Содержание программы.
Раздел 1.
Адаптация ребёнка в новых условиях.
Создание благоприятной атмосферы для совместной творческой деятельности. Формирование коммутативных навыков. Коррекция взаимоотношений с окружающими, развитие речи.
Раздел 2. Знакомство с изобразительными материалами.
Обучение начальным навыкам работы с изобразительными материалами. Обучение организации рабочего места при работе с различными изобразительными материалами и навыками поведения в процессе работы, знакомство с цветом. Воспитание позитивного отношения к изобразительной деятельности. Развитие интереса и формирование мотивации к изобразительной деятельности, развитие зрительно – моторной координации, тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Раздел 3. Обучение работе с изобразительными материалами.
Развитие цветового видения. Развитие цветового видения. Формирование эмоционального отношения к цвету как источнику приятных тонизирующих впечатлений, развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук. Обучение живописным приёмам посредством копирования работ известных художников. Обучение технике копирования произведения искусства, умение работать по образцу, планировать свою деятельность, формирование понятий – целое и часть. Формирование понятия «светлота». Обучение способу получения нужного тона. Воспитание волевых качеств, целенаправленности, аккуратности. Коррекция эмоционально – волевой сферы, гипперактивного поведения.
Раздел 4. Тематические задания.
Описаны методы изобразительной деятельности на специально подобранные темы с использованием разнообразных материалов и техник. Предлагаются темы в процессе работы, над которыми формируются понятия «добро», «зло» развиваются воображение и образное мышление, коррегируются взаимоотношения с окружающими. Снижается уровень агрессии, тревожности и эмоциональной напряжённости, формируется зона жизненного комфорта.
|
Для анализа результатов работы рекомендуется использовать следующие методики:
- Тест школьной тревожности Филипса;
- диагностика состояния агрессии с помощью опросника Баса – Дарки;
- исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан;
- модифицированный восьмицветовой тест Люшера;
- методика «Дом. Дерево. Человек.»;
- метод наблюдения.
Критерии оценки.
Нами разработаны критерии оценки эффективности арт – терапевтического воздействия на психическое состояние и познавательную деятельность ребёнка. Оценка проводится с помощью вышеуказанных методик, а также по продуктам изобразительной деятельности в начале курса занятий, в процессе работы и после проведения курса. Положительные характеристики ребёнка обозначаются знаком «+», а отрицательные «-».
Занятия считаются эффективными если по мере проведения курса количество плюсов возрастает, а количество минусов уменьшается.
Критерии оценки эффективности арт – терапевтических занятий.
№ п/п | Характеристики ребёнка | Даты в начале проведения курса и в конце проведения курса. Дата ……. Дата ……. | |
Начало курса «+», «-» | Конец курса «+», «-» | ||
Контактность. | |||
В контакт не вступает. | |||
Проявляется речевой негативизм. | |||
Контакт формальный. | |||
В контакт вступает не сразу. | |||
Не проявляет заинтересованности в контакте. | |||
Контакт избирательный. | |||
Легко и быстро устанавливает контакт. | |||
Характер деятельности. | |||
Отсутствие мотивации к деятельности. | |||
Работает формально. | |||
Деятельность неустойчивая. | |||
Деятельность устойчивая, работает с интересом. | |||
Работоспособность. | |||
Крайне низкая. | |||
Снижена. | |||
Достаточная. | |||
Познавательная деятельность. | |||
Задаёт вопросы об изобразительном искусстве по теме урока. | |||
Задаёт вопросы об изобразительном искусстве по не теме урока. | |||
Проявляется постоянно. | |||
Проявляется часто. | |||
Проявляется редко. | |||
Проявляется никогда. | |||
Эмоционально – волевая сфера. | |||
Активный. | |||
Пассивный. | |||
Деятельный. | |||
Инертный. | |||
Вялый. | |||
Работает с удовольствием. | |||
Из подчинения. | |||
Неадекватное поведение. | |||
Двигательная расторможенность. | |||
Агрессивность. | |||
Колебания настроения. | |||
Конфликтность. | |||
Страхи. | |||
Реакция на одобрение. | |||
Адекватная. | |||
Неадекватная. | |||
Реакция на замечание. | |||
Исправляет поведение. | |||
Обижается. | |||
Нет реакции на замечание. | |||
Делает назло. | |||
Отношение к неудаче. | |||
Неудачу оценивает. | |||
Отсутствует оценка неудачи. | |||
Негативная эмоциональная реакция на неудачу. | |||
Самооценка. | |||
Заниженная. | |||
Нормальная. | |||
Завышенная. | |||
Уровень притязаний. | |||
Заниженный. | |||
Нормальный. | |||
Завышенный. | |||
Самостоятельность. | |||
Почти не требуется помощь педагога. | |||
1 – 3 в течение занятия. | |||
3 -5 в течение занятия. | |||
Более 5 раз. |
Условия реализации программы.
|
|
Основным условием для занятий является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей. Ее созданию способствует поэзия и музыка, искусство и архитектура, любование природой и интерьером. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.
Требования к помещению.
Помещение должно быть хорошо освещенным как днем, так и вечером. Детские работы, а так же фонд студии (лучшие работы разных лет, натюрмортный фонд, методический и наглядный материал, раздаточные образцы) должны храниться в специальной комнате(лаборантской), размещенные на стеллажах.
Оборудование и материалы:
· парты;
· стулья;
· доска;
· учебные пособия и таблицы;
· объяснительно-иллюстративный материал;
· репродукции картин;
o пластилин
o Необходимые технические средства обучения:
o магнитофон;
Художественные материалы:
· · краски разнообразных составов (водные, акриловые, анилиновые, масляные, темперные);
· кисти и другие инструменты (мастехины, трубочки и т.п.);
· бумага;
· картон и т.д.