ДОУ основывается на нормативно-методической базе – комплексе нормативных правовых актов организационного и инструктивного характера, а также методических документов, определяющих порядок создания документов и организацию работы с ними, а также регламентирующих работу службы ДОУ, ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение. Нормативная база ДОУ включает: Конституцию РБ, Указы и распоряжения Президента РБ, Постановления и распоряжения Правительства РБ, Законодательные акты РБ, Нормативные акты Министерства юстиции и Департамента, Общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации, Унифицированные системы документации, Нормативные акты органов исполнительной власти РБ, регламентирующие вопросы ДОУ, Государственные стандарты и др. Конституция РБ является главным документов государства и имеет высшую юридическую силу. Статья 85 Конституции РБ посвящена документированию деятельности Президента РБ: Президент РБ издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента РБ обязательны для исполнения на всей территории РБ. Статья 108. Правительство РБ издает постановления и распоряжения. Гражданский кодекс РБ устанавливает виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения или прекращения, подтверждения правонарушений. Трудовой кодекс РБ устанавливает обязательность применения каждой организацией независимо от ее организационно-правовой формы ряда локальных правовых актов: коллективный договор, соглашение, правила внутреннего трудового распорядка, положение об использовании и защите персональных данных. В ТК РБ большая часть посвящена регулированию отношений между работником и работодателем организации, а в связи с этим и оформлению документации по персоналу при приеме на работу, перемещении работника в организации, расторжении трудового договора, командировании и т.д. Уголовный кодекс регулирует вопросы, связанные с хранением документов. В «Кодексе РБ об административных правонарушениях » к числу правонарушений относится несоблюдение правил хранения, комплектования, учета, использования архивных документов. В РБ общие принципы организации работы с информацией и документацией определены Законом РБ от 10 ноября 2008г. №455-З «Об информации, информатизации и защите информации».
|
Закон устанавливает: термины и определения, связанные с информацией, документом, информационными ресурсами и их использованием и т. д. Также важными элементами нормативно – методического обеспечения ДОУ является Закон РБ от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».Процесс создания и ведения делопроизводства регулируется стандартами: СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», Постановлением Минюста РБ от 19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь». Они устанавливает термины и определения понятий в области делопроизводства и архивного дела,термины, установленные стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по делопроизводству и архивному делу. СТБ устанавливает состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Гос. герба РБ, распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к УСОРД.
|
Важными средствами информационного обеспечения являются классификаторы технико-экономической и социальной информации, Общегосударственный классификатор предприятий и организаций (ОКПО). Коды по ОКУД и ОКПО проставляются в унифицированных формах документов, утверждаемых министерствами РБ, в соответствии с требованиями СТБ 6.38-2004. На предприятиях для правильной организации ДОУ разрабатывается собственная нормативно-методической база – документы организационного, инструктивного, методического характера, используемые в деятельности служб ДОУ, подразделений и работников, в их числе: положение о службе ДОУ, должностные инструкции работников и т.д.
3. Унификация и стандартизация в системе организационно – распорядительной документации.
Любой организации присуща организационная, распорядительная и исполнительская деятельность, которая реализуется через систему организационно-распорядительной документации. В СТБ 6.38-2004 дано следующее определение: организационно-распорядительный документ (ОРД) - это вид письменного документа, в котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц. ОРД в системе управления принадлежит особая роль ввиду того, что она имеется во всех учреждениях независимо от специфики их деятельности и ее можно рассматривать как наиболее общую категорию управленческих документов.
|
В соответствии с Общегосударственным классификатором управленческой документации (ОКУД) в состав УСОРД входит документация: 1) по созданию организации; 2) по реорганизации предприятия, организации; 3) по ликвидации предприятия, организации; 4) по приватизации гос. предприятий, организации; 5) по распорядительной деятельности предприятия; 6) по организационно-нормативному регулированию деятельности предприятия; 7) по оперативно-информационному регулированию деятельности предприятия; 8) по приему на работу; 9) по переводу на другую работу; 10) по увольнению; 11) по оформлению отпусков; 12) по оформлению поощрений; 13) по оформлению дисциплинарных взысканий.
Организационная деятельность предприятия фиксируется в организационно-правовых документах, содержащих правила, нормы, положения, устанавливающие статус предприятия, его компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности предприятия в целом, его подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты.
Руководство любой организации наделяется правом осуществлять распорядительную деятельность и, соответственно, издавать распорядительные документы, посредством которых решаются важнейшие вопросы управления. Их назначение - регулирование деятельности, позволяющее органу управления обеспечивать реализацию задач, поставленных перед ним, и получать максимальный эффект от своей деятельности и деятельности организаций, входящих в его систему.
Информационно-справочные документы предназначены для передачи информации от одного адресата другому или для фиксации каких-либо сведений и содержат, как правило, текущую или справочно-аналитическую информацию о состоянии дел.
Унификация - сокращение исходного количества форм документов и приведение их к единообразным правилам оформления. Стандартизация – процесс установления и применения стандартов, под которыми понимаются образец, эталон, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Основная цель унификации документов заключается в создании стабильных комплексов документов, содержащих необходимую и достаточную информацию для эффективного решения задач управления как в традиционных условиях, так и в условиях использования новых информационных технологий, при минимальных затратах средств на сбор, обработку, передачу и хранение данных.
Унификация документов предполагает: установление номенклатуры действующих в рамках системы унифицированных форм документов; разработку единой модели (схемы) построения документов системы с использованием, как правило, формуляра-образца; разработку структур документов; создание общих синтаксических правил построения документов.
Результаты проведенной унификации документов доводятся до уровня обязательной правовой формы – стандарта, требования которого имеют обязательный характер в пределах сферы его действия.
Стандарт - нормативно-технический документ, который устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом. Виды стандарта: международные; государственные стандарты РБ; стандарты отраслей; предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
Кроме стандартов к нормативным документам по стандартизации относятся правила, нормы и рекомендации по стандартизации, а также общегосударственные классификаторы (ОК) технико-экономической и социальной информации, обеспечивающие интегрированную автоматизированную обработку данных, содержащихся в унифицированных документах и системах документации.
4. Основные задачи, функции, права, ответственность службы документационного обеспечения управления(ДОУ).
Основной целью службы делопроизводства, независимо от ее названия, является организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по документационному обеспечению. Выполнение этой цели предусматривает решение следующих задач: 1) постоянное совершенствование форм и методов работы с документами; 2) обеспечение единого порядка документирования, организации работы с документами, информационно-поисковых систем, контроля исполнения и подготовки документов к передаче в ведомственный архив в соответствии с действующими государственными нормативно-методическими документами; 3) сокращение документооборота; 4) разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения в организации и в подведомственной системе, прогрессивных технологий делопроизводства.
Функции современной службы делопроизводства в Беларуси определяются из целей и задач ее деятельности и включают полный объем работы, которая выполняется службой.
В соответствии с возложенными задачами служба ДОУ осуществляет следующие функции:
1) разработка, внедрение и ведение табеля и альбома унифицированных форм документов организации, внесение в них изменений;
2) осуществление экспедиционной обработки, регистрации документов и учетно-справочной работы по документам;
3) организация своевременного рассмотрения поступающих документов и подготовка их к докладу руководству, осуществление контроля за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководству;
4) регулирование хода исполнения документов, контроля прохождения, оформления и исполнения документов в установленный срок; обобщение сведений о ходе и результатах исполнения документов, систематическое информирование руководства по этим вопросам;
5) организация машинописного изготовления, копирования и оперативного размножения документов; разработка и проектирование бланков документов;
6) разработка номенклатуры дел организации, обеспечение хранения дел и оперативного использования документной информации;
7) организация работы по предложениям, заявлениям и жалобам граждан;
8) организация контроля за работой с документами в структурных подразделениях;
9) разработка (совместно с соответствующими структурными подразделениями организации) мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с документами, а также по повышению исполнительской дисциплины;
10) осуществление контроля за правильностью оформления дел в структурных подразделениях;
11) осуществление контроля за правильностью формирования структурными подразделениями организации дел, подлежащих сдаче в архив;
12) организация работы архива в соответствии с правилами, инструкциями и методическими рекомендациями Департамента.
13) повышение квалификации работников службы ДОУ и архивов, проведение совещаний и консультирование по вопросам, относящимся к компетенции службы ДОУ;
14) организация рабочих мест, условий труда сотрудников службы ДОУ.
5. Типовые структуры службы документационного обеспечения управления(ДОУ).
Организации вправе самостоятельно принимать решения по этим вопросам. При этом следует учитывать следующие факторы: характер деятельности организации, ее структуру (количество подразделений, численность аппарата управления и общую численность работающих); объем документооборота организации; наличие подведомственной системы (подведомственных организаций, филиалов, отделений, представительств) и характер взаимоотношений между ними и центральным органом управления. Основные положения государственной системы документационного обеспечения управления частично регламентировали названия служб делопроизводства, которые типизированы в зависимости от принадлежности организаций и учреждений к определенным группам и уровням управления
Организационные структуры служб ДОУ: 1) Управление делами (Секретариат, Инспекция, Канцелярия, Отдел защиты информации). 2) Канцелярия (Отдел по приему и обработке документов, Отдел по учету и регистрации документов, Отдел по контролю за сроками исполнения документов, Отдел по работе с обращениями граждан, Копировально-множительное бюро, Архив). 3) Общий отдел (Протокольный отдел, Отдел работы с письмами, Приемная). 4) Секретарь.
Управления делами создаются в министерствах как структура, в которой выполняется работа с документами, контроль, координация делопроизводства в централизованном аппарате и в отрасли. Управление делами имеет следующий состав структурных подразделений: секретариат, в состав которого входят приемная министра, его секретариат, приемные и секретари заместителей министра, протокольное бюро; инспекция при министре, выполняющая функции контроля за исполнением правительственных документов, распорядительных документов органов власти, приказов министра; канцелярия, в состав которой включают экспедицию, бюро правительственной переписки, бюро учета и регистрации документов, машинописное бюро, копировально-множительное бюро, телетайпную, отдел писем, отдел рационализации работы с документами, центральный архив.
В государственных предприятиях, научно-исследовательских, высших учебных заведениях, проектно-конструкторских организациях создаются канцелярии. В составе канцелярии обычно организуются подразделения (отдел, сектор, группа) по приему и обработке поступающих документов. Общий отдел - служба по работе с документами в исполнительных органах власти и исполнительских структурах. Наличие структурных подразделений (протокольный отдел, отдел по работе с письмами, приемная) объясняется спецификой деятельности, управленческих процедур, порядком принятия решений и особенностями документирования в этих учреждениях. Всю работу с документами в небольших учреждениях и организациях, не имеющих внутренней организационной структуры, выполняет секретарь. Решение о создании службы, ее названии и внутренней структуре негосударственных организаций принимает руководство организации. В совместных предприятиях этот вопрос решает правление, в акционерных обществах - учредительная конференция.
6. Требования к оформлению документов унифицированной системы организационно-распорядительной деятельности(УСОРД).
Требования к составлению и оформлению управленческих документов закрепляются в государственных стандартах. (СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»).
СТБ устанавливает требования к оформлению реквизитов, закрепляет схемы их расположения и выделяет реквизиты, которые должны использоваться при изготовлении бланков документов.
Стандартом на систему организационно-распорядительной док-ции установлен набор из 32 реквизитов, которые все вместе не встречаются ни в одном виде документов. Реквизит – специальный информационный элемент документа.Среди общего перечня реквизитов выделяют постоянные и переменные реквизиты. Постоянные приводятся на бланках документов, переменные наносятся непосредственно в процессе составления конкретного документа. Конкретный набор реквизитов зависит от: вида документа; этапов его подготовки и работы с ним. Число реквизитов определяется целями создания документа, его назначением, требованиями к содержанию и форме данного документа, способом документирования.
Некоторые реквизиты взаимоисключающие, например «название вида документа» и «справочные данные об организации». Реквизит «справочные данные об организации» указывается только в письмах, при этом на бланке письма не пишут наименование вида документа. Реквизиты, включенные в государственный стандарт, можно разделить на три группы: 1)Реквизиты бланка и ограничительные отметки 2)Реквизиты, определяющие юридическую силу 3)Делопроизводственные отметки (реквизиты, отражающие обработку и движение документа в организации).
Для подготовки управленческой документации используют стандартные форматы бумаги. Эти форматы приняты и международной организацией по стандартизации (ISO). Стандартом закреплены два формата бумаги: А4 (210 х 297 мм), А5 (148 х 210 мм).
Для отдельных видов документов, содержащих графики и таблицы с большим количеством граф – отчетные, учетно-статистические, плановые (ведомости, планы), может использоваться бумага формата А3 (420 х 297 мм). На бумаге формата А6 допускается изготавливать особые виды должностных бланков, например для оформления резолюции руководителя, для документов типа квитанций, разовых пропусков, учетных форм.
Стандарт устанавливает минимальные размеры полей. Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля не менее: 30 мм - левое; 8 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее. При подготовке документа на нескольких листах все листы имеют одинаковые размеры полей. Организация имеет право сама решать, какие размеры полей целесообразно установить для различных видов документов, но не менее тех размеров, которые установлены стандартом.
При изготовлении документов на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют без указания слова «страница», его сокращенных вариантов «стр.» или «с.» и знаков тире.
7. Виды бланков. Особенности создания.
Бланк документа - набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа. Бланк включает только постоянную информацию об организации- авторе документа, характеризующую его как создателя официального письменного документа. Применение бланков ускоряет процесс создания док-та. Для изготовления бланков используют форматы А4 и А5 (для док-ов небольшого объема).
В зависимости от расположения реквизитов устанавливают два варианта бланков: угловой; продольный.
В зависимости от автора документа бланки документов подразделяются на: бланк организации; бланк структурного подразделения; бланк должностного лица.
В зависимости от вида документа бланки подразделяются на: общий бланк; бланк письма; бланк конкретного вида документа (кроме письма).
Расположение реквизитов на бланке бывает продольным и угловым(в левом верхнем углу).
Для внутренних документов в организации используют общий бланк, т.к состав его реквизитов является одинаковым для таких документов как приказ, акт и т.д. Общий бланк -заготовка для создания многих видов документа. Если общий бланк дополнить наименованием вида документа, он становится бланком конкретного вида документа( например, приказа, протокола). Бланки конкретного вида документа создают, тогда, когда в организации применяется большое кол-во документов этих видов. Существуют бланки на двух языках, которые обязательны для государственных органов и учреждений. Возможно создание бланка на двух языках, если организация ведет переписку с иностранными корреспондентами. Помимо бланка организации в крупных управленческих аппаратах создают бланки структурных подразделений. Отличие этих бланков состоит в размещении ниже наименования организации-автора документа наименования структурного подразделения. Бланки должностных лиц создаются для руководителей организации или крупного структурного подразделения, обладающих правом подписи. При этом наименование должности размещается ниже наименования организации (или структурного подразделения)-автора. Для оформления писем используются бланки для писем, включающие в себя название вышестоящей организации, полное и сокращенное название данной организации, ее почтовый и телеграфный адреса, коды (ОКПО, УНН/ОКПО, номер справочного телефона, номер факса и, по усмотрению организации, номер счета в банке. В бланке предусмотрены места (в виде ограничительных отметок) для проставления номера и даты составленного письма, номера и даты входящего письма, заголовка к тексту и адресата. На бланке для писем слово «письмо» не указывается, также нельзя писать коммерческое предложение.
8. Особенности оформления организационных документов.
Предназначение орг. докум. - организация системы и процессов управл., наиболее рацион. раздел. кооперация труда между подразд. и работников. Это: 1) комплекс учред. докум. (заверяются внеш. орг.): заявление о регистрации, учредит. договор, положение об орг. 2) комплекс взаимосвяз. докум., регламент. текущую деят. и орг. работы труд. коллектива. Эти докум. разрабат. в орг. и утвержд. его рук-вом: штат. распис., положение о стр. подразд., правила внут. труд. распорядка, должн. инструкции, др. Любой орг. докум. содержит положения, которые обязательны для исполнения. Они реализуют нормы админ. права и явл. прав. осн. деят. орг. Они действуют до их отмены или замены новыми. Особенностью явл. то, что в них можно вносить измен. и дополн. Это учред. докум. - учред. договор, устав или положение. Учред. договор заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Учред. договор - договор в котором стороны (учредители) обязуются создать юр. лицо. Они опред. порядок совм. деят. по его созд. условия передачи ему своего имущ. и участия в его деят. В договоре опред. условия и порядок распред. м\у участ. прибыли и убытков, управл. деят. юр. лица, выхода учредителей из его состава. Устав - прав. акт, опред. порядок образован., компетенцию, структуру, функции, задачи, права орг. Он регулирует деят. орг. независимо от формы соб-ти и сферы их деят. Положение об орг. – прав. акт, устанав. осн. правила деят. Орг., их стр. подразд., и нижестоящих (подведом) орг. Это свод правил, регулир. опред. направ. деят.
10. Особенности оформления распорядительных документов.
Назначение распоряд. докум. – регулир. деят., позвол. органу управл. обеспеч. реализ. поставл.задач, получать макс. эффект от деят. орг. В них фиксируют решения, направл.: 1.на совершенств. орг. структ., 2.на совершенств. характера, содерж., средств и способов осущ. осн. деят., 3.на обеспеч. труд., матер.средствами. С точки зрения сферы своего действия делятся на: 1.прав. акты, действ. на госуд. уровне; 2.прав. акты на уровне местных органов власти 3. прав. акты, дейст. в рамках отд. орг.4. прав. акты, дейст. в пределах отрасли; С точки зрения порядка ПРна: 1.издаваемые в усл. коллег-ти; 2.издаваемые в усл. единолич. ПР. Это: Приказ – прав. акт, издав. рук-лем орг., действ. на основе единолич. ПР, в целях разреш. осн. и оператив. задач. Решение – прав. акт, приним. коллегиал. и совещат. органами в целях разреш. наиболее важн. вопросов. Указание — прав. акт, издав. единолично рук-лем или его зам. по вопросам инф.-метод. характера, связ. с орг. испол-я приказов, инструкций, поручений. Оформл-ся по СТБ 6.38-2004 «Унифицир. системы документации. Система орг.-распоряд. документации. Требования к оформл. докум.», а подготовка осущ. в соотв. с Инструкцией по делопроизв. (2009 год). Оформл. заключается в проставлен. в строго опред. местах бланка или стандартного листа необход. набора реквизитов.
9. Особенности оформления информационно-справочных документов.
Назначение инф.-справ. докум. - передача от одного адресата другому, фиксация каких-либо сведений. Это: Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов, порядок ПР на собраниях, заседаниях. Он отражает деят. по совмест. ПР коллег. органом или группой работников. От прот-лов заседаний, создав. в управл. деят., следует отлич. протоколы следств. органов (санитарн. инспектора, дорожно-транспорт. происш.). Акт — это докум., составл. группой лиц (не менее 2 чел.) для подтверждения установл. фактов, событий, действий. Они составл. при ревизиях и обследованиях, инвентаризации и имеют много разновидн.: приема-передачи, списания материалов, ликвидации орг., проведения испытаний. Письмо – обобщен. название разл. по содерж. докум., пересыл. по почте, курьером, электр. почтой. Виды: инструкцион., директивные, гарантийные, инф., письма-извещения, письма-напоминания, оферта, письма-просьбы, рекламные, письма-запросы, письма-приглашения.Справка – это докум., содерж. описание фактов, событий основной деят. или подтвержд. сведений биограф. и служеб. характера. Бывают служеб. (внут. и внеш.) и личн. характера. Справки служеб. характера (внеш.) предост. в др. орг. по запросу. Внут. справки составл. для представл. рук-лю или в коллег. орган и оформл. на чистом листе бумаги. Внеш. подпис. ру-ль или его зам., гл. бухгалт. Внут. подпис. составителем или рук-лем стр. подразд. Справки личн. характера служат для удостовер. юр. фактов. Доклад. записка – докум., адресован. рук-лю, содерж. излож. вопроса с выводами и предлож. составителя. Это осн. вид докум., который исп. для док-ния внут. связей. Ее цель- инф. рук-во о ситуации, имевших место фактах и побудить к ПР. Внеш. доклад. записка оформл. на общем бланке и подпис. рук-лем. Внут. доклад. записка может быть написана от руки, но должна содерж. сведения об авторе. Она начин. с названия стр. подр., указ. вида докум. и даты его составл. Объяснит. записка – докум., составл. для поясн. отд. полож. выполн. работы. По структ. текста они отлич. от доклад. - не содерж. выводов и предлож.
11. Понятие документооборота, его количественные и качественные параметры.
Организация работы с документами включает организацию документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельности предприятия, учреждения, организации. Эффективная технология делопроизводства позволяет рационально построить документооборот. Документооборот – непрерывное движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления, обеспечивающее информационную поддержку всех звеньев управления (включает в себя все операции по приему, передаче, составлению, согласованию, оформлению, удостоверению и отправке документов).
К качественным характеристикам документооборота относятся:1.характеристики документопотоков (состав документов, их содержание);2.маршруты движения документов (направление движения, этапы и инстанции маршрута движения документов);3.периодичность (стадии документооборота);4.направленность движения.
Главное правило организации документооборота – оперативное прохождение документа по наиболее короткому и прямому маршруту с наименьшими затратами времени. Для этого необходимо:1.максимальное сокращение инстанций прохождения документов за счет исключения технологических операций по обработке документов (каждое перемещение документа должно быть оправданным);2.исключение или максимальное ограничение возвратных движений документов.3.максимальное единообразие в порядке прохождения и процессах обработки основных категорий документов.
К количественным характеристикам относятся параметры объема документооборота. Помимо собственно объема документооборота, могут подсчитываться удельный вес групп документов в общем документопотоке, плотность документопотока, т.е. количество документов, проходящих через подразделение за единицу времени. Объем документооборота – один из основных количественных параметров, имеющий определяющее значение при расчете штатной численности и потребности в технических средствах обеспечения документационных процессов, а также при формировании структуры службы ДОУ. Кроме того, показатели объема документооборота в определенной мере характеризуют масштаб деятельности организации, объем и характер ее взаимосвязей с другими организациями. Служба делопроизводства периодически (ежеквартально, ежегодно) составляет сводки данных об объеме документооборота, где кроме количественных данных приводится анализ объема документооборота. Такие сведения позволяют установить определенные закономерности роста и состояния документооборота, его изменений. Учет документооборота позволяет:1.определить загрузку организации в целом, ее структурных подразделений и отдельных исполнителей;2.определить соответствие маршрутов движения тех или иных документов задачам и функциям структурных подразделений или должностных лиц;3.разработать мероприятия по совершенствованию процессов обработки документов в целом или их отдельных операций;4.установить оптимальное количество информации, достаточной для функционирования аппарата управления;5.рассчитать численность службы делопроизводства.
12. Порядок работы с поступающими, исходящими и внутренними документами.
Входящие док-ты - это документы, которые поступили на предприятие от внешних партнеров.
Задача службы ДОУ при работе с поступающими документами:
организовать учет поступления документов из всех источников, организовать их первичную обработку, координировать движение документов.
Первичная обработка поступивших документов сводится к следующему:
1. Прием. Проверка правильности доставки.
2. Проверка целостности упаковки, сохранности печатей. Вскрытие.
3. Контроль почты: проверка правильности адресования; проверка согласования даты письма с датой почтового штемпеля; проверка комплектности и сохранности вложений.
4. Присвоение документу входящего номера, проставление штампа о получении документа.
5. Сортировка документов на регистрируемые и нерегистрируемые.
6. Сортировка документов по адресам.
Организация первичной обработки документов позволяет выделить первичные потоки поступивших документов: в адрес руководства организации, руководства структурных подразделений, исполнителей.
Движение документов задается резолюцией руководителя.
Работа с входящими документами: 1)Прием документов, проверка правильности адресования, приложений 2) Сортировка, распределение (Передача нерегистрируемых документов в структурные подразделения) 3) Постановка входящего номера 4) Регистрация (Передача зарегистрированных документов заместителям директора, в структурные подразделения, исполнителям) 5) Передача руководителю 6) Рассмотрение руководителем 7) Внесение сведений из резолюции в регистрационную форму 8) Передача исполнителю 9) Контроль исполнения 10) Исполнение 11)Подшивка в дело.
Внутренние док-ты- данные документы используются для организации работы предприятия.
Работа с внутренними документами предприятия включает следующие основные этапы:
1) получение распоряжения на подготовку (разработку и оформление) документа;
2) изучение материалов, относящихся к вопросу, освещаемому в документе;
3) составление проекта (чернового и уточненного) документа (набор текста и печать);
4) согласование проекта документа (при необходимости - корректировка по результатам согласования);
5) представление документа на подпись (утверждение);
6) передача на регистрацию (при необходимости - также на тиражирование);
7) передача документа должностным лицам (структурным подразделениям) предприятия для руководства в повседневной работе; 8) помещение в дело.
Исходящие док-ты: большинство исходящих документов являются ответом организации на соответствующие входящие документы. Работа с исходящими документами: 1) Составление проекта исходящего документа 2) Проверка правильности оформления (Неоформленные или неправильно оформленные документы возвращаются исполнителям на доработку в структурные подразделения) 3) Согласование документа 4) Подписание 5) Регистрация 6) Отправка документов 7) Подшивка второго экземпляра документа.
Документы, переданные на отправку, обрабатываются и отправляются в тот же день или не позднее первой половины следующего рабочего дня.
13. Требования по регистрации документов.
Регистрация - запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения. Регистрация, прежде всего, придает юридическую силу документу, так как фиксирует факт его создания или получения. Пока документ не зарегистрирован, не получил своего номера, он не оформлен, он как бы еще не существует. Например, приказ, постановление и т.п. Если полученный документ не зарегистрирован, организация за него не отвечает, так как факт получения не подтвержден.
Цели регистрации:
1) Обеспечение сохранности документов
2) Учет документов
3) Контроль за исполнением документов
4) Информационно-справочная работа по документам
Обязательной регистрации подлежат все документы, требующие специального учета, исполнения и использования в справочных целях независимо от способа получения.
Документы, полученные только для сведения и не требующие ответа и исполнения, не регистрируются.
Поступающие документы регистрируются в день поступления, отправляемые и внутренние – в день подписания или утверждения. Входящие, исходящие и внутренние документы регистрируются отдельно. При передаче зарегистрированного документа из одного структурного подразделения в другое он повторно не регистрируется.
Документам в пределах календарного года присваиваются регистрационные номера – цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое каждому исходящему (отправляемому), внутреннему и входящему (поступившему) документу при его регистрации.
14. Виды и формы регистрации групп документов.
Регистрация - запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения.
Централизованная система предполагает проведение всех регистрационных операций в одном месте (экспедиции, службе ДОУ) или одним работником. Такая система позволяет создать единый справочный центр по документам предприятия и устанавливает единый порядок регистрации.
Децентрализованная система предполагает проведение регистрационных операций в структурных подразделениях (местах составления или исполнения). Характерна для крупных учреждений, а также для организаций с территориально разобщенными структурными подразделениями.