Машиностроение России.
Машиностроение – ведущая отрасль промышленности как по величине (27% занятых, 20 % валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей экономики, производительность труда в них от того, какими машинами, оборудованием, приборами пользуются рабочие. Машиностроение также определяет качество жизни людей: в жизнь человека давно вошли холодильники, телевизоры, телефоны, компьютеры, автомобили).
Поэтому развитие машиностроения – необходимое условие прогресса всего общества.
Машиностроение – самая сложная по составу отрасль промышленности: она насчитывает более полусотни подотраслей. Среди них наибольшее значение имеют: автомобилестроение, станкостроение, тяжелое машиностроение, авиастроение, электротехническое и электронное машиностроение (электроника), приборостроение, тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение и прочие.
Предприятия, производящие такую разнообразную продукцию, конечно же, имеют разные закономерности в своем размещении. Поэтому машиностроение часто называют отраслью свободного размещения, где главный фактор – положение данного завода по отношению к другим машиностроительным заводам. Ведь невозможно, например, на авиационном заводе произвести все мелкие и крупные узлы и детали самолета. Поэтому для многих машиностроительных заводов важна, с одной стороны, специализация (сосредоточение на определенном предприятии выпуска определенной продукции, отдельных узлов и деталей), а, с другой стороны, тесная кооперация (производственные связи между специализированными предприятиями, совместно изготавливающими определенную продукцию).Бесперебойность производственных связей между предприятиями обеспечивается и за счет выгодного транспортного расположения заводов.
Важный фактор в размещении машиностроения – наличие квалифицированных инженерных кадров (например, для приборостроения). Для размещения наукоемкого машиностроения, кроме квалифицированных кадров, важна близость научных центров с проектными и научно-исследовательскими институтами. Это позволяет создавать самую современную продукцию, используя последние достижения науки высоких технологий.
Для сельскохозяйственного машиностроения важна близость заводов, производящих сельхозтехнику, к районам непосредственного потребления этой техники.
Тяжелое металлоемкое машиностроение исторически тяготело к металлургическим базам и одновременно к районам потребления продукции.
География машиностроения.
Тяжелое машиностроение (производство оборудования горнодобывающей промышленности и металлургии) с самого начала сосредотачивалось на Урале (крупнейший завод «Уралмаш» в Екатеринбурге) и в Южной Сибири (Новокузнецк, Прокопьевск, Анжеро-Судженск).
Роль энергетического машиностроения особенно велика в Санкт-Петербурге (Ижорские заводы) и Подольске (ЗиО). Большая часть электроэнергии в России производится с помощью турбин и генераторов, изготовленных на данных заводах.
Судостроение со времен Петра 1 концентрируется в Санкт-Петербурге (хотя первая судоверфь была построена Петром в Воронеже), где концентрируется несколько судостроительных заводов. Атомные подводные лодки выпускают в Северодвинске Архангельской области (ранее город был засекречен). Центром речного судостроения является Нижний Новгород, расположенный на слиянии Волги и Оки.
Тракторостроение начало развиваться в нашей стране в районах производства зерна (степная зона), но и недалеко от металлургических баз: Челябинск, Волгоград, Липецк, Владимир. В Петрозаводске производят трелевочные тракторы (для лесозаготовок). Один из старейших тракторных заводов расположен в Санкт-Петербурге (Кировский завод), выпускающий универсальные тракторы.
Сельскохозяйственное машиностроение – это пример яркого тяготения к местам потребления продукции: зерноуборочные комбайны производят в Ростове-на-Дону (Северный Кавказ – главная житница страны), льноуборочные комбайны – в Бежецке Тверской области.
В автомобилестроении России за последние 10-15 лет произошли самые кардинальные изменения. В советские годы существовало лишь несколько центров производства легковых автомобилей: Тольятти (ВАЗ), Москва, Нижний Новгород (ГАЗ), Ульяновск (УАЗ), Ижевск; и несколько центров производства грузовых автомобилей: Набережные Челны в Татарстане (КамАЗ), Нижний Новгород (ГАЗ), Москва (ЗИЛ), Миасс в Челябинской области (Урал).
Авиастроение тяготеет в основном к крупным городам, как центрам концентрации квалифицированных кадров, научного потенциала. Это Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Казань, Самара, Ульяновск, Омск, Новосибирск, Иркутск. На Дальнем Востоке в Комсомольске-на-Амуре находится крупнейшее предприятие компании «Сухой». Часто на авиационном заводе производят как гражданские, так и военные самолеты и вертолеты.
Главная проблема российского машиностроения – его низкая конкурентоспособность, особенно, в высокотехнологичных отраслях: радиоэлектроника, авиа и автомобилестроение, энергетического машиностроения и др.