Среди применяемых в Японии торгово-политических инструментов регулирования импорта важной значение отводится импортному тарифу. Япония применяет тарифную номенклатуру, основанную на ГС с различным числом цифровых значений(от 4 до 6) в зависимости от того или иного товара. Все импортируемые товары разносятся по 21 разделу, 97 главам, 240 позициям и 5018 субпозициям. Для внешнеторговой статистики в тарифе добавлены еще 3 знака, благодаря чему система кодов может быть легко адаптирована к конкретным нуждам отдельных стран. Таможенный тариф в Японии, как и в большинстве стран мира, является многоколонным.
Японский импортный таможенный тариф содержит четыре вида ставок пошлин:
· Общие(базовые) ставки могут быть изменены в одностороннем порядке;
· Ставки, закрепленные в ГАТТ/ВТО(конвенционные);
· Преференциальные ставки
· Временные ставки пошлин, вводимых на основании закона о временных тарифных мерах.
Базовая ставка является основной ставкой, применяемой к каждой категории на долгосрочной основе, если обязательства не требуют внесения каких-либо поправок.
Временные ставки устанавливаются в зависимости от конкретной ситуации на рынке определенного товара и в экономике в целом. Они применяются вместо базовых ставок в течение оговоренного периода времени, когда возникает такая необходимость. В тех случаях, когда для одного и того же товара определены как базовая, так и временная ставки, последняя всегда имеет приоритет.
В отличие от базовых и временных ставок, которые применяются одинаково к товарам, импортируемым из всех стран, преференциальные ставки применяются только к товарам, ввезенным из некоторых слаборазвитых стран и регионов. Преференциальные тарифные ставки введены и для наименее развитых стран в рамках классификации Конференции ООН по торговле и развитию(ЮНКТАД), причем они устанавливаются странами самостоятельно, поскольку ЮНКТАД этого не делает.
Ставки ГАТТ/ВТО предусматривают снижение тарифа на ряд категорий товаров в силу международных договоренностей. Страны, имеющие право на такие ставки, пользуются в Японии режимом наибольшего благоприятствования. Ставки ГАТТ/ВТО имеют приоритет перед базовыми и временными ставками)если только ставки ГАТТ/ВТО не оказываются более высокими, чем базовые и временные).
При выборе ставки пошлины для таможенного обложения импортируемого товара руководствуются правилом:сначала берется ставка преференциального столбца, затем-ставки ГАТТ/ВТО, временная или общая. Если ставка ГАТТ/ВТО превышает другие ставки, используется временная ставка, а в случае ее отсутствия-ставка пошлины общего столбца.
В соответствии с принятой в Японии общей системой преференций(ОСП) товары, ввозимые из развивающихся стран и регионов, облагаются пошлиной по более низкой ставке, чем товары, ввозимые из развитых стран.
Из вышеперечисленного следует, что японский таможенный тарфи предусматривает использования большого разнообразия пошлин, дифференцирующихся в зависимости от метода определения тарифной ставки. Такое положение обеспечивает более надежный уровень защиты внутренней продукции.
Заключение
Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета; защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).
Основными направлениями таможенно - тарифной политики России на ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:
• соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;
• сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;
• обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;
• содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта;
• соблюдения интересов отечественных производителей товаров.
Таможенно - тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом.
Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.
Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.
Список литературы
1. Приказ ФТС от 27.09.2006 №932 «Порядок определения таможенной стоимости вывозимых товаров»
2. Закон РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе»
3. Свинухов В. Г. Таможенно-тарифное регулирование внешне-экономической деятельности. – М.: Экономистъ, 2005.
4. Таможенная стоимость: Учебник / под ред. В. А. Шамахова и Л. А.
Бондарь. – М., 2007
5. https://alta.ru/taksa-online/tnved_out/-Товарная номенклатура ВЭД
[1] ст. 2 ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»