Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков




Белоусова З.И. Овсянникова В.В.

 

г.Запорожье 1998

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебное пособие подготовили:

 

Белоусова Зинаида Игнатьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Запорожского государственного университета, читает лекции по общей и возрастной психологии, психологии личности, конфликтологии, криминальной психологии, психологии общения

 

Овсянникова Виктория Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Запорожского государственного университета, читает лекции по общей, возрастной, педагогической и социальной психологии, проводит практические и семинарские занятия

 

Научный редактор: Мищик Людмила Ивановна,

 

декан факультета Социальной Психологии и Педагогики профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии Запорожского государственного университета, читает лекции по педагогике и социальной педагогике, спецкурсу "Психолого-педагогаческие проблемы развития личности"

 

Учебное пособие "Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков" утверждено учебно-методическим советом Запорожского государственного университета IV уровня аккредитации.

 

Изменения социальных ценностей, происходящие в период реформирования политической и социально-экономической жизни страны, отражаются на всем населении Украины. Однако, по мнению социологов, социальных психологов, социальных работников и медиков наиболее незащищенными являются пожилые люди, дети, подростки и "трудовые семьи".

 

Проблемы воспитания детей и подростков, имеющих ту или иную степень социальной защищенности и социальной дезадаптации, стоят в настоящее время особенно остро. Это связано с тем, что дезадаптированные дети и подростки, составляющие так называемую группу риска, часто принадлежат к малообеспеченным, неполным или "проблемным" семьям. Недостатки семейного воспитания порождают трудности при обучении в школе, конфликты с педагогами и, как следствие этого, социальную дезадаптацию подростка.

 

Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социальной напряженности порождают негативные процессы во всех слоях общества, но особенно в среде детей. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных, родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании.

 

Возрастающее число детей, имеющих проблемы, является наиболее важной причиной переосмысления и реформирования политики в области детства и необходимости срочных социальных мероприятий по отношению к детям.

 

Проблемы могут быть различного свойства, они могут проявляться в семье, школе, колебаться от незначительных до видимых девиаций, обычно связываемых с детской беспризорностью и плохим обращением, так же как и с детьми группы риска.

 

В то время как общество имеет тенденцию воспринимать это как "проблемы детей, создающих проблемы для общества", в действительности эти дети имеют проблемы с обществом.

 

Анализ состояния криминальных дел по подростковой преступности, например, показывает, что за последние десять лет преступность среди несовершеннолетних возросла в несколько раз, причем несовершеннолетние становятся наиболее криминально активной частью населения. Повышается агрессивность, дерзость подростков при совершении преступлений, возросло число фактов изъятия у несовершеннолетних наркотических средств. Как свидетельствует криминальная хроника, наблюдается устойчивая тенденция к омоложению преступности за счет роста криминальной активности подростков более младшего возраста.

 

Ежегодно увеличивается количество несовершеннолетних, состоящих на учете в милиции, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности.

 

Как свидетельствуют социологические исследования все чаще анализируются специалистами факты насилия и жестокости по отношению к детям и подросткам. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической слабостью. психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению взрослым - родителям, опекунам, воспитателям, учителям, родственникам.

 

Опыт работы психологической службы показывает, что постоянная обстановка насилия в микросоциуме сверстников, способствует процессу виктимизадии определенных сграт подростков, характеризующихся низкой самооценкой, низким уровнем адаптации, отсутствием самоконтроля, кон-фликтностью, эмоциональной неустойчивостью и высокой степенью фруст-рационной напряженности.

 

Как считают специалисты, особую категорию девиантного поведения, независимо от возрастных характеристик, составляют представители разных направлений, которые указывают на различные причины этого феномена. Ч. Ломброзо с позиций антропологии полагал, что у самоубийц якобы имеются характерные особенности строения черепа, оказывающие воздействие на его мозг и поведение. Э. Дюрктейм развивал социологическую теорию суицидального поведения, связывая его с процессом дезинтеграции социальных институтов.

 

По мнению представителей психологического направления, причины суицида - в настроениях и переживаниях субъекта, а не во внешних обстоятельствах. Они утверждают, что ослабление жизненного тонуса, исчезновение жизненного инстинкта - единственная и истинная причина самоубийств. Определенное распространение получили взгляды, отождествляющие суициды с психической болезнью. Необоснованность отнесения суици-дов.тишь к сфере психиатрии была доказана последующими исследованиями.

 

Ведущий специалист суицидологии А. Г. Амбрумова выдвинула концепцию суицида как социально психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. Человек приспосабливается к среде путем активного взаимодействия с природой и социальными условиями. В отличие от биологической адаптации, которая протекает пассивно, социально-психологическая имеет активный характер. На уровне личности акцент переносится на социальные взаимодействия, опосредствованные психической деятельностью и ее высшей формой - сознанием.

 

Процесс социально-психической адаптации протекает по всем четырем направлениям человеческой деятельности: познавательному, преобразовательному, ценностно-ориентационному и коммуникативному. В норме все эти направления адаптации образуют целостную динамическую систему, в которой каждое из них гармонично сочетается с остальными. С динамической и энергетической сторон процесс адаптации характеризуется пластичностью и интенсивностью. При этом значительная часть адаптационных возможностей не используется, образуя резервный фонд, который мобилизуется для адаптации в экстремальных условиях, ноне все личности одинаково перестраивают свою приспособительную тактику. Одни, наиболее устойчивые, за счет пластичности и резервов сохраняют прежний общий "нормальный" уровень адаптации, другие снижают этот уровень, но без его существенной деформации. В этих случаях дезадаптация, если и наступает, то носит временный характер и является "лимитирующей" (непатологической).

 

Некоторые же личности, которые имеют недостаточный резерв адаптации и меньшую ее пластичность в силу различных причин (психических) или соматических, заболеваний, пограничных состояний, высокой эмоциональности, серии жизненных неурядиц и т.п., в экстремальных (конфликтных) ситуациях оказываются в состоянии социально-психологической деза-даптации, которая характеризуется качественной "трансформирующей" ломкой процесса адаптации.

 

Объективно социально-психологическая дезадаптация проявляется в поведении, субъективно - в широкой гамме психоэмоциональных сдвигов, отклонений, девиаций.

 

По мнению специалистов (А.А. Бодалев, М.И. Буянов, Г.Н. Костюри-на, Л.Р. Мадорский, А.Г. Хрипкова и др.) Анализ причин девиация детей и подростков позволяет на первое место поставить грубость родителей, часто занимающих низкий статус в социальном отношении. Им свойственны ранняя алкоголизация, ранние сексуальные опыты, проституция, психическая нестабильность, тюрьма и т.п. Таким образом, сами родители являются как бы переносчиками ненависти на своих детей из собственного неблагополучного детства.

 

Кроме того, дополнительным фактором, способствующим девиации детей и провоцирующим ее являются условия жизни, событийная сторона. На фоне общего экономического кризиса, нестабильности социальных отношений в обществе все чаще рождаются и проявляются различного рода агрессивные идеи и намерения, поведенческие акты, вплоть до криминальных действий и поступков. Девиация родителей и детей проявляется в замедленном развитии всего организма, нарушается адекватное поведение, появ-.1яются неясные беспричинные волнения, апатия, гиперактивность и гипер-привяанность родителей к детям и наоборот, а также агрессивность, безынициативность и т.д. Дети плохо учатся, слабо адаптируются к новой среде, они несамостоятельны, робки, их постоянно мучают тревоги.

 

Став родителями, они не в состоянии одарить своего ребенка любовью и вниманием, ибо их они никогда не видели в своем несчастном детстве. Они не способны понимать и улавливать мотивы, желания и потребности своего ребенка. Они нетерпимы, несговорчивы и любят очень холодно. Такие родители будут подсознательно воспроизводить все отказы и агрессии собственных родителей, которые они сами перенесли в детстве. И таким образом может воспроизводиться весь цикл девиаций в течение нескольких поколений.

 

Самым печальным и страшным явлением считается детская смертность. По данным Всемирной организации здравоохранения число смертей (без новорожденных) составляет Юна 100 человек: десять из ста умирают, а примерно 60 (из 90) не получают должного воспитания, любви и заботы. В чем же причина? Причина, считают специалисты, молчание тех, над кем надругались. Психологи считают, что дети начинают говорить, но говорят они, по-началу, закодировано: жесты, демонстрации, указания, рисунки, мимика, слезы... Часто дети выдают наиболее ценную информацию в игре (свои желания, страхи, волнения, переживания и мечты, а также намерения родителей, понятые через призму детского сознания).

 

Именно сам факт кодирования, "прятания" информации показывает ее важность, раскрывает детскую озабоченность и страдания. Вторая половина XX века берет на себя разрешение многих проблем, в том числе и проблем)- девиантного поведения, которая касается многих ''искалеченных" судеб подрастающего поколения.

 

ГЛАВА 1 ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Проблема девиантного поведения, являясь чрезвычайно актуальной, изучена весьма недостаточно, как в социально-психологическом, так и медицинском аспекте. Одним из проблемных вопросов является разночтение в терминологии данной группы отклонений и расстройств - "нарушение поведения", "патологическое поведение", "аномальное поведение", "девиантное" и "делинквентное поведение".

 

Многочисленные попытки специалистов систематизировать причины, условия и факторы нарушения поведения являются недостаточно разработанными. По мнению исследователей, это, прежде всего связано с отсутствием четких диагностических критериев. В американской классификации, например, ангасоциальные расстройства и отклонения личности состоят не из указанных индивидуальных черт характера личности, а представляют собой перечень (реестр) правонарушений и асоциальных поступков.

 

В принятой отечественной классификации выделяют антидисципли-нарное (нарушение режима и дисциплины в учебно-воспитательных учреждениях); ангисоциальное (невыполнение нравственных норм поведения в социуме); делинквентное (противоправное); аутоагрессивное (направленное против себя).

 

В клинической и педагогической практике часто встречаются патоха-рактерологические реакции, которые проявляются, в основном, как стуа-тивно обусловленные нарушения поведения (побеги из дома, бродяжничество, алкоголизация, суицидальное поведение, транзиторные сексуальные девиации, токсикомания).

 

Выход научной литературы по проблемам девиации увеличивается по мере развития человеческого общества Имеющиеся публикации отражают попытки решения проблемы на социологическом, социально-психологическом, социально-педагогическом, а также юридическом и медицинском уровне.

 

§ 1. Рассмотрение проблемы в зарубежных исследованиях

 

Термин "девиация" происходит от латинского слова йеуййо, что буквально значит "от дороги" (Й1 - от, уи1ю - дорога) и переводится как "отклонение". Данный термин используется в разных науках, в том числе - в психологии - в своем первоначальном значении, однако содержание его варьируется у разных авторов.

 

Наиболее общее представление о девиантном поведении связано с на-оушением неких норм. которые выступают регуляторами общения между людьми.

 

Следует подчеркнуть, что норма является величиной переменной. Характер ее изменяется под воздействием разных факторов: возрастного, этнического, социального, профессионального, полового, идеологического и т.д.

 

Приведем простейший пример. Хороший ученик дал отстающему' свою тетрадь, чтобы списать домашнее задание. Ддя учителя этот поступок - нарушение нормы, для ученика, напротив, нарушением нормы было бы отказать в просьбе товарища. Сильный ученик знает, что за отказом последуют репрессии со стороны своих товарищей (как сильных, так и слабых учеников), что для него, несомненно, является более значимым и важным, чем замечание учителя.

 

Вместе с тем, та же самая ситуация в США интерпретировалась бы обеими сторонами совсем по-тугому: учитель там был бы скорее удивлен такой попыткой, чем возмущен, а ученик, попросивший списать задание, был бы подвергнут остракизму со стороны своих товарищей. Дело в том, что такая просьба означала бы желание уклониться от состязания, что в американской культуре считается знаком позора. Страх оказаться в числе неудачников является более сильным мотивом, чем мотив страха академической задолженности,

 

Таким образом, "норма" - это условная и переменная величина, реальность которой наиболее отчетливо проявляется при взаимодействии различных культур.

 

Чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме, свою культуру яснее начинают представлять именно на фоне этой неприемлемой формы. Причем, значимым оказывается бесконечный ряд поведенческих актов: и то, как человек ест, как он смеется, и то, как он одевается и т.д.

 

Приведем пример. Одна американка в Японии посмотрела какой-то самурайский фильм и поделилась своими впечатлениями с японкой: "как, должно быть, жутко умирать от меча!" На что японка ответила, что, по ее мнению, страшнее быть застреленной из пистолета - не успеешь даже подготовиться к встрече с богом! Услышав мнение японки, американка была поражена и впервые осознала тот факт, что пистолет давно стал неотъемлемой частью американской культуры, чем-то понягньш и родным. А поэтому, хотя потенциал убийства в пистолете заложен куда более страшный, чем в мече, пистолет представляется американке менее опасным...

 

Важным обстоятельством при рассмотрении отклоняющегося поведения является то, что расстройство, лежащее в основе такого поведения, может быть специфичным по отношению только к определенной ситуации. Например, ночное недержание мочи у ребенка может отмечаться только дома, а вдали от родителей - никогда; или демонстрируемая школьником агрессивность в школе может никогда не проявляться в семье. 8

 

Таким образом, прежде чем рассуждать о девиации, считают американские исследователи, нужно отчетливо представлять, по отношению к какой норме эта девиация определяется. В этом, по их мнению, кроется суть проблемы. Девиация легко распознается в своих экстремальных проявлениях: нельзя красть, убивать, прелюбодействовать и т.д.

 

Этот ряд известных библейских "нельзя" огораживает для человека территорию, в пределах которой ему разрешается жить и действовать. Система библейских "нельзя" имеет значительно более универсальный характер, чем те факторы, которые действуют в примерах с самурайским мечом и списывающим учеником.

 

Сопоставляя более обшую систему норм с более частной, американские специалисты приходят к следующим выводам:

 

- все нормы действуют, прежде всего, по схеме "стимул-реакция", следовательно, явление девиации возможно и целесообразно рассматривать с бихевиористских позиций;

 

- норма проявляется, прежде всего, как признак "нельзя" в виде реакции общества на поведение индивида в социуме;

 

- универсальных "нельзя" немного и дело не в них. Человеческой культурой созданы тысячи "нельзя", в которых трудно не заблудиться не только простым смертным, но и ученым, специально исследующим модели общения и поведения людей;

 

- общество защищает себя от нарушителей универсальных "нельзя" целой системой наказаний вплоть до тюрьмы, сумасшедшего дома, и смертной казни. Нарушителям менее понятных и более многочисленных "нельзя" грозит, как правило, только порицание со стороны окружающих;

 

- причинами девиантности могут выступить разные факторы: болезнь, физиология человека, отсутствие гармонии между человеком и окружающей средой, наследственность и пр.

 

Делая вывод об особенностях поведения, необходимо получить сведения о поведении человека в разных обстоятельствах. Стуативное проявление особенностей поведения заключается не только в самом человеке, но и во взаимодействии его с окружающей средой.

 

Холистический подход к девиантности в понимании Джеймса В. Макконнелла

 

Девианты исследуются, по мнению исследователя, в особом разделе психологии, который называется "Психопатология" и "Аномальная психология". В самом начале этого раздела Макконнелл большими буквами выделяет подзаголовок: "Внимание! Противоречивый материал!" Действительно, наибольшая степень согласия среди психологов наб-тю дается в тех разделах, где рассматривается мо">г и нервная система-психология чувственного и логического познания.

 

Консенсус меньше в области мотивации и общения, еще меньше - в психологии развития и социальной психологии. Расхождения достигают высшей точки в теории личности, патопсихологии и психотерапии.

 

В. Макконнелл считает, что при изучении патопсихологии следует иметь в виду следующее.

 

Исследование девиантности - самый проблематичный и увлекательный раздел психологии.

 

В области анормальной психологии нельзя добиться полной объективности. так как само понятие "анормальной" является продуктом субъективного оценочного суждения.

 

Существует точка зрения, в соответствии с которой все люди ненормальны в той или иной степени. Эта точка зрения восходит к 3. Фрейду, Юнгу, Эриксону, Роджерсу и другим ученым, которые занимались исследованием психики больных людей и которые пришли к выводу, что ненормальность этих людей проявляется в виде гипертрофии ментальных или поведенческих стереотипов, которыми обладают все люди. Отсюда вывод: психически больной отличается от здорового в количестве содержимого в нем сумасшествия. Психологи избегают термин "душевная болезнь" и ИСПОЛЬЗУЮТ ряд своих терминов, отражающих специфику заболевания:

 

- "Ментальная болезнь, причиной которой могут быть медицинские или биологические факторы (следовательно, лечение может быть медикаментозным).

 

- "Ментальный беспорядок" подразумевает, что проблема носит внут-рипсихический характер (следовательно, пользу может принести психотерапия).

 

- "Поведенческий беспорядок" означает, что анормальность является приобретенной привычкой (и, следовательно, может быть устранена путем переучивания).

 

- "Проблема приспособляемости" предполагает что-то необычное во взаимоотношении человека со средой (следовательно, терапией может быть системный подход).

 

Общей точки зрения и согласия по поводу использования этих терминов нет. Столь же мало согласия по поводу того, какую именно терапию следует избрать здя лечения того или иного расстройства,

 

Весьма проблематичным является определение норм в психологической науке. Встает вопрос: как определяется норма в психологии?

 

В статистической смысле слово "анормальный" является нейтральным, то есть оно относится как к положительным, так и отрицательным отклонениям от нормы. Положительными примерами девиантности являются красота, талант, богатство, отличное здоровье. Однако, говоря о девиантнT' оопь-шинство людей имеют в виду нечто другое: 'нездоровье", "амора" ' ' служивающее осуждения поведение.

 

Таким образом, "анормальность" - это не только статисшчкое отклонение от нормы, но и отрицательное отклонение, то есть, говоря об отрицательном отклонении, мы уже выносим оценочное суждение.

 

Психологи всегда стремились ограничить субъективность в использовании этого термина. Так, в 1939 году Н.(.\Уеегос1ч заил. что "анормальным" следует признавать только то поведение, которое вправлено на достижение какой-то девиантной цели.

 

Что бы вы ни делали, но если вы просто пытаетесь справит с трудной ситуацией, то в ваших действиях ничего ненормального нет. В 1957 году Е.).5ЬоЬеп сделал шаг вперед, определив "нормальь реализованный потенциал человека. Неудача в реализации собственных идеалов является признаком "анормальности".

 

Мелвин Закс и Эмори Коуэн считают такой подход чересчУР субъективным (кто может определить потенциал человека, кто скажет, насколько человек приблизился к реализации своего идеала?). Поэтому эти авторы полагают, что любые определения анормальности должны основывай* T" нимании того, что является "здоровым" и "нормальным" для дая человека в данной культуре.

 

Если обращаться к психотерапевту, ему могут сказать: "у меня проблемы со сном", "у меня нет аппетита", "у меня нет друзей". Сама постановка этих проблем, как отмечают Закс и Коуэн, предполагает сравние с неким стандартом (или нормой), устанавливающим, сколько вы должны спать и есть и сколько друзей полагается иметь.

 

Таким образом, психотерапевт должен иметь дело с вашими представлениями о "норме", а также с "нормами" той культуры, в которой вы живете. Более того, психотерапевт должен определить, как далеко?ы отошли от собственной и от социально-детерминированной нормы. Причем любой разговор об отклонениях от нормы наполняется конкретным смыслом только тогда, когда существуют статистические параметры нормы, поэтому нужно иметь представление о

 

Медиане, статистическом разбросе и стандартной девиатT-Нормой в психологических тестах принято считать среднетистиче-скую величину - медиану. Так, в большинстве тестов 10 медиана равна 100 баллам. Если испытуемый набрал 101 балл, то имеет место отклонение от нормы. Однако какое это отклонение, существенное или несуш"T- Для того, чтобы в этом разобраться, рассмотрим следующий граф построенный Макконнеллом, на котором кривая линия в виде колоколь иллюстрирует статистический разброс.

 

Отправным пунктом построения настоящего графика является следующий методологический аспект: нормальными считаются показатели. охватывающие 2/3 испытуемых.

 

Например, в 10 тестах медиана произвольно определена в 100 баллов. Как правило, 2/3 испытуемых выбирают в этих тестах от 84 до 116 баллов, в то время как 1/3 испытуемых набирает на 16

 

52 69 84 100 116 132 1 балловвышеилинижемедианы. Таким образом, стандартная девиация для такого теста будет равна 16 баллам. Если результат испытуемого укладывается в одну стандартную де-виадию (равную 16 баллам в данном тесте), то такой результат считается "в пределах нормального разброса".

 

Если вы набрали 132 балла, то это значит, что ваш результат выше медианы на два стандартных отклонения. Если вы набрали 148 баллов, то результат выше медианы на три стандартных отклонения, что позволит причислить вас к 0,2% испытуемых, набравших лучшие результаты.

 

Типы девиаитного поведения

 

Определение статистической нормы всего лишь одно из условий, которые требуются для того, чтобы объяснить причины девиантного поведения. К сожалению, какая-либо универсальная теория в этом вопросе отсутствует. Можно говорить лишь о некоторых общих тенденциях в исследовании данного явления.

 

Какие-нибудь 20 лет назад, открыв учебник аномальной психологии, вы обнаружили бы описание конкретных случаев и интерпретаций результатов таких психологических тестов как, например, тест Роршаха. В то время пациентов диагностировали, прежде всего, в терминах, характеризующих этичность.

 

В современных условиях в соответствующих книгах вы найдете подобные данные о "сканировании мозга", "генетических маркерах" и "биохимических реакциях". Пациентов все больше диагностируют в терминах медицинских реакций, а не в терминах личностной структуры.

 

 

Таким образом, изменение в описании девиантного поведения заключается в переносе акцента с психологического на физиологический фактор. Однако, при этом остается неясным, повлияла ли эта переориентация позитивно на точность диагностики и эффективности терапии.

 

§ 2. Проблема девиации в отечественных источниках

 

Ведущие специалисты отечественной психологической науки

 

(Л. С. Выготский. Д. Б. Эльконин, Г.С Костюк, М.И. Лисина, В.Т. Кондра-шенко и Дф) исследовали проблему девиации в разных возрастных группах.

 

Ддд постановки в рассмотрении данной проблемы многие авторы приводят генетическую модель девиантного поведения, включающую четыре фактора:

 

розкДбнная или приобретенная мозговая дисфункция, приводящая к нарушению психофизиологических регуляторов социального поведения (снижение) волевого контроля и проецируемой на социум тревоги.),

 

2 Эмоциональная депривация, дефицит положительных подкреплений в нормальной сфере жизни ребенка. 3- Сенсорно-деятельностная депривация.

 

{есформированность социальных норм и базисной установки на "принятие мира таким, как он есть".

 

В настоящее время дифференцированная и адекватная коррекция первой составляющей не подкреплена реальными терапевтическими возможностями. Факторы 2-й и 3-й-социально-психологические - акцентируют внимание да икросоциальном окружении ребенка. В связи с этим, на первый взгляд "йредметно-игрушечная" тема кажется несколько искусственной и непродуктивной.

 

Мы полагаем, что необходимо отметить в защиту данного направления следующее:

 

1) большая часть социально-психологических рекомендаций и административных предписаний по оптимизации воспитательного микросоциума блокируется организационными ограничениями и личностной незрелостью воспитателей-2) относительная простота и доступность модификации "игрушечной" сферы сочетается в настоящее время с неосознанной хаотичностью ее использования-

 

3) при изучении влияния шрушек на социализацию детей могут быть выработано конкретные психотерапевтические рекомендации;

 

4) значимость игрушек в нормативной социализации ребенка явно недооценивается в пихолого-педагогической работе (исключение - детская психотерапия) (А. С. Спиваковская).

 

Известно, что игрушки оказывают большое влияние на развитие ребенка, выполняют несколько функций, имеющих различное значение на разных этапах онтогенеза. С учетом возрастной динамики могут быть выделены следующие функции игрушек:

- опосредованное чрезпредметное общение;

- формирование антропоморфной картины мира, - формирование сознания персонального и коллективного;

 

Отправным пунктом построения настоящего графика является следующий методологический аспект: нормальными считаются показатели, охватывающие 2/3 испытуемых.

 

Например, в 10 тестах медиана произвольно определена в 100 баллов. Как правило, 2/3 испытуемых выбирают в этих тестах от 84 до 116 баллов, в то время как 1/3 испытуемых набирает на 16

 

52 69 <4 100 116 132 14< балловвышеилинижемедианы. Таким образом, стандартная девиация для такого теста будет равна 16 баллам. Если результат испытуемого укладывается в одну стандартную девиацию (равную 16 баллам в данном тесте), то такой результат считается "в пределах нормального разброса".

 

Если вы набрали 132 балла, то это значит, что ваш результат выше медианы на два стандартных отклонения. Если вы набрали 148 баллов, то результат выше медианы на три стандартных отклонения, что позволит причислить вас к 0,2 % испытуемых, набравших лучшие результаты.

 

Типы девиантного поведения

 

Определение статистической нормы всего лишь одно из условий, которые требуются для того, чтобы объяснить причины девиантного поведения. К сожалению, какая-либо универсальная теория в этом вопросе отсутствует. Можно говорить лишь о некоторых общих тенденциях в исследовании данного явления.

 

Какие-нибудь 20 лет назад, открыв учебник аномальной психологии, вы обнаружили бы описание конкретных случаев и интерпретаций результатов таких психологических тестов как, например, тест Роршаха. В то время пациентов диагностировали, прежде всего, в терминах, характеризующих личность.

 

В современных условиях в соответствующих книгах вы найдете подобные данные о "сканировании мозга", "генетических маркерах" и "биохимических реакциях". Пациентов все больше диагностируют в терминах медицинских реакций, а не в терминах личностной структуры,

 

 

Таким образом, изменение в описании девиантного поведения заключается в переносе акцента с психологического на физиологический фактор. Однако, при этом остается неясным, повлияла ли эта переориентация позитивно на точность диагностики и эффективности терапии.

 

§ 2. Проблема девиации в отечественных источниках

 

Ведущие специалисты отечественной психологической науки

 

(Л. С. Выготский. Д. Б. Эльконин, Г.С. Костюк. М.И. Лисина, В.Т. Кондра-шенко и др.) исследовали проблему девиации в разных возрастных группах.

 

Для постановки в рассмотрении данной проблемы многие авторы приводят генетическую модель девиантного поведения, включающую четыре фактора:

 

1. Вропеденная или приобретенная мозговая дисфункция, приводящая к нарушению психофизиологических регуляторов социального поведения (снижению волевого контроля и проецируемой на социум тревоги.).

 

2. Эмоциональная депривация, дефицит положительных подкреплений в нормальной сфере жизни ребенка.

 

3. Сенсорно-деятельностнаядепривация.

 

4. Несформированность социальных норм и базисной установки на "принятие мира таким, как он есть".

 

В настоящее время дифференцированная и адекватная коррекция первой составляющей не подкреплена реальными терапевтическими возможностями. Факторы 2-й и 3-й-социально-психологические - акцентируют внимание на микросоциальном окружении ребенка. В связи с этим, на первый взгляд, "предметно-игрушечная" тема кажется несколько искусственной и непродуктивной.

 

Мы полагаем, что необходимо отметить в защиту данного направления следующее:

 

1) большая часть социально-психологических рекомендаций и административных предписаний по оптимизации воспитательного микросоциума блокируется организационными ограничениями и личностной незрелостью воспитателей;

 

2) относительная простота и доступность модификации "игрушечной" сферы сочетается в настоящее время с неосознанной хаотичностью ее использования;

 

3) при изучении влияния игрушек на социализацию детей могут быть выработаны конкретные психотерапевтические рекомендации;

 

4) значимость игрушек в нормативной социализации ребенка явно недооценивается в пихолого-педагогической работе (исключение - детская психотерапия) (А. С. Спиваковская).

 

Известно, что игрушки оказывают большое влияние на развитие ребенка, выполняют несколько функций, имеющих различное значение на разных этапах онтогенеза. С учетом возрастной динамики могут быть выделены следующие функции игрушек:

- опосредованное чрезпредметное общение;

- формирование антропоморфной картины мира, - формирование сознания персонального и коллективного;

 

- поло-ролевая идентификация, чакрепление социальных норм:

- потенцирование совместных игр со сверстниками. Поскольку достаточно легко прослеживаются параллели между выделенными выше четырьмя факторами генезиса девиантного поведения и дефицитом перечисленных формирующих функций игрушек предпримем попытку более подробно проанализировать эти функции, периодически останавливаясь на их связи с возможным девиантным развитием.

 

В рамках обыденного сознания считается, что субъективный образ мира формируется в зрелом возрасте, является неким "философским" продуктом высокоразвитого сознания. Однако, уже в работах Пиаже (1930, 1954) было отмечено, что субъективное "конструирование реальности" формируется в первые годы жизни.

 

От того, какая картина мира сложилась у ребенка, зависит не только его отношение к жизни, но и во многом и сама жизнь. "Мир прекрасен, я, человек - его властелин" - такой образ мира определяет уютное существование и уверенность в своей защищенности даже при встрече с реальными трудностями. Прослеживая развитие гармоничного мировоззрения, можно отметить, что кратковременно сменившись в период пубертатного кризиса формулой "Мир ужасен", оно должно перерастать в диалектическое "Мир ужасен и прекрасен" и далее - в зрелое диалектическое "Мир прекрасен и ужасен, и потому особенно прекрасен". Многими людьми их картина мира вообще не осознается, другими лишь частично вербализируется в рамках подходящих мировоззренческих концепций.

 

Естественно, что задержки или регресс развития могут отмечаться в любом возрасте: детском - с нереалистичной самоуверенностью; подростковом - с агрессивным негативизмом; взрослом - с пассивной созерцательностью. Однако, представляет интерес то положение, что при неблагоприятных условиях уже в раннем детстве может сформироваться полярная гармоничная картина мира: "Мир ужасен и непредсказуем, враждебен ко мне". Такая установка порождает дискомфорт, тревожно-агрессивную настроенность, тенденции к девиантном поведению и "бегству от реальности".

 

Побеги детей из дома и детских учреждений - наименее злокачественное поведенческое поведение установочного синдрома "бегства от реальности", который включает в себя и наркотизацию, и девиантное и асоциальное поведение, провоцирующие изоляцию.

 

Бесспорно, эмоциональная составляющая гармоничной картины мира формируется в контакте с матерью, в дальнейшем зависит во многом от характера общения с окружающими. Но не менее бесспорно и то. что большое количество детей (не только воспитанников домов ребенка) испытывают эмоциональн<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: