Образовательные:
● восстановить полученные ранее знания и продолжить знакомство учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова
● научить анализу стихотворения;
● актуализировать и дополнить знания учащихся о таких литературоведческих понятиях как тема, проблема, идея, композиция и её виды, стихотворный размер, рифмовка.
● выявить основное различие в интонациях поэзии М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.
Развивающие:
● развивать читательские умения учащихся;
● развивать умение выразительного чтения учащихся;
● развивать умение аналитической работы над текстом.
Воспитательные:
● воспитывать любовь к поэзии;
● прививать интерес к творчеству классиков русской литературы;
● вовлечь учащихся в размышления о свободе, одиночестве, родине.
Планируемые результаты
Предметные: сформировать навыки анализа художественного произведения;
Метапредметные:
Познавательные: уметь устанавливать аналогии в изучаемом материале, выделять необходимую информацию и оформлять ее видеплана или конспекта, определять понятия.
Регулятивные: уметь выделять действия с поставленной задачей;
Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе;
Личностные: формирование спектра этических чувств.
ДЗ-написать синквейн на основе своих впечатлений от стихотворения. | Двадцать первое апреля
М.Ю. Лермонтов «Тучи»
«Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова,
к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешивается чувство сожаления и горечи»
Ираклий Андроников
![]() |
Тип урока: синтетический.
Методы: слово учителя, беседа, словарная работа, выразительное чтение, комментированное чтение.
Оборудование (наглядность): портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к стихотворению «Тучи», фотография музея-заповедника «Тарханы».
Оформление доски:
План:
I. Оргмомент (1мин.)
II. Подготовка к восприятию:
А) слово учителя об авторе
Б) слово ученика об истории создания стихотворения «Тучи»
III. Восприятие материала:
А) Выразительное чтение стихотворения учителем.
Б) Выявление первичных впечатлений учеников
В) Формулировка темы
Г) Формулировка проблемы
Д) Формулировка идеи
IV. Анализ
1. Построфный разбор присутствия лирического героя в тексте. Средства художественной выразительности.
2. Композиция.
3. Размер и рифма.
V. Синтез: подведение итогов.
IV. Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока
Этап урока, учебная ситуация | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Оргмомент
| Здравствуйте, ребята. Сегодня мы обратимся к личности и творчеству М.Ю. Лермонтова, стихотворения которого вы знаете, наверное, с самого детства. Давайте вспомним, какие произведения этого автора вы прошли в пятом классе? Д.С.Мережковский сказал: «Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием». Есть ли какие-нибудь предположения, почему известный писатель Серебряного века мог дать поэту такую оценку? -Неплохое предположение, но дать наиболее точный ответ на этот вопрос мы сможем в конце урока. Откройте тетради и запишите это выражение, указав автора. Перед тем, как вы прослушаете биографию поэта, обратите внимание на эпиграф, записанный на доске. …, зачитай его вслух. -Подумайте, какие жизненные обстоятельства могли окрасить поэзию М.Ю. Лермонтова в мрачные тона? Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой и разлукой с отцом. Детские годы поэт провёл в имении бабушкиЕ.А.Арсеньевой в с. Тарханы (Пензенская губерния). Бабушка очень сильно любила своего внука, всю жизнь посвятила заботе о нём, дала ему хорошее образование. С детства он свободно владеет языками.В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи.В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 г. первые стихи появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Кумиром Лермонтова был Пушкин А. С., да и жизнь Лермонтова М. Ю. такая же трагическая. Переломным становится 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Очень много работ посвящено Кавказу, Пятигорску, посмотрите на репродукцию картин Лермонтова. В детстве он чувствует себя одиноким из-за смерти матери и разлуки с отцом, чувствует себя одиноким и во взрослой жизни, его не понимают, считают опальным поэтом, он не любил лукавить, говорил правду, резко, метко, за что и поплатился. 15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска". В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых. -В 1840 году поэт пишет стихотворение «Тучи». Из услышанного ранее вы можете определить, в какой период жизни М.Ю. Лермонтова оно создано. -А теперь обратимся к истории создания, которую подготовил для вас … -Как вы думаете, о чем же будет стихотворение, которое нам только предстоит прочесть? -Можем ли мы сейчас сформулировать тему урока? Озвучьте её. (учитель записывает тему на доске) | (Бородино, Ашик-Кериб) -Может быть, потому что поэзия Пушкина – жизнелюбивая, радостная, а поэзия Лермонтова- мрачная? (записывают в тетрадь) Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешивается чувство сожаления и горечи» Ираклий Андроников ● Ранняя смерть матери ● Ссора двух близких людей, разлука с отцом. ● Ссылка, разлука с друзьями, близкими. ● Чувство одиночество, непонимание, неприятие со стороны общества. -Оно было написано за год до смерти. Это стихотворение написал М. Ю. Лермонтов, преемник А. С. Пушкина, поэт с такой же трагической судьбой, поэт, гонимый «надменными потомками», стоящий у трона всесильного монарха, принимающего несправедливые решения, наказывая своих подданных, не имеющих права его ослушаться. За это стихотворение поэта был вынужден расстаться с «милым севером», с теми краями России, где он провёл юность, которые были для него родиной. Он покидал не столицу Российской империи, а город, где ещё недавно жил Пушкин, самый великий для Лермонтова человек, где были друзья и литературные единомышленники. И в последний свой петербургский вечер поэт оказался среди друзей, в доме на Фонтанке, из которого были видны и Нева, и Летний сад, и весеннее апрельское небо над ним. Вот как вспоминает об этом один из современников Лермонтова, писатель В. А. Сологуб: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный внимание к себе и непритворной любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение! «…Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанные строки. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочёл его». -О внутреннем состоянии поэта, о его переживаниях. Он тосковал по родине, по близким – чувствовал себя одиноко. -Да. Тема одиночества в стихотворении «Тучи» М.Ю. Лермонтова. (ученики записывают тему в тетрадях) | Регулятивные УУД: прогнозирование (предвосхищение результата) Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи. |
3. Восприятие материала. А)Выразительное чтение стихотворения учителем. Б) Выявление первичных впечатлений учеников В) Формулировка темы Г) Формулировка проблемы Д) Формулировка идеи | -Сейчас я прочту для вас это стихотворение, а вы в это время подберете три слова, характеризующих ваше настроение на момент прослушивания. (учитель читает стихотворение) -Что у вас получилось? -На основе этого, сформулируйте тему этого стихотворения. Для начала вспомним, что такое тема? -Хорошо, но только ли об одиночестве? Что вам навеял образ плывущих облаков? -Да. В этом стихотворении эти два мотива неразделимы. Автор сравнивает с себя с тучами — «вечными странниками». Этот образ очень близок его собственному положению. Поэт вместе с тучами вынужден сменить «милый север» (Петербург) на «сторону южную» (Кавказ). Лермонтов устал в одиночку противостоять равнодушному высшему обществу. Его сопротивление все равно обречено на поражение. Горячо любящий Россию поэт поставлен в такое положение, что начинает завидовать «вечно свободным» тучам, для которых нет разницы между родиной и изгнанием. -Попытайтесь сформулировать проблему. Для начала вспомним, что есть проблема в художественном произведении? -Хорошо, а можем ли мы сказать, что проблема заключена в вопросе: «Можно ли оставаться свободным, избежав одиночества?» -Тогда вспомните, что такое идея в художественном произведении и постарайтесь её сформулировать. | (ученики слушают и записывают приходящие на ум слова) Приблизительно:-тоска; безнадега; -свобода; - одиночество Тема- это то, о чем говорится в произведении. Стихотворение «тучи» об одиночестве. -Свободу. -Проблема- это вопрос, на который должен ответить автор. Проблема этого стихотворения: «Как оставаться свободным?» «Может ли человек избежать одиночества?» -Да. -Идея – основная мысль автора, которую он старается донести до читателя. Идея стихотворения: «достижение свободы в царской России невозможно» По словам автора, «сбросить рабские цепи» можно лишь отказавшись от всего дорогого и любимого сердцу. | Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного текста. Коммуникативные УУД: умение слушать. |
Анализ стихотворения: А) Построфный разбор присутствия лирического героя в тексте. Средства художественной выразительности. Б) Композиция стихотворения В) Размер и рифма | -Молодцы, ребята, а теперь приступим к анализу стихотворения. …, прочитай, пожалуйста, с выражением для нас первую строфу. -Охарактеризуйте общую интонацию этой строфы. -Вы вспомнили слово «герой». Как называется образ поэта в стихотворении, отражающий его чувства, переживания? -Хорошо. А теперь обратимся к тексту и попытаемся найти, через какие эмоционально окрашенные слова мы можем наблюдать отношение героя к теме, его чувства? Подчеркните их карандашом. -Но нам мало просто найти средства речевой выразительности, мы должны также определить их функцию. Как вы считаете, о чем они нам говорят? -Переходим ко второй строфе. Есть ли желающие с выражением прочитать её вслух? -Теперь мы можем с лёгкостью провести туже самую работу, что и с первой строфой. Попробуйте самостоятельно найти слова, через которые мы понимаем чувства лирического героя. -Хорошо. А теперь обратите внимание на интонацию и знаки препинания. К кому обращается поэт? Ожидает ли он ответа? Как называются такие вопросы? Так к кому же на самом деле обращается поэт? Из этого следует вывод, что риторические вопросы служат поэту еще одним способом скрыто отождествить лирического героя с тучками, для заострения темы и привлечения внимания. -Подчеркните карандашом все существительные, отвечающие на вопрос: «Кто же вас гонит?» -Какой образ создаётся? -Какие образы «мира гонителей» вам кажутся наиболее яркими? Поразмышляйте о них. -Молодцы, ребята. Теперь переходим к третьей строфе. Кто желает прочесть её с выражением? -К чему в своих размышлениях приходит автор? -Вы правы. О чём таким образом нам хочет сказать автор? Судьба поэта и судьба тучек одинаковы? -А теперь давайте сравним то, как относится лирический герой к тучкам в начале и в конце. Выпишите эти два предложения. Сравните их и предположите, почему лирический герой меняет своё мнение? -Теперь мы можем перейти к композиции. Скажите, заметили ли вы здесь какие-то специфические черты? (при затруднении попросить вспомнить виды композиций) -Давайте мысленно разобьем стихотворение на части. Как мы можем это сделать? -Молодцы! Скажите, чего нам не хватает для полного анализа? -Предлагаю вам прохлопать первую строфу. На каждый ударный слог осторожно хлопаем о край парты, на каждый безударный – в ладоши. -Что вам напоминает этот ритм? | (ученик читает первую строфу) -Чувствуется печаль, тоска героя. -Лирический герой. (работа карандашом в учебнике) -Например, метафоры и эпитеты: «милый север», «степью лазурною», «жемчужной цепью облаков». Также здесь лирический герой впервые отождествляет себя с тучками через сравнение «мчитесь вы, будто как я же». Также антитеза «с милого севера в сторону южную». Они говорят об отношении лирического героя к покинутому краю. Лирический герой грустит о безвозвратно потерянной родине. (ученик читает вслух вторую строфу) (самостоятельная работа с карандашом) Получилось примерно: Эпитеты: «Зависть ли тайная» «злоба льоткрытая?», «друзей клеветаядовитая». Здесь все предложения вопросительные. Поэт обращается к тучам. Наверное, нет. Риторические, то есть не требующие ответа. На первый взгляд поэт обращается к тучам, а на самом деле к себе. «зависть», «злоба», «преступление», «клевета» Создается образ мира гонителей. В глазах автора это «безжалостные», «ничтожные», «коварные» люди. (устные ответы желающий) (ученик читает третью строфу) -Он отрицает всё то, что было перечислено в прошлой строфе и даёт ответ: «Что же вас гонит?» - «…вам наскучили нивы бесплодные...». -Получается, нет. Автор говорит, что тучки не могут быть гонимыми, потому что «чужды вам страсти и чужды страдания». Должно получиться: 1 -«будто, как я же, изгнанники» Сначала автор отождествляет себя с тучками, потому что на первый взгляд и они, и автор покинули родные места и свободно бредут в другие края. 3- «Нет, вам наскучили нивы бесплодные…» Потом автор приходит к тому, что между ними существенное различие – тучки свободны из-за неимения привязанностей, чувств, любимой родины. Он же несвободен и, наверное, не готов на такую жертву ради свободы. Нет. Например, на три. Каждая строфа- отдельная часть. Но лучше всего, на две. Первая часть- это то, что объединяет лирического героя с тучками, а вторая – их коренное различие. Размер и рифма. (Прохлопывают первую строфу) Вальс. Стихотворение написано дактилем с помощью перекрёстной рифмовки. | Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД (общеучебные): поиск выделенной информации, моделирование. Регулятивные УУД: внесение необходимых дополнений и корректив в созданный продукт. Коммуникативные УУД: умение слушать. Личностные УУД: действие смыслообразования (установление связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется). |
5.Синтез: подведение итогов | В целом, в этом стихотворении противопоставляются два мировосприятия, два отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле- чувство родины. И как бы ни была сильна его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет родины. -Теперь мы можем вернуться к вопросу, на который пытались ответить в начале урока. Напомните, пожалуйста, как он звучал? -Чем вы можете дополнить свой первоначальный ответ? | (слушают учителя) Как мы можем понимать слова Д.С. Мережковского: «Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием»? Поэзия Пушкина- яркая, оптимистичная, полная жизни и энергии. В его творчестве много эпиграмм, сказок. Поэт любит людей, общество, его жизни гармонична. Это больше характеризует его поэзию как «светлую», «дневную». Поэзия Лермонтова полна тоски, обиды, печали. Она- отражение его мировосприятия (вся жизнь поэта- преследовавший его злой рок). Лермонтов не может найти примирения с обществом, его мучает одиночество. Сегодня мы это увидели на примере стихотворения «Тучи». | |
6. Домашнее задание | А в качестве домашнего задания я предлагаю вам сочинить, основываясь на своих впечатлениях от пройденной темы, синквейн. Давайте вспомним, что это такое и из чего оно состоит? (учитель параллельно записывает на доске содержание каждой строчки) | (синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я строка- два прилагательных или причастия (описание темы/предмета); 3-ястрока состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы./предмета; 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово). Одиночество Вечное, страшное Гнетёт, мучает, не отпускает Грустное ощущение - Бесприютность. |