Тема свободы и одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи»




Образовательные:

● восстановить полученные ранее знания и продолжить знакомство учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова

● научить анализу стихотворения;

● актуализировать и дополнить знания учащихся о таких литературоведческих понятиях как тема, проблема, идея, композиция и её виды, стихотворный размер, рифмовка.

● выявить основное различие в интонациях поэзии М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.

 

Развивающие:

● развивать читательские умения учащихся;

● развивать умение выразительного чтения учащихся;

● развивать умение аналитической работы над текстом.

 

Воспитательные:

● воспитывать любовь к поэзии;

● прививать интерес к творчеству классиков русской литературы;

● вовлечь учащихся в размышления о свободе, одиночестве, родине.

Планируемые результаты

Предметные: сформировать навыки анализа художественного произведения;

Метапредметные:

Познавательные: уметь устанавливать аналогии в изучаемом материале, выделять необходимую информацию и оформлять ее видеплана или конспекта, определять понятия.

Регулятивные: уметь выделять действия с поставленной задачей;

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе;

Личностные: формирование спектра этических чувств.

ДЗ-написать синквейн на основе своих впечатлений от стихотворения. Двадцать первое апреля М.Ю. Лермонтов «Тучи» «Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешивается чувство сожаления и горечи» Ираклий Андроников    

Тип урока: синтетический.

Методы: слово учителя, беседа, словарная работа, выразительное чтение, комментированное чтение.

Оборудование (наглядность): портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к стихотворению «Тучи», фотография музея-заповедника «Тарханы».

Оформление доски:

План:

I. Оргмомент (1мин.)

II. Подготовка к восприятию:

А) слово учителя об авторе

Б) слово ученика об истории создания стихотворения «Тучи»

III. Восприятие материала:

А) Выразительное чтение стихотворения учителем.

Б) Выявление первичных впечатлений учеников

В) Формулировка темы

Г) Формулировка проблемы

Д) Формулировка идеи

IV. Анализ

1. Построфный разбор присутствия лирического героя в тексте. Средства художественной выразительности.

2. Композиция.

3. Размер и рифма.

V. Синтез: подведение итогов.

IV. Домашнее задание (2 мин.)

 

Ход урока

Этап урока, учебная ситуация Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Оргмомент    
  1. Подготовка к восприятию:
А) слово учителя о писателе.   Б) слово ученика об истории создания стихотворения.    
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы обратимся к личности и творчеству М.Ю. Лермонтова, стихотворения которого вы знаете, наверное, с самого детства. Давайте вспомним, какие произведения этого автора вы прошли в пятом классе?   Д.С.Мережковский сказал: «Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием». Есть ли какие-нибудь предположения, почему известный писатель Серебряного века мог дать поэту такую оценку? -Неплохое предположение, но дать наиболее точный ответ на этот вопрос мы сможем в конце урока. Откройте тетради и запишите это выражение, указав автора.   Перед тем, как вы прослушаете биографию поэта, обратите внимание на эпиграф, записанный на доске. …, зачитай его вслух.   -Подумайте, какие жизненные обстоятельства могли окрасить поэзию М.Ю. Лермонтова в мрачные тона?   Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой и разлукой с отцом. Детские годы поэт провёл в имении бабушкиЕ.А.Арсеньевой в с. Тарханы (Пензенская губерния). Бабушка очень сильно любила своего внука, всю жизнь посвятила заботе о нём, дала ему хорошее образование. С детства он свободно владеет языками.В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи.В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 г. первые стихи появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Кумиром Лермонтова был Пушкин А. С., да и жизнь Лермонтова М. Ю. такая же трагическая. Переломным становится 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Очень много работ посвящено Кавказу, Пятигорску, посмотрите на репродукцию картин Лермонтова. В детстве он чувствует себя одиноким из-за смерти матери и разлуки с отцом, чувствует себя одиноким и во взрослой жизни, его не понимают, считают опальным поэтом, он не любил лукавить, говорил правду, резко, метко, за что и поплатился. 15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска". В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых. -В 1840 году поэт пишет стихотворение «Тучи». Из услышанного ранее вы можете определить, в какой период жизни М.Ю. Лермонтова оно создано. -А теперь обратимся к истории создания, которую подготовил для вас …     -Как вы думаете, о чем же будет стихотворение, которое нам только предстоит прочесть? -Можем ли мы сейчас сформулировать тему урока? Озвучьте её. (учитель записывает тему на доске)     (Бородино, Ашик-Кериб)   -Может быть, потому что поэзия Пушкина – жизнелюбивая, радостная, а поэзия Лермонтова- мрачная?   (записывают в тетрадь)     Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешивается чувство сожаления и горечи» Ираклий Андроников   ● Ранняя смерть матери ● Ссора двух близких людей, разлука с отцом. ● Ссылка, разлука с друзьями, близкими. ● Чувство одиночество, непонимание, неприятие со стороны общества.   -Оно было написано за год до смерти.     Это стихотворение написал М. Ю. Лермонтов, преемник А. С. Пушкина, поэт с такой же трагической судьбой, поэт, гонимый «надменными потомками», стоящий у трона всесильного монарха, принимающего несправедливые решения, наказывая своих подданных, не имеющих права его ослушаться. За это стихотворение поэта был вынужден расстаться с «милым севером», с теми краями России, где он провёл юность, которые были для него родиной. Он покидал не столицу Российской империи, а город, где ещё недавно жил Пушкин, самый великий для Лермонтова человек, где были друзья и литературные единомышленники. И в последний свой петербургский вечер поэт оказался среди друзей, в доме на Фонтанке, из которого были видны и Нева, и Летний сад, и весеннее апрельское небо над ним. Вот как вспоминает об этом один из современников Лермонтова, писатель В. А. Сологуб: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный внимание к себе и непритворной любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение! «…Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанные строки. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочёл его». -О внутреннем состоянии поэта, о его переживаниях. Он тосковал по родине, по близким – чувствовал себя одиноко.   -Да. Тема одиночества в стихотворении «Тучи» М.Ю. Лермонтова. (ученики записывают тему в тетрадях) Регулятивные УУД: прогнозирование (предвосхищение результата) Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи.  
3. Восприятие материала. А)Выразительное чтение стихотворения учителем. Б) Выявление первичных впечатлений учеников     В) Формулировка темы   Г) Формулировка проблемы   Д) Формулировка идеи     -Сейчас я прочту для вас это стихотворение, а вы в это время подберете три слова, характеризующих ваше настроение на момент прослушивания.   (учитель читает стихотворение)   -Что у вас получилось?     -На основе этого, сформулируйте тему этого стихотворения. Для начала вспомним, что такое тема?   -Хорошо, но только ли об одиночестве? Что вам навеял образ плывущих облаков?   -Да. В этом стихотворении эти два мотива неразделимы. Автор сравнивает с себя с тучами — «вечными странниками». Этот образ очень близок его собственному положению. Поэт вместе с тучами вынужден сменить «милый север» (Петербург) на «сторону южную» (Кавказ). Лермонтов устал в одиночку противостоять равнодушному высшему обществу. Его сопротивление все равно обречено на поражение. Горячо любящий Россию поэт поставлен в такое положение, что начинает завидовать «вечно свободным» тучам, для которых нет разницы между родиной и изгнанием.   -Попытайтесь сформулировать проблему. Для начала вспомним, что есть проблема в художественном произведении? -Хорошо, а можем ли мы сказать, что проблема заключена в вопросе: «Можно ли оставаться свободным, избежав одиночества?»   -Тогда вспомните, что такое идея в художественном произведении и постарайтесь её сформулировать.   (ученики слушают и записывают приходящие на ум слова)   Приблизительно:-тоска; безнадега; -свобода; - одиночество   Тема- это то, о чем говорится в произведении. Стихотворение «тучи» об одиночестве.   -Свободу.     -Проблема- это вопрос, на который должен ответить автор. Проблема этого стихотворения: «Как оставаться свободным?» «Может ли человек избежать одиночества?»   -Да.     -Идея – основная мысль автора, которую он старается донести до читателя. Идея стихотворения: «достижение свободы в царской России невозможно» По словам автора, «сбросить рабские цепи» можно лишь отказавшись от всего дорогого и любимого сердцу.   Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного текста. Коммуникативные УУД: умение слушать.
Анализ стихотворения: А) Построфный разбор присутствия лирического героя в тексте. Средства художественной выразительности.     Б) Композиция стихотворения     В) Размер и рифма     -Молодцы, ребята, а теперь приступим к анализу стихотворения. …, прочитай, пожалуйста, с выражением для нас первую строфу.   -Охарактеризуйте общую интонацию этой строфы. -Вы вспомнили слово «герой». Как называется образ поэта в стихотворении, отражающий его чувства, переживания? -Хорошо. А теперь обратимся к тексту и попытаемся найти, через какие эмоционально окрашенные слова мы можем наблюдать отношение героя к теме, его чувства? Подчеркните их карандашом.   -Но нам мало просто найти средства речевой выразительности, мы должны также определить их функцию. Как вы считаете, о чем они нам говорят?   -Переходим ко второй строфе. Есть ли желающие с выражением прочитать её вслух?   -Теперь мы можем с лёгкостью провести туже самую работу, что и с первой строфой. Попробуйте самостоятельно найти слова, через которые мы понимаем чувства лирического героя.     -Хорошо. А теперь обратите внимание на интонацию и знаки препинания. К кому обращается поэт? Ожидает ли он ответа? Как называются такие вопросы?   Так к кому же на самом деле обращается поэт?   Из этого следует вывод, что риторические вопросы служат поэту еще одним способом скрыто отождествить лирического героя с тучками, для заострения темы и привлечения внимания.   -Подчеркните карандашом все существительные, отвечающие на вопрос: «Кто же вас гонит?»   -Какой образ создаётся?     -Какие образы «мира гонителей» вам кажутся наиболее яркими? Поразмышляйте о них.   -Молодцы, ребята. Теперь переходим к третьей строфе. Кто желает прочесть её с выражением?   -К чему в своих размышлениях приходит автор?     -Вы правы. О чём таким образом нам хочет сказать автор? Судьба поэта и судьба тучек одинаковы?   -А теперь давайте сравним то, как относится лирический герой к тучкам в начале и в конце. Выпишите эти два предложения. Сравните их и предположите, почему лирический герой меняет своё мнение?   -Теперь мы можем перейти к композиции. Скажите, заметили ли вы здесь какие-то специфические черты? (при затруднении попросить вспомнить виды композиций) -Давайте мысленно разобьем стихотворение на части. Как мы можем это сделать?   -Молодцы! Скажите, чего нам не хватает для полного анализа? -Предлагаю вам прохлопать первую строфу. На каждый ударный слог осторожно хлопаем о край парты, на каждый безударный – в ладоши.   -Что вам напоминает этот ритм?     (ученик читает первую строфу)     -Чувствуется печаль, тоска героя.     -Лирический герой.   (работа карандашом в учебнике) -Например, метафоры и эпитеты: «милый север», «степью лазурною», «жемчужной цепью облаков». Также здесь лирический герой впервые отождествляет себя с тучками через сравнение «мчитесь вы, будто как я же». Также антитеза «с милого севера в сторону южную».   Они говорят об отношении лирического героя к покинутому краю. Лирический герой грустит о безвозвратно потерянной родине.     (ученик читает вслух вторую строфу)     (самостоятельная работа с карандашом)   Получилось примерно: Эпитеты: «Зависть ли тайная» «злоба льоткрытая?», «друзей клеветаядовитая».     Здесь все предложения вопросительные.   Поэт обращается к тучам. Наверное, нет. Риторические, то есть не требующие ответа.   На первый взгляд поэт обращается к тучам, а на самом деле к себе.   «зависть», «злоба», «преступление», «клевета»     Создается образ мира гонителей. В глазах автора это «безжалостные», «ничтожные», «коварные» люди.   (устные ответы желающий)     (ученик читает третью строфу)   -Он отрицает всё то, что было перечислено в прошлой строфе и даёт ответ: «Что же вас гонит?» - «…вам наскучили нивы бесплодные...». -Получается, нет. Автор говорит, что тучки не могут быть гонимыми, потому что «чужды вам страсти и чужды страдания».     Должно получиться: 1 -«будто, как я же, изгнанники» Сначала автор отождествляет себя с тучками, потому что на первый взгляд и они, и автор покинули родные места и свободно бредут в другие края. 3- «Нет, вам наскучили нивы бесплодные…» Потом автор приходит к тому, что между ними существенное различие – тучки свободны из-за неимения привязанностей, чувств, любимой родины. Он же несвободен и, наверное, не готов на такую жертву ради свободы.   Нет.   Например, на три. Каждая строфа- отдельная часть. Но лучше всего, на две. Первая часть- это то, что объединяет лирического героя с тучками, а вторая – их коренное различие.   Размер и рифма.   (Прохлопывают первую строфу)   Вальс. Стихотворение написано дактилем с помощью перекрёстной рифмовки.   Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.   Познавательные УУД (общеучебные): поиск выделенной информации, моделирование. Регулятивные УУД: внесение необходимых дополнений и корректив в созданный продукт.     Коммуникативные УУД: умение слушать. Личностные УУД: действие смыслообразования (установление связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется).  
5.Синтез: подведение итогов   В целом, в этом стихотворении противопоставляются два мировосприятия, два отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле- чувство родины. И как бы ни была сильна его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет родины.   -Теперь мы можем вернуться к вопросу, на который пытались ответить в начале урока. Напомните, пожалуйста, как он звучал?     -Чем вы можете дополнить свой первоначальный ответ?     (слушают учителя)       Как мы можем понимать слова Д.С. Мережковского: «Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием»? Поэзия Пушкина- яркая, оптимистичная, полная жизни и энергии. В его творчестве много эпиграмм, сказок. Поэт любит людей, общество, его жизни гармонична. Это больше характеризует его поэзию как «светлую», «дневную». Поэзия Лермонтова полна тоски, обиды, печали. Она- отражение его мировосприятия (вся жизнь поэта- преследовавший его злой рок). Лермонтов не может найти примирения с обществом, его мучает одиночество. Сегодня мы это увидели на примере стихотворения «Тучи».  
6. Домашнее задание А в качестве домашнего задания я предлагаю вам сочинить, основываясь на своих впечатлениях от пройденной темы, синквейн. Давайте вспомним, что это такое и из чего оно состоит?   (учитель параллельно записывает на доске содержание каждой строчки) (синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я строка- два прилагательных или причастия (описание темы/предмета); 3-ястрока состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы./предмета; 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово). Одиночество Вечное, страшное Гнетёт, мучает, не отпускает Грустное ощущение - Бесприютность.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: