Глава 2. Произвольные действия.




2.1. Характеристика действий.

Действие - структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели. Действиями называются движения, направленные на предмет и преследующие определенную цель.[9, 240]. Совокупность действий, объединенных общей цельювыполняющих определенную общественную функцию, и составляет деятельность. Действие — произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым. Понятие действия как единицы анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных, творческих и пр. В ходе выполнения действия происходит контакт субъекта с предметным миром, преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации и достижение тех или иных результатов, смысл личностный коих для субъекта оценивается эмоциями. В процессе действия могут появляться новые цели, может изменяться место действия в структуре деятельности. В условиях деятельности коллективной впервые появляются операции, не направленные прямо на предмет потребности - биологический мотив, но на некий промежуточный результат. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Так для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, и соответственно в деятельности выделяется как ее новая единица действие. Это сопровождается переживанием смысла действия, ибо для того чтобы совершить действие, приводящее к промежуточному результату, нужно понять связь этого результата с мотивом - открыть для себя смысл действия. Согласно А. Н. Леонтьеву, смысл и есть отражение цели действия к мотиву. Действие - с позиций теории деятельности - основная единица анализа деятельности, - процесс, направленный на реализацию цели. Характеризуя понятие действия, можно выделить четыре момента:

1) действие содержит как необходимую компоненту акт сознания в виде постановки и удержания цели;

2) действие - одновременно акт поведения, но внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели - скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность;

3) через понятие действия утверждается принцип активности, противоставляемый принципу реактивности: в субъекте предполагается активное начало - в форме цели;

4) понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, ибо цель действия может быть любой, а не только чисто биологической, но и социальной. Согласно А. Н. Леонтьеву, действие может превратиться в операцию, если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом достижения, ввиду автоматизации действия перестает осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого действия - механизм сдвига цели на условие. Начав выполнять действие ради некоих мотивов, субъект может потом выполнять действие ради него самого. Тогда происходит сдвиг мотива на цель, и действие становится самостоятельной деятельностью. Механизм образования осознаваемых мотивов-целей - один из механизмов формирования новых видов деятельности человека в онтогенезе. Динамическая устойчивость действия определяется установкой целевой » [5, 17].

2.2. Виды произвольных действий.

Деятельность человека осуществляется посредством действий различных видов и уровней. Обычно различают рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия.

Рефлекторных действий вне инстинктивных не существует: собственно рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия. Инстинктивные действия в собственном смысле слова (не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля), наблюдаются лишь в раннем детстве (например, сосание); в жизни взрослого человека они роли не играют. Таким образом, по существу при изучении поведения человека приходится иметь дело с двумя видами собственно действий (в отличие от движений) — с волевыми и импульсивными.

По степени осознанности целей («зачем я это делаю») и последствий («к чему это может привести») действия делятся на импульсивные и волевые. Основное отличие импульсивного действия от волевого заключается в отсутствии в первом и наличии во втором сознательного контроля. Импульсивное действие возникает по преимуществу тогда, когда влечение выключилось из инстинктивного действия, а волевое действие еще не организовано или уже дезорганизовано. Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу же вызывает действие. Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных последствий [13, 395]. В импульсивном действии существенную роль играют динамические соотношения. Импульсивное действие — это аффективная разрядка. Оно связно с аффективным переживанием. Импульсивно-аффективным действием является страстная вспышка увлеченного или аффективный выпад раздраженного человека, который не в состоянии подвергнуть свой поступок контролю; в наиболее чистом, обнаженном в импульсивные действия наблюдаются в патологических случаях или состояниях, в которых нормальное волевое действие невозможно [13, 395].

Волевые действия переживаются субъектом как требующие внутреннего усилия. Они характеризуются подчинением одного мотива другому, при этом эти оба мотива имеют противоположные знаки.

Каждое действие состоит из системы движений или операций, которые разделяют на внешние (предметные) и внутренние (психические, умственные). В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис. 2).

Рис.2 Компоненты действия и их функции.

К внешним действиям относят моторные (двигательные) действия человека, действия по перемещению предметов, движения речевых органов, мимику и пантомимику, к внутренним относят перцептивные действия, посредством которых формируется целостный образ предметов и явлений, мнемические движения, входящие в состав деятельности по запоминанию какой-либо информации и последующему ее припоминанию, мыслительные действия. [13, 405-406].

2.3. Способы выполнения действия.

Действие осуществляется человеком с помощью определенных способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией деятельности и условиями, в которых она осуществляется [9, 217].

Операция – это конкретный способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень автоматических навыков. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий. [9, 217]

Операция отличается от действия тем, что она определяется не целью, а условиями, в которых дана цель. Способы различения действий и операций – осознаваемость и использование объективных поведенческих и физиологических индикаторов.

В зависимости от степени осознанности выделяют такие способы действия, как навыки и умения.

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.

Навык двигательный – автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Навык интеллектуальный – автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач. Навык перцептивный – автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и другие качества, характерные для автоматизированных действий. И человеку вновь приходится обращать свое внимание на каждое свое движение, сознательно контролировать способ его выполнения.

Очень существенное значение для правильного понимания и рациональной организации выработки навыков имеет вопрос об их взаимодействии. Он включает два вопроса - об интерференции и переносе. Интерференция - это тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков, либо снижают их эффективность. Перенос - распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма [13, 345].

Умения - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения — возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Умения предполагают в первую очередь экстериоризацию. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат [11, 96-97]

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую [13, 345].

Классификация.

Произвольные действия отличаются друг от друга, прежде всего, уровнем своей сложности.

К простым волевым качествам относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.

Существуют сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Основным фактором, влияющим на усложнение действий, является то, что не каждая поставленная перед нами цель может быть достигнута сразу. Чаще всего ее достижение требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Волевые действия могут различаться и по степени осознанности. Так, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения постав ленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости, что надо достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает.

Э. Ш. Натанзон в 1991году выделила ряд действий, которые можно считать произвольными: сознательные, сознательные с непредвиденными результатами, умышленные, волевые, импульсивные, аффективные, негативистские, внушаемые, нечаянные и даже бесполезные» [9, 97-98].

К. Н. Карнилов произвольные действия различает на внешние и внутренние. Внешние связаны с преодолением сопротивления, внутренние произвольные действия – с задержкой внешнего действия» [9, 97-98]. Также существует психологическая классификация действий. Она основана на том, что любая деятельность человека состоит из действий, которые бывают четырех видов:

- Инстинктивные действия - заложены генетически и практически не имеют отношения к сознательной деятельности, например, хватательный и сосательный импульсы у новорожденного.

- Рефлекторные действия - т акже не имеют отношения к сознательной деятельности и больше представляют интерес для биологии.

- Импульсивные действия, о ни бывают двух типов – бессознательного и частично-сознательного характера.

- Волевые действия - полностью осознанны, основные действия, изучаемые науками об обществе» [13, 317-318].

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что существуют разные варианты классификации произвольных действий.

Заключение

В процессе выполнения данной контрольной работы я изучил особенности произвольных движений и действий. Для этого мне пришлось подробно рассмотреть виды произвольных движений и действий; определить основные уровни формирования произвольных движений. Описал способы выполнения произвольных действий и классификацию произвольных действий.

Произвольные движения и действия, как совокуп­ность произвольных движений, объединенных единой целью, отно­сятся к числу наиболее сложных психических функций человека. Они представляют собой сложную функциональную систему иерархически организованную, включающую много уровней и подуровней, характеризующуюся сложным и многозвен­ным афферентным и эфферентным составом, условно-рефлектор­ную по своему происхождению, формирующуюся полностью при­жизненно, как и другие высшие психические функции. Произвольные движения участвуют в осуществлении многих других высших пси­хический функций: устной и письменной речи, письменного счета, рисования, лепки и др. Произвольные движения включены в разно­образные моторные акты человека, составляя лишь определенную часть внутри огромного их многообразия. К произволь­ным движениям относятся движения поперечно-полосатой мускулатуры рук, лица, ног, всего туловища, т.е. обширнейший класс движений.

Произвольные движения регулируются пирамидной системой. С помощью пирамидной системы вырабатываются индивидуальные социально-бытовые и профессиональные двигательные навыки.

Действие – это система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия характеризуются рядом особенностей: действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели; это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием; через понятие «действие» утверждается принцип активности; действия могут быть внешние привлеченные и внутренние умственные. Действия носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих человека.Каждое самое простое человеческое действие – реальное физическое действие человека – является неизбежно психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим.

Таким образом, можно сказать, что движения служат для выражения действий, посредством которых осуществляется поведение; поэтому свойства движений могут быть по большей части поняты, лишь исходя из этих действий. Служащие для воздействия на объективный предметный мир, для изменения его, движения человека сами изменяются в процессе этого воздействия. Огромны прижизненные возможности развития движений человека. Они включены в различные виды труда, обслуживают межличностные отношения. Не подлежит сомнению, что свое совершенство и свою действительную характеристику движения человека приобретают лишь от осмысленного действия, в которое они включаются.

 

 

Литература

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / ИК.Анохин. М.: Наука, 1968. - 322 с.

2. Батуев А.С. Высшие интегративные системы мозга / А.С.Батуев. М.: Медицина, 1981. - 347 с.

3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. Под редакцией академика О. Г. Газенко. Издание подготовил профессор И. М. Фейгенберг. М.: НАУКА 1990.- 245 с.

4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн; Акад. мед. наук СССР. - Москва: Медицина, 1966. - 349 с.

5. Гамезо М., Домашенко И. Атлас по психологии. Информационно методическое пособие по курсу "Психология человека" М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276с.

6. Горбунова Н.Ю., Ножкина Т.В. Шпаргалка по психологии: Ответы на экзаменационные билеты. – М.: Аллель – 2000, 2005. — 64 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: