Содержание программы.
Раздел 1.
Адаптация ребёнка в новых условиях.
Создание благоприятной атмосферы для совместной творческой деятельности. Формирование коммутативных навыков. Коррекция взаимоотношений с окружающими, развитие речи.
Раздел 2. Знакомство с изобразительными материалами.
Обучение начальным навыкам работы с изобразительными материалами. Обучение организации рабочего места при работе с различными изобразительными материалами и навыками поведения в процессе работы, знакомство с цветом. Воспитание позитивного отношения к изобразительной деятельности. Развитие интереса и формирование мотивации к изобразительной деятельности, развитие зрительно – моторной координации, тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Раздел 3. Обучение работе с изобразительными материалами.
Развитие цветового видения. Развитие цветового видения. Формирование эмоционального отношения к цвету как источнику приятных тонизирующих впечатлений, развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук. Обучение живописным приёмам посредством копирования работ известных художников. Обучение технике копирования произведения искусства, умение работать по образцу, планировать свою деятельность, формирование понятий – целое и часть. Формирование понятия «светлота». Обучение способу получения нужного тона. Воспитание волевых качеств, целенаправленности, аккуратности. Коррекция эмоционально – волевой сферы, гипперактивного поведения.
Раздел 4. Тематические задания.
Описаны методы изобразительной деятельности на специально подобранные темы с использованием разнообразных материалов и техник. Предлагаются темы в процессе работы, над которыми формируются понятия «добро», «зло» развиваются воображение и образное мышление, коррегируются взаимоотношения с окружающими. Снижается уровень агрессии, тревожности и эмоциональной напряжённости, формируется зона жизненного комфорта.
Для анализа результатов работы рекомендуется использовать следующие методики:
- Тест школьной тревожности Филипса;
- диагностика состояния агрессии с помощью опросника Баса – Дарки;
- исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан;
- модифицированный восьмицветовой тест Люшера;
- методика «Дом. Дерево. Человек.»;
- метод наблюдения.
Критерии оценки.
Нами разработаны критерии оценки эффективности арт – терапевтического воздействия на психическое состояние и познавательную деятельность ребёнка. Оценка проводится с помощью вышеуказанных методик, а также по продуктам изобразительной деятельности в начале курса занятий, в процессе работы и после проведения курса. Положительные характеристики ребёнка обозначаются знаком «+», а отрицательные «-».
Занятия считаются эффективными если по мере проведения курса количество плюсов возрастает, а количество минусов уменьшается.
Критерии оценки эффективности арт – терапевтических занятий.
| № п/п | Характеристики ребёнка | Даты в начале проведения курса и в конце проведения курса. Дата ……. Дата ……. | |
| Начало курса «+», «-» | Конец курса «+», «-» | ||
| Контактность. | |||
| В контакт не вступает. | |||
| Проявляется речевой негативизм. | |||
| Контакт формальный. | |||
| В контакт вступает не сразу. | |||
| Не проявляет заинтересованности в контакте. | |||
| Контакт избирательный. | |||
| Легко и быстро устанавливает контакт. | |||
| Характер деятельности. | |||
| Отсутствие мотивации к деятельности. | |||
| Работает формально. | |||
| Деятельность неустойчивая. | |||
| Деятельность устойчивая, работает с интересом. | |||
| Работоспособность. | |||
| Крайне низкая. | |||
| Снижена. | |||
| Достаточная. | |||
| Познавательная деятельность. | |||
| Задаёт вопросы об изобразительном искусстве по теме урока. | |||
| Задаёт вопросы об изобразительном искусстве по не теме урока. | |||
| Проявляется постоянно. | |||
| Проявляется часто. | |||
| Проявляется редко. | |||
| Проявляется никогда. | |||
| Эмоционально – волевая сфера. | |||
| Активный. | |||
| Пассивный. | |||
| Деятельный. | |||
| Инертный. | |||
| Вялый. | |||
| Работает с удовольствием. | |||
| Из подчинения. | |||
| Неадекватное поведение. | |||
| Двигательная расторможенность. | |||
| Агрессивность. | |||
| Колебания настроения. | |||
| Конфликтность. | |||
| Страхи. | |||
| Реакция на одобрение. | |||
| Адекватная. | |||
| Неадекватная. | |||
| Реакция на замечание. | |||
| Исправляет поведение. | |||
| Обижается. | |||
| Нет реакции на замечание. | |||
| Делает назло. | |||
| Отношение к неудаче. | |||
| Неудачу оценивает. | |||
| Отсутствует оценка неудачи. | |||
| Негативная эмоциональная реакция на неудачу. | |||
| Самооценка. | |||
| Заниженная. | |||
| Нормальная. | |||
| Завышенная. | |||
| Уровень притязаний. | |||
| Заниженный. | |||
| Нормальный. | |||
| Завышенный. | |||
| Самостоятельность. | |||
| Почти не требуется помощь педагога. | |||
| 1 – 3 в течение занятия. | |||
| 3 -5 в течение занятия. | |||
| Более 5 раз. |
Условия реализации программы.
Основным условием для занятий является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей. Ее созданию способствует поэзия и музыка, искусство и архитектура, любование природой и интерьером. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.
Требования к помещению.
Помещение должно быть хорошо освещенным как днем, так и вечером. Детские работы, а так же фонд студии (лучшие работы разных лет, натюрмортный фонд, методический и наглядный материал, раздаточные образцы) должны храниться в специальной комнате(лаборантской), размещенные на стеллажах.
Оборудование и материалы:
· парты;
· стулья;
· доска;
· учебные пособия и таблицы;
· объяснительно-иллюстративный материал;
· репродукции картин;
o пластилин
o Необходимые технические средства обучения:
o магнитофон;
Художественные материалы:
· · краски разнообразных составов (водные, акриловые, анилиновые, масляные, темперные);
· кисти и другие инструменты (мастехины, трубочки и т.п.);
· бумага;
· картон и т.д.