Наиболее распространенным в настоящее время типом колодочного тормоза является двухколодочный тормоз с короткоходовым растормаживающим электромагнитом (рис. 1).
Две колодки 1 и 2, обшитые тормозной лентой, прижаты силами N (с противоположных сторон) к тормозному шкиву диаметром D.
Момент трения, развиваемый колодками на ободе шкива,
кГм
Если расчетный момент на валу электродвигателя в кГм
,
причем, если этот момент соответствует номинальной мощности электропривода, то тормозной момент
,
где
; 2 и 2,5 - коэффициент запаса (см. выше).

Рис.1. Двухколодочный тормоз с короткоходовым растормаживающим электромагнитом.
Коэффициент трения тормозной ленты по чугунному шкиву f = 0,25-0,35-0,4 - всухую.
Передаточным числом тормоза называется отношение
и
(см. рис.1)

Рабочее усилие главной пружины определяется из соотношения

кГ
Здесь к.п.д. тормозного механизма
. Момент короткоходового электромагнита

(на рис. 1 плечо
, не указано) определяется из условия компенсации им момента, создаваемого пружиной.
Для тормоза с длинноходовым электромагнитом с грузовым замыканием (рис.2) основные уравнения имеют вид:



точнее с учетом к.п.д. -
,
.
В настоящее время взамен электромагнитов с успехом применяются гидротолкатели, представляющие электронасос с цилиндром, заполненным маслом.
Типовое конструктивное оформление двухколодочного тормоза с гидротолкателем представлено на рис.4.
Заключение
В настоящей работе были рассмотрены задачи и методы торможения в механизмах грузоподъемных машин, а также разновидности и расчетные зависимости колодочных тормозов. Ленточные тормоза и остановы рассматриваются в других лабораторно-практических работах

Рис.2.Схема двухколодочного тормаза с длинноходовым электромагнитом.

Таблица 3 - Основные технические данные тормозов ТКТГ
| Диаметр тормоза, мм | ||||||||
| Тормозной момент, кГсм | ||||||||
| Отход колодки, мм | 1,5 | - | 1,63 | 1,75 | 1,8 | 2,1 | ||
| Время затормаживания, сек | 0,3 | 0,35 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | |
| Время растормаживания, сек | 0,2 | 0,25 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | |
| Время растормаживания и затормаживания, сек | ||||||||
| Допустимое число включений в час | ||||||||
| Допустимая продолжительность включения «ПВ», % | 100% | |||||||
| Допустимая температура окружающей среды | От -500 до +800 | |||||||
| Установка тормоза | Шкив тормоза горизонтально, толкатель вертикально | |||||||
| Характеристика гидротолкателя | Тип | Т-25 | Т-45 | Т-75 | Т-75 | Т-160 | Т-160 | Т-160 |
Усилие,
| ||||||||
| Ход, мм | ||||||||
| Электродвигатель | Тип | 4А 012-2Ш3 | 4А 11/2 Ш3 | 4А 21/2 Ш3 | ||||
| Мощность, кВт | 0,05 | 0,12 | 0,18 | 0,4 | ||||
| Число оборотов, об/мин | ||||||||
| Ток | трехфазный | |||||||
| Напряжение, В | 220/380 | |||||||
| Направление вращения | Произвольное | |||||||
| Температура окружающей среды | -500 +200 | -100 +500 | -100 +800 | |||||
| Марка масла | АМГ | трансформаторное | Индустриальное | |||||
| Количество заливаемого масла, л | 2,8 | 4,5 | 7,5 | |||||
| Частота смены масла | 12 месяцев |
Таблица 4 – Размеры тормозов ТКТГ (по ВНИИПТМАШу) (рис.4)
| Вес в кг | ||||||||
| Размеры в мм |
| |||||||
| d | ||||||||
| S | ||||||||
| R | ||||||||
| O | ||||||||
| M | 56,5 | 81,5 | 101,5 | 112,5 | 136,5 | 156,5 | 176,5 | |
| L | ||||||||
| K1 | ||||||||
| K | ||||||||
| h1 | ||||||||
| h | ||||||||
| H | 359,5 | 507,5 | 635,0 | 798,0 | 938,0 | 1083,0 | 1216,0 | |
| F | 387,5 | 513,0 | 582,0 | 742,0 | 867,5 | 957,5 | 1142,5 | |
| D | ||||||||
| C | ||||||||
| B | ||||||||
| A | 622,5 | 803,0 | 967,0 | 1202,0 | 1427,5 | 1582,5 | 1837,5 | |
| Тормоз | ТКТГ 200 | ТКТГ 300 | ТКТГ 400 | ТКТГ 500 | ТКТГ 600 | ТКТГ 700 | ТКТГ 800 |

Рис.4. Тормоз колодочный ТКТГ (габаритные и установочные размеры).