Определение страны происхождения




Россия, как и многие другие страны, предоставляют определенным группам государств, в том числе и на взаимной основе, тарифные льготы (преференции) или освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в нашу страну, что требует четкого определения страны происхождения товара. По российскому законодательству страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Такой страной может считаться группа стран, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.

Следующие товары считаются полностью произведенными в данной стране:

1. Полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, на ее континентальном шельфе и в ее недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр.

2. растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории.

3. живые животные, родившиеся и выращенные в ней.

4. продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных.

5. произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов.

6. продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею.

7. вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране.

8. продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею.

9. товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанных в пунктах 1-8.

Если в производстве товара участвует две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.

Основным документом, подтверждающим страну происхождения является сертификат происхождения.

Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу РФ.

Ставки таможенных пошлин, предусмотренные для товаров, происходящих из стран или союзов, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются независимо от страны отправления указанных товаров, за исключением случаев предоставления тарифных преференций.

В удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенные органы Российской Федерации вправе требовать предоставление сертификата о происхождении товаров, который является одним из важнейших сертификационных документов. Он должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из данной страны и тем самым служить одним из условий предоставления преференций по уплате таможенных пошлин. Таким образом данный сертификат содержит в себе элемент тарифного регулирования. Сертификат происхождения должен включать в себя:

- письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему сертификату качества;

- письменное удостоверение компетентного органа страны ввоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.

Товарная номенклатура

Предметом таможенной пошлины являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Для идентификации трансграничного оборота товаров используется товарная номенклатура, именуемая "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ" (теперь уже ТН ВЭД Таможенного союза). С ее помощью происходит таможенно-тарифное приравнивание - процедура, в ходе которой товару, перемещаемому через таможенную границу, присваивается код по действующей номенклатуре (осуществляется "кодировка товара") и тем самым определяется применимая в конкретном случае ставка таможенного тарифа.

Действующий Таможенный тариф построен в соответствии с товарной номенклатурой - ТН ВЭД, использующей 10-значные кодовые обозначения. Применяемая в целях таможенно-тарифного регулирования Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) определяется Правительством Российской Федерации. При этом, закрепляя за Правительством Российской Федерации полномочия по определению ТН ВЭД России, законодатель устанавливает основной принцип создания и развития действующей в нашей стране товарной номенклатуры - соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров.

Следует отметить, что группировка товаров в таможенных тарифах - это не только техническая, но и торгово-политическая задача. На протяжении долгого периода времени в различных странах существовали собственные национальные системы классификации товаров в таможенных тарифах. В "старых" тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т.д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов.

Всего коды ТНВЭД состоят из 97 групп и 21 раздела. Товарная номенклатура утверждается Правительством РФ, а ГТК РФ участвует в ее разработке, вносит изменения и толкование. Основная единица измерения товаров по ТНВЭД - масса в кг. В современном виде ТН ВЭД предполагает присвоение десятизначного кода ТН ВЭД, состоящего из трех основных элементов.

Для точного определения кода товаров необходимо использовать три составные части ТНВЭД: а) номенклатурную часть; б) примечание к разделам и группам; в) основные правила интерпретации. Кроме того, при определении кода товаров по ТНВЭД полезно применять дополнительные публикации (пояснения, алфавитный указатель, Сборник квалификационных решений).

Комплексным же руководством являются «Основные правила интерпретации», их шесть. В соответствии с первыми пятью правилами в кодах ТНВЭД определяют товарную позицию (первые 4 знака). По 6-му правилу находят субпозицию (5 и 6 знаки) и подсубпозицию (7,8,9 знаки) десятизначного кода.

10-й знак ТН ВЭД России - нововведение Таможенного тарифа, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. N 148. Теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

В интересах единообразного понимания классификационных группировок ТН ВЭД используются пояснительные комментарии и примечания к разделам, группам и конкретным товарным позициям.

Например, начнем с раздела I. «Живые животные; продукты животного происхождения»(01), далее «живые животные»(01), «Лошади, ослы, мулы и лошаки живые», «чистопородные племенные животные», и наконец «лошади». КОД ТН ВЭД: 0101101000.

Еще один пример:

2 первые цифры (72, черные металлы) - товарная группа ТН ВЭД.

4 первые цифры (7201, чугун передельный и зеркальный, в чушках, болванках или прочих первичных формах) - товарная позиция.

6 первых цифр (720110, чугун передельный нелегированный, содержащий 0,5 % или менее фосфора) - товарная субпозиция.

10 цифр, полный код товара, который и указывается в грузовой таможенной декларации (7201101900, чугун передельный нелегированный, содержащий более 1% кремния) - товарная подсубпозиция.

Таким образом, таможенный тариф представляет собой инструмент механизма таможенно-тарифного регулирования, основными элементами которого являются:

- ставка таможенной пошлины;

- товарная номенклатура;

- порядок установления страны происхождения товара;

- порядок определения таможенной стоимости;

-зависимость величины ставки от торгово-политического режима, применяемого Российской Федерацией к стране происхождения товара.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: