1. Настоящее «Положение о рабочей программе учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулях для НОО и ООО» (далее Положение) является нормативным документом, определяющим порядок разработки и утверждения рабочей программы педагога в МАОУ «ЦО № 12»(далее – ОУ) стандартов в ходе образовательного процесса по предмету.
2. Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы определены в:
· Федеральном законе29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями), далее – Закон об образовании
· ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
· ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);
· Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
· ПриказомМинистерстватруда и социальной защиты РФ от18октября2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями)
· ПриказМинистерства здравоохранения и социальногоразвития РФ от26августа2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Сизменениями и дополнениями от: 31 мая 2011 г.
3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины:
· рабочая программа – документ локального уровня, конкретизирующий содержание обучения применительно к целям ООП общего образования и возможностям конкретного учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля в достижении этих целей;
· примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности;
· оценочные средства – методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы.
4. Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебного предмета.
5. Задачи рабочей программы: определение основных методических подходов и последовательности изучения учебного предмета с учетом особенностей учебного процесса общеобразовательной организации и контингента обучающихся в текущем учебном году.
6. Содержание и реализация рабочей программы удовлетворяет следующим требованиям:
· четко определено место и роль данной дисциплины в формировании предметных, метапредметных и надпредметных компетенций в соответствии с государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету;
· установлены и конкретизированы на этой основе учебные цели и задачи изучения предмета;
· учтён региональный компонент образования, отражена специфика и потребности региона;
· определены межпредметные связи, согласовано содержание и устранено дублирование изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана ОУ;
· оптимально для данного класса распределено учебное время по разделам и темам курса;
· определены наиболее эффективные виды и формы занятий в зависимости от особенностей содержания и специфики класса.
· в полной мере отражен воспитательный аспект образовательной деятельности в соответствии с рабочей программой воспитания
· указаны электронные (цифровые) образовательные ресурсызанятия
7. Структура рабочей программы
7.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО, локальных нормативных актов образовательного учреждения.
Рабочая программа должна содержать следующие обязательные компоненты:
· пояснительная записка
· содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
· планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
· тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
7.2. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности, должны содержать указание на форму проведения занятий.
7.3. Раздел «Пояснительная записка» включает:
· перечень нормативных правовых актов, регламентирующих разработку рабочей программы учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля;
· цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля;
· место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля в учебном плане образовательного учреждения;
· УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для педагога;
· УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для обучающихся.
7.4. Раздел «Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля» включает:
· краткую характеристику содержания учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО;
· метапредметные связи учебного предмета, модуля, курса;
· ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения (если актуально).
7.5. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности) учебного модуля» конкретизирует соответствующий раздел Пояснительной записки ООП соответствующего уровня общего образования исходя из требований ФГОС НОО и ФГОС ООО. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их достижения обучающимися. В разделе кратко фиксируются:
· требования к личностным, метапредметным и предметным результатам;
· виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата;
· организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся (возможно приложение тематики проектов);
· система оценки достижения планируемых результатов (возможно приложение оценочных материалов).
7.6. Раздел «Тематическое планирование» оформляется в виде таблицы, состоящей из следующих колонок:
№ урока | Тематические блоки, темы | Кол-во часов | Форма проведения занятий | Электронные цифровые образовательные ресурсы | Реализация воспитательного потенциала учебного занятия с учетом направлений рабочей программы воспитания |
7.7. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов допускается использованиемультимедийных программ, электронных учебников и задачников, электронных библиотек,виртуальных лабораторий, игровых программ, коллекций цифровых образовательных ресурсов.
7.8. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания календарнотематического планирования учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочнойдеятельности)/учебного модуля на учебный год.Раздел «Календарно-тематическое планирование» оформляется в виде таблицы:
№ урока по порядку | номер урока в разделе/теме | наименование темы урока | дата проведения урока по плану | дата проведения урока фактически | домашнее задание |
7.9. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания. Отобразитьучет рабочей программы воспитания необходимо одним или несколькими способами изпредложенных ниже (по выбору педагога):
· указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к рабочейпрограмме;
· оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей программывоспитания»;
· указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе «Содержаниеучебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебногомодуля» в описании разделов/тем или отдельным блоком;
· отразить воспитательный компонент содержания рабочей программы в отдельной колонкетаблицы тематического планирования
7.10.Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.