, которые позволят родителям грамотно подойти к вопросам воспитания и развития малышей с умственной отсталостью:
• Взрослые должны называть все предметы, которые окружают малыша, а также все выполняемые действия;
• Называйте цвета предметов, которые кроха видит и использует в повседневной жизни;
• Называйте животных, здания, средства передвижения, которые встречаются во время прогулки;
• Привлекайте малыша к выполнению трудовых поручений;
• Рассказывайте о том, что употребляется в пищу;
• Учите ребенка рассказывать окружающим о то, что он делает (гуляет, трудится, учится);
• Формируйте у малыша положительную самооценку;
• Во время общения вызывайте положительные эмоции;
• Максимальное внимание уделяйте телесному контакту с малышом;
• Расширяйте круг общения;
• Учите малыша рассматривать предметы, сравнивать их, ориентироваться на местности;
• Учите кроху определять время года, суток и погодные явления;
• Рассказывайте ребенку о членах его семьи;
• Совместно рассматривайте книги и иллюстрации;
• Развивайте такие умения, как рисование, лепка, вырезание;
• Учите малыша действовать по словесной инструкции взрослых;
• Не предъявляйте к ребенку повышенные требования
97. ОСОБЫЕ ФОРМЫОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СД