Задачей модельеров в настоящее время является разработка образцов моделей для тиражирования в промышленности. Промышленному производству невыгодно изготовление единичных моделей, т.к. это требует частой переналадки потоков и разработки технической документации. Экономически более оправданным является создание серии моделей на одной базовой основе.
Ассортимент выпускаемых промышленностью изделий должен регулярно обновляться. Поэтому дизайнер одежды сталкивается с проблемой проектирования коллекции.
Коллекция в проектировании одежды - серия моделей определенного назначения, объединенных единством авторской концепции, образа, применяемых в коллекции материалов, цветового решения, формы, базовых конструкций, стилевого решения.
Главный признак коллекции - ее цельность. Кроме того, признаком грамотно разработанной коллекции является динамика, т.е. развитие идеи, центральной в данной коллекции. Интересное конструктивное или декоративное решение, являющееся «изюминкой» данной коллекции, должно в каждой новой модели «поворачиваться новой гранью», развиваться, в коллекции должны быть представлены все возможные нюансы развития идеи.
Коллекция может состоять из различных элементов - ансамблей, комплектов, единичных изделий, дополнений, аксессуаров.
Разрабатываемая коллекция может принадлежать к одному из типов:
-перспективная коллекция,
-промышленная базовая,
-авторская,
-коллекция специального назначения.
Кроме того, в зависимости от назначения, коллекция может принадлежать к одной из групп:
а) «индивидуальный гардероб» (для индивидуального клиента);
б)«массовая» (для массового производства);
в) «групповая» (для определенной группы людей или спец. назначения, форменная, фирменная),
Приступая к проектированию коллекции, студент должен четко представлять, для кого предназначается данная коллекция и какие потребности она должна удовлетворять.
Основные задачи при проектировании коллекции:
-разработка нового образного решения с учетом модной ориентации потенциальных потребителей:
-разработка тонального цветового и пластического решения ассортимента;
-использование в коллекции новых материалов, фурнитуры, отделки;
-проектирование головных уборов, обуви, аксессуаров;
-создание новых конструктивных основ, представляющих новые тенденции моды.
При проектировании коллекции необходимо учитывать следующие правила, обеспечивающие единство коллекции:
1.Единство стилевого решения моделей коллекции.
2.Создание сценария коллекции (композиция построения коллекции). Необходимое условие целостности коллекции - наличие композиционного центра (модель или блок моделей, отличающиеся наибольшей эффективностью и заключающие в себе основную идею). Центров в коллекции может быть 2-3.
3.Построение тонального развития ряда.
4.Построение цветового решения ряда (желательно совпадение тонального и цветового центров).
5.Родственный характер технологических принципов.
Содержание основных этапов проектирования
В соответствии с учебным планом курсовой проект выполняется в 8 семестре согласно графику (таблица 4.1)
Таблица 4.1.
№ п/п | Содержание основных этапов | Сроки в неделях |
Выдача и определение тем курсового проекта | 1 -я неделя | |
План работы и введение в черновике | 2-я неделя | |
Сбор подготовительного иллюстративного материала, копии, зарисовки | 3-я неделя | |
Разработка фор-эскизов моделей коллекции | 4-5-я недели | |
Пояснительная записка в черновике | 6-я неделя | |
Просмотр и отбор эскизов для чистовых работ | 7-я неделя | |
Выполнение чистовых работ в карандаше | 8-9-я недели | |
Оформление пояснительной записки и завершение чистовых работ в цвете | 10-11-я недели | |
Просмотр работ | 12-я неделя | |
Защита курсового проекта | 13-я неделя |
Методика ведения работы - самостоятельная; предусматриваются консультации с руководителем проекта.
Оформление материалов пояснительной записки (текстовой части, графического материала, схем, таблиц) должно соответствовать требованиям ГОСТа 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам» (см. приложение А). Пояснения, выкладки в записке должны быть ясными, четкими, хорошо аргументированными, с использованием профессиональной терминологии. При выполнении чистовой части курсового проекта используется специальная периодическая литература, журналы мод и т.д. Эскизная часть содержит фор-эскизы (20-25 эскизов, размер плашки примерно 8x12 см), выполненные на плотной рисовальной бумаге. Оформляются на лист картона формата A3 или в записку на лист А4 (как приложение в конце записки или в соответствующем разделе записки).
Чистовые работы выполняются на плотной рисовальной бумаге формата A3, всего 6-7 листов. Чистовые эскизы оформляются на лист картона каждый, нумеруются в нижнем правом углу или по центру внизу. Используется клей «карандаш» или резиновый.
Оформление фор-эскизов и чистовых эскизов должно быть аккуратным, т.к. может влиять на восприятие эскизов коллекции и подчеркнуть их качества.
При защите курсового проекта основное внимание уделяется качеству выполнения графической части (коллекции эскизов), соответствию композиционного решения теме задания, направлению моды, новизне моделей. Также немаловажную роль играет умение студента логически и грамотно строить речь, отвечать на вопросы, ориентироваться в вопросах моды и промышленного проектирования.