Тема 4. Основные тенденции развития европейской литературы XVIII века




Учебно-методические материалы для студентов направления ПО (2), 3 курс

История зарубежной литературы (ОФО). Часть 3. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

История зарубежной литературы - дисциплина, позволяющая обратиться к изучению наиболее значимых особенностей основных периодов истории мировой литературы. Это один из важнейших компонентов при изучении единого историко-культурного процесса, необходимого для понимания основных закономерностей развития человеческого общества.

Данный курс ориентирован на продолжение изучения курса «История зарубежной литературы» в V семестре. Он следует за первой частью курса («История античной литературы», III семестр) и второй частью курса («История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения», IV семестр), предшествуя заключительной, четвертой, части дисциплины («История зарубежной литературы XIX–XX вв.», VI семестр).

Благодаря данной дисциплине возникает возможность акцентировать внимание на единстве этапов и идейной общности в развитии различных национальных литератур. В целом программа изучения дисциплины позволяет достичь целостности и системности получаемого в ВУЗе филологического образования.

 

Расширенное описание

Компетенции: ОК-1 ОПК-1 ПК-1, 3, 4, 11

Цель курса

· Знакомство с литературными текстами, вошедшими в фонд мировой художественной классики и обогащающими личностный кругозор педагога-филолога, расширяя сферу его будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса

· Формирование системы ориентирующих знаний об истории культуры и литературы Европы XVII-XVIII вв. в контексте общего процесса развития мировой литературы.

 

· Осмысление опыта различных национальных литератур в становлении основных эстетических систем XVII-XVIII вв.

 

· Освоение основного корпуса художественных текстов классической мировой литературы с учетом навыков овладения необходимым понятийным аппаратом.

· Анализ и интерпретация литературного текста с учетом знания актуальных методик и современных технологий, связанных с различными возможностями филологического анализа.

· Усвоение теоретических и практических знаний об основных этапах и особенностях развития мирового литературного процесса с целью дальнейшего их использования в сфере будущей профессиональной деятельности педагога-филолога.

 

· Умение участвовать в дискуссии, аргументируя свою позицию и формируя конструктивный подход к изучаемому материалу в целях создания условий результативного учебно-воспитательного процесса.

· Освоение навыков участия в разработке и реализации актуальных проектов различного уровня в сфере профессиональной деятельности, способствующих успешной мотивации в контексте учебной дисциплины и осуществлению результативной социальной коммуникации.

Тексты для обязательного чтения

XVII ВЕК

Буало Н. Поэтическое искусство

Корнель П. Сид

Расин Ж. Федра

Мольер Ж.-Б. Тартюф

Кальдерон П. Жизнь есть сон

Мильтон Дж. Потерянный рай

Гриммельсгаузен Г.Я.К. Симплиций Симплициссимус

 

XVIII ВЕК

Вольтер Ф.М. Кандид, или Оптимизм

Дидро Д. Племянник Рамо

Дефо Д. Приключения Робинзона Крузо

Свифт Дж. Путешествия Гулливера

Стерн Л. Сентиментальное путешествие

Лессинг Г.Э. Лаокоон. Эмилия Галотти

Шиллер Ф. Баллады. Разбойники

Гете И.В. Лирика. Страдания юного Вертера. Фауст

 

 

Образовательный результат

 

ОК-1 ОПК-1 ПК-1, 3, 4, 11

 

В соответствии с заявленным комплексом компетенций в результате освоения дисциплины студент должен:

 

· Знать: основные понятия и термины теории и истории литературы; современные методики и технологии преподавания; пути и области применения полученной информации и основы работы с ней в соответствии с запросами современной образовательной сферы и общества в целом.

 

· Уметь: применять на практике базовые навыки сбора, анализа и интерпретации литературных фактов, используя традиционные и современные методы и актуальные информационные технологии, с учетом перспектив развития филологии как науки и современного гуманитарного знания в целом.

 

· Владеть: навыками применения основных методов, способов и средств реализации культурных проектов в разных областях гуманитарной сферы для осуществления своей профессиональной деятельности в целях достижения успешных результатов учебно-воспитательного процесса и осуществления успешной социальной коммуникации.

Учебные встречи

 

Аудиторные

 

Л 16 ч, 8 УВ

Лекции

Лекции

Тема 1. Общая характеристика литературных направлений XVII века. Литература классицизма

Лекция с обратной связью

От эстетики Ренессанса к классицизму и барокко. Античность в контексте культуры XVII века. Философия рационализма и понятие нормативности. Классицизм во Франции. «Поэтическое искусство» Н. Буало – эстетический манифест классицизма. Поэтика классицистической трагедии (П. Корнель, Ж. Расин). «Высокая» комедия Ж.-Б. Мольера.

 

 

Тема 2. Литература барокко в Испании. Немецкая литература XVII века

 

Информационная лекция

 

Барокко: эстетика и поэтика. Национальные варианты барокко. Барокко в испанской литературе (лирика Л. де Гонгоры, проза Ф. де Кеведо). Эстетика барокко и драматургия П. Кальдерона. Литература Германии в историческом контексте XVII века. М. Опиц и его «Книга о немецкой поэзии». Роман Г.Я.Х. Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус» в контексте барочной эстетики.

 

Тема 3. Английская литература XVII века

 

Проблемная лекция

 

Своеобразие развития английской литературы в XVII веке: основные этапы. Деятельность Дж. Драйдена и его «Опыт о драматической поэзии». Драматургия Б. Джонсона. Дж. Донн и лирика поэтов-метафизиков. Творчество Дж. Мильтона в историческом контексте XVII века. Картина мироздания в поэме Дж. Мильтона «Потерянный рай».

Тема 4. Основные тенденции развития европейской литературы XVIII века

 

Лекция-беседа

 

Просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, рококо, «предромантизм». Рационализм и сенсуализм: литература и философия. Взаимодействие национальных литератур в XVIII веке. Концепция «естественного человека» и новый тип литературного героя в XVIII веке. Автор и Читатель в произведениях XVIII века.

Тема 5. Английская литература XVIII века. Своеобразие английского просветительского романа

 

Лекция с обратной связью

 

Основные особенности развития английской литературы в XVIII веке. Д. Дефо и становление просветительского романа. Человек и мир в романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера». «Эпос частной жизни»: Г. Филдинг и его «История Тома Джонса, найденыша».С. Ричардсон и формирование структуры сентименталистского романа. Творчество Л. Стерна в контексте культуры Просвещения.

Тема 6. Литература французского Просвещения

 

Проблемная лекция

 

Своеобразие французского Просвещения: эстетика и поэтика. Общественная и творческая деятельность Вольтера. Идеи эпохи и философские повести Вольтера. Творческое наследие Д. Дидро: литература и философия. Идеалы просветительского реализма в творчестве Д. Дидро. Ж.-Ж. Руссо и проблемы французского сентиментализма («Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь»).


 

Тема 7. Немецкая литература эпохи Просвещения

 

Информационная лекция

 

Эпоха Просвещения в Германии: обновление национальной эстетики. Г.Э. Лессинг и теория драмы («Лаокоон», «Гамбургская драматургия»). Идеалы Просвещения и драматургия Лессинга. Движение «Буря и натиск».Эстетические взгляды и творческое наследие Ф. Шиллера («Разбойники»; баллады; исторические драмы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: