ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ




РЕФЕРАТ

«Участие в арбитражном процессе прокурора, его права и обязанности, особенности процессуального статуса»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ..………………………… 5

ГЛАВА 2. ПРОКУРОР В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ...………… 13

2.1. Формы участия прокурора в арбитражном процессе..…………… 13

2.2. Права и обязанности прокурора при участии в арбитражном процессе..………………………………………………………………… 13

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. ……………………………… 21

ВВЕДЕНИЕ

В любом современном правовом государстве должно обеспечиваться не только верховенство права в социальных взаимоотношениях, но и гарантироваться защита прав и свобод человека и гражданина. В современных реалиях усложнения общественных отношений, экономического развития государства происходит рост гражданского оборота, а также возникают ситуации, где нарушаются права как отдельных физических лиц, так и юридических лиц, вовлеченных в хозяйственно-экономические правоотношения.

Благодаря арбитражному процессу реализуются нормы материального права, субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности находят защиту своих правовых интересов. Обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина, а также неопределенного круга лиц является право на судебную защиту, гарантированное и закрепленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, немаловажная роль в которой отведена прокурору[1]. Проводимые преобразования в судебной системе Российской Федерации не умаляют актуальности экономического правосудия, а также роли прокуратуры. Непрерывное развитие и совершенствование процессуальных институтов позволяет эффективно разрешать экономические споры арбитражными судами. Участие прокурора в арбитражном процессе является важным направлением прокурорской деятельности.

Правовая основа участия прокурора в арбитражном процессе представляет собой Конституцию Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон РФ «О прокуратуре») и другие нормативные правовые акты, а их реализация осуществляется через специализированные узконаправленные организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Согласно Закону «О прокуратуре», чтобы защитить права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства, прокурор может участвовать в рассмотрении дел арбитражным судом первой инстанции, а также заявлять протест на вынесенные по делу и противоречащие закону судебные акты.

Для понимания роли прокурора в арбитражном процессе рассмотрим более подробно особенности процессуального статуса прокурора при участии в арбитражном процессе, его права и обязанности, а также формы его участия в арбитражном процессе.

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

Статьей 40 АПК РФ установлен перечень лиц, участвующих в деле. К данным лицам относится и прокурор.

Статья 52 АПК РФ устанавливает, что прокурор может обращаться в арбитражный суд как с иском (заявлением), так и вступать в дело в целях обеспечения законности[2].

Стоит отметить, что в Законе «О прокуратуре» в наименование «прокурор» включаются такие должностные единицы как:

- Генеральный прокурор Российской Федерации;

- Его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям;

- Заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям;

- Заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора;

- Все нижестоящие прокуроры, их заместители;

- Помощники прокуроров по особым поручениям;

- Старшие помощники и помощники прокуроров;

- Старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции[3].

Для более четкого понимания процессуального статуса прокурора в арбитражном процессе определим его задачи:

- Защита нарушенных прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность;

- Обеспечение законности судебного разбирательства на всех стадиях арбитражного процесса в делах, в которых может участвовать прокурор;

- Реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов участников экономических отношений[4].

При этом прокурор не выполняет надзорную функцию, не имеет материального интереса по делу, а выступает в защиту государственных и публичных интересов в качестве самостоятельного процессуального лица.

Целью участия прокурора в арбитражном процессе является защита прав публичных образований, неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых прокурор обращается с иском (заявлением) в арбитражный суд. Также прокурор осуществляет обеспечение законности судебных актов – решений, постановлений, определений.

Основания для обращений прокурора в арбитражный суд в целях защиты публичных интересов установлены в п. 4 ст. 27 Закона «О прокуратуре», согласно которому, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. При этом не приводится перечень тех обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что нарушение приобрело особое общественное значение.

В целом с учетом требований п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре основанием для обращения прокурора в арбитражный суд в защиту публичных интересов является наличие у него достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях закона, которые имеют особое общественное значение. Именно выявленные нарушения законов в ходе осуществления прокурорского надзора составляют предмет и основание иска в защиту публичных интересов.

Имея властные полномочия, прокурор отличается от иных участников арбитражного процесса. В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2017), а именно, в пункте 28 указано, что несмотря на обязательство, вытекающее из статьи 4 АПК РФ по досудебному урегулированию споров, «такая обязанность отсутствует при обращении прокурора в арбитражный суд в защиту чужих интересов с требованиями, предусмотренными ч. 1 ст. 52 АПК РФ, либо при вступлении в дело в целях обеспечения законности на основании ч. 5 ст. 52 АПК РФ. Наделение прокурора процессуальными правами и возложение на него процессуальных обязанностей истца (ч. 3 ст. 52 АПК РФ) не делает прокуратуру стороной материально-правового правоотношения и не налагает на прокурора ограничения, связанные с необходимостью принятия мер по досудебному урегулированию спора»[5].

Также существует такая особенность процессуального статуса прокурора в арбитражном процессе, как невозможность передачи своих полномочий на обращение в арбитражный суд и участие в процессе через доверенность иному лицу. Это обусловлено, опять-таки, специальным статусом прокурора, как защитника публичных интересов от имени государства, наделенного для реализации этого специальными должностными полномочиями.

Еще одной отличительной особенностью участия прокурора является порядок подтверждения им своих полномочий, которое осуществляется на основании служебного удостоверения. Если в процессе участвуют другие работники прокуратуры, помимо служебного удостоверения, они должны будут предоставить еще и доверенность, подписанную прокурором и оформленную в соответствие с федеральным законом. Представляется, что порядок оформления и выдачи доверенности регулируется, в первую очередь, 10ой главой Гражданского кодекса РФ, но с учетом особенностей, предусмотренных законодательском о прокуратуре.

Несмотря на то, что статья 52 АПК РФ предусматривает четыре категории дел, по которым прокурор вправе обращаться в арбитражный суд, анализ законодательства позволяет сделать вывод, что перечень дел несколько шире. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 марта 2012 г. № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» содержит указание на то, что полномочия прокурора в сфере административных дел (ч. 1 ст. 202 и ч. 1 ст. 207 АПК РФ), рассматриваемых арбитражными судами, будет определяться не только АПК РФ, но и Кодексом РФ об административных правонарушениях, поскольку главой 25 АПК РФ не предусмотрено иное.

В этом же постановлении Пленума обращается внимание арбитражных судов, что прокурор также вправе обращаться «с требованием о ликвидации юридического лица вследствие неоднократного или грубого нарушения этим юридическим лицом исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, а также с требованием о сносе самовольной постройки в целях защиты публичных интересов (статьи 1253, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации)»[6].

Если проводить сравнительный анализ действующего АПК РФ 2002 года и предыдущего АПК РФ 1995 года, то можно сделать вывод, что полномочия прокурора в арбитраже были изменены. Согласно статье 41 АПК РФ 1995 года[7] прокурор имел право на обращение в арбитражный суд в целях защиты государственных и общественных интересов, что представляло собой достаточно общую, абстрактную формулировку, в рамках которой могло быть рассмотрено любое дело. В АПК РФ 2002 года, который действует и доныне, указаны вполне четкие категории дел, по которым прокурор вправе обратиться в арбитражный суд. Следовательно, наблюдается сокращение и конкретизация полномочий прокурора в арбитражном процессе.

В связи с данными изменениями логично возник вопрос, как это повлияет на защиту публичных интересов, и вообще – целесообразны ли данные изменения законодательства.

Относительно этого вопроса существует ряд позиций. Например, И. А. Приходько и М. Ш. Пацация считают, что участие прокурора в арбитражном процессе должно быть минимизировано, либо же исключено совсем, так как прокурор в гражданском судопроизводстве не должен подменять собой адвоката, юридического представителя стороны, и в тех случаях, когда иск предъявлен в защиту интересов России, других публично-правовых образований (субъектов РФ, муниципальных образований), их дела должны вести соответствующие государственные органы, либо же адвокаты, юридические фирмы – профессиональные юридические представители.

В таких спорах стороной является Российская Федерация/ее субъекты/муниципальные образования, участвующие в арбитражном процессе на общих основаниях и по общим правилам, то есть, соблюдая общепринятые принципы равенства перед законом и судом, состязательности, диспозитивности, равноправия сторон. А иски в защиту прав хозяйствующих субъектов, по мнению вышеуказанных правовых деятелей, должны быть исключены совсем[8].

Другие же ученые полагают, что полномочия прокурора необходимо расширить вновь, убрать ограничения, подобно АПК РФ 1995 года. Сторонники такой точки зрения мотивируют ее тем, что участие прокурора в арбитражном процессе является наиболее действенным средством устранения нарушений в экономической сфере и защиты публичных интересов в арбитраже. По их мнению, на данный момент полномочия прокурора сильно сжаты и минимизированы, это приводит к ненадлежащей охране публичных интересов[9].

Еще одна группа ученых предполагает, что участие прокурора в арбитраже является нарушением конституционных основ, принципов диспозитивности, состязательности и равенства всех перед законом и судом.

В соответствии с ч. 4 ст. 212 Гражданского кодекса, права всех собственников защищаются равным образом. Так как данное положение является конституционным, означающим юридическое равенство форм собственности, а также равное признание и защиту, то существует противоречие нормы, предоставляющей прокурору право обращения в арбитражный суд, с иском в защиту интересов государства, если оно выступает как равноправный участник гражданского оборота[10].

И. А. Приходько считает, что право прокурора на оспаривание сделки, совершенной юридическим лицом, в уставном капитале которого есть доля участия прокурора, приводит к вмешательству прокурора в сферу гражданско-правовых отношений, которые основаны на принципах диспозитивности и свободы волеизъявления сторон. Данное вмешательство ставит участников гражданских правоотношений в неравное положение в зависимости от форм собственности. Практике известны случаи, когда происходило неисполнение удовлетворенных требований прокурора в связи с отсутствием заинтересованности сторон. Это приводит к тому, что решение суда невозможно исполнить, так как взыскатель отсутствует, а прокурор, предъявивший иск, им не является. Исходя из подобной точки зрения, предлагается возложить полномочия прокурора по защите публичных интересов в арбитражном процессе на компетентные органы государственной власти. Но тут возникают сложности, так как обязательным условием обращения в арбитражный суд органов государственной власти, местного самоуправления и иных органов для защиты публичных интересов является наличие федерального закона, содержащего право органа на обращение в арбитражный суд в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 53 АПК РФ[11].

В. Шобухин считает, что стоит расширить полномочия прокурора по участию в арбитражном процессе, тем самым предоставить ему право по своему усмотрению обращаться в арбитражный суд с иском, направленным на защиту публичных интересов, а также к категориям дел, в которых обязательно участие прокурора, следует отнести и дела о банкротстве государственных и муниципальных предприятий, банкротство которых затрагивает государственный интерес; дела, связанные с нарушением природоохранного законодательства; дела о приватизации государственного и муниципального имущества[12].

Резюмируя вышеизложенное, можно прийти к выводу, что нельзя как ограничивать или отменять участие прокурора в арбитражном процессе (может привести к нарушению экономических интересов государства), так и нельзя безгранично расширять его полномочия, так как это может привести к злоупотреблению этими полномочиями – нужно искать середину. Еще не совсем удобно то, что полномочия прокурора содержатся не только в ст. 52 АПК РФ, но и в других статьях кодекса, где прокурор как уполномоченный субъект не прописан прямо, но подразумевается.

Поэтому следует конкретизировать полномочия прокурора в АПК.

Также в статье 125 АПК РФ следует закрепить положения об указании в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту вышеуказанных субъектов, в чем конкретно заключаются их интересы, и какое право было нарушено.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: