Цель и задачи курсового проекта
Основной задачей курсового проекта является изучение характера и специфики художественного проектирования одежды, а также основных правил и принципов моделирования, углубленное изучение классификации современной одежды с учетом требований потребительского и промышленного характера; закрепление и дальнейшее развитие навыков в эскизировании, овладение графическими приемами подачи эскизов моделей одежды, развитие умения ориентироваться в современных направлениях моды и дизайна одежды, а также развитие художественного вкуса студентов конструкторских специальностей.
Целью данною проекта является создание серии эскизов моделей современной одежды конкретного назначения для определенной половозрастной группы, с учетом сезона, климатической зоны, свойств применяемых материалов, направления моды, психофизиологических и социальных факторов.
Тематика курсового проекта определяется в соответствии с лекционным курсом по «Композиции костюма». В проект могут быть включены элементы научно-исследовательской работы, В основу разработки коллекции эскизов может быть положен определенный источник творчества (народный или исторический костюм, элементы природных растительных или животных мотивов, архитектура и т.д.) либо девиз.
2. Объем и содержание курсового проекта
Курсовой проект состоит из пояснительной записки (15-20 страниц рукописного текста) и графической части (5-6 листов эскизов моделей одежды формата A3).
Пояснительная записка содержит примерно следующие разделы: (например. тема «Коллекция молодежной одежды под девизом «Небо. Птицы. Летчики»)
Введение
|
1.Функции и требования к одежде для повседневной носки.
1.1. Эстетическая и утилитарная функции повседневной одежды.
1.2. Требования потребительского характера
1.3. Требования промышленного характера.
1.4. Требования к тканям для повседневной одежды
2.Специфика художественного проектирования молодежной одежды
2.1.Образное решение молодежной повседневной одежды
2.2. Ассортимент молодежной повседневной одежды
2.3. Стилевое и силуэтное решение молодежной одежды
3.Художественное проектирование коллекции эскизов молодежной одежды.
3.1. Направление моды на сезон 200 года
3.2. Выбор творческого источника
3.3. Поиск и создание художественного образа
3.4. Девиз.
4. Анализ композиционно-конструктивного решения коллекции эскизов моделей.
Выводы
Литература
В рамках тематики могут также выполняться работы с элементами научно- исследовательского характера (например, анализ эволюционного развития силуэтных форм нарядного женского платья). В таком случае в содержание вводится соответствующий раздел.
Содержание пояснительной записки может быть несколько изменено в зависимости от выбора темы проекта. В содержание может включаться соответствующий раздел, например» «Дополнения и украшения в народной одежде»; «Цвет в детской одежде»; «Виды и способы декоративной отделки» и т.д.
В пояснительную записку оформляется необходимый иллюстративный материал - копии, зарисовки, схемы, ксерокопии, фотографии, форэскизы (как в тексте, так и в приложении к записке - приложение. Б - при необходимости).
Графическая часть (Приложение А) состоит из чистовых работ коллекции эскизов моделей одежды, выполненной на основе предварительно разработанных форэскизов.
|
З.Тематика курсового проекта
Основная работа над курсовым проектом связана с проектированием системы «коллекция»
Разработка коллекции моделей одежды является одной из самых сложных задач проектирования и будет рассмотрена подробно ниже.
Разработка и определение темы курсового проекта происходит на основе одного или нескольких факторов:
-существущей классификации одежды:
-выбранного студентом источника;
-поиска образа.
Определяющими факторами в выборе темы также могут стать определенное стилевое решение (или их сочетание) либо девиз (по желанию студента).
Тема курсового проекта выбирается и разрабатывается каждым студентом самостоятельно, согласно тематике, составленной ведущим преподавателем.
Классификация одежды
Работа над коллекцией заключается в художественном проектировании одежды с учетом ее классификации.
В основу классификации современной одежды положены следующие признаки:
-половозрастной (взрослая - мужская, женская; детская);
-по использованию в системе «костюм» (способу ношения) (белье, платье, верхняя одежда);
-по использованию в разных сферах деятельности человека (бытовая - повседневная, нарядная, домашняя, для отдыха; спортивная; производственная; форменная; зрелищная);
-по сезону (зимняя, летняя, демисезонная, внесезонная);
-по виду материала (ткани - шелк, шерсть, лен и т.д.; нетканые материалы; трикотажные полотна; кожа; мех и т.д.)
|
В соответствии с данной классификацией, темой курсового проекта может быть, например:
-домашняя одежда различного назначения (для сна, для работы, для отдыха или др.);
-комплект в повседневной деловой одежде;
-нарядная одежда (дневная или вечерняя) для разных ситуаций (свадебная, посещение театра, дискотека, карнавальная или др.);
-одежда для отдыха (пляжная, курортная, дорожная, спортивная или др.);
-одежда из конкретных тканей и материалов: хлопок, лен, твид, мех, кожа, трикотаж или др.);
-одежда из тканей с разнообразным рисунком (клетка, полоска, горох, цветочные рисунки, тематические или оптические рисунки или др.);
-одежда из тканей, выдержанных в определенной колористической гамме (черно-белое решение, красное, белое, черное, цветное или др.);
-верхняя одежда демисезонная и зимняя (куртки, плащи, пальто, шубы);
-проектирование системы «ансамбль» (нарядная одежда, эстрадный костюм, -сценический театральный костюм, свадебное платье и костюм или др.);
-проектирование ассортиментной группы (коллекция, юбок, брюк, пальто, платьев или др.);
-проектирование белья (повседневной носки, нарядное белье, купальники);
-проектирование промышленной коллекции одежды на одной конструктивной основе и т.д.
Одежда может проектироваться как женская, так и мужская, с учетом возрастной группы:
-молодежная (18-30 лет) - «авангард»;
-среднего возраста (30-45 лет) - «умеренные»;
-старшего возраста (45-60 лет) - «консерваторы»;
-пожилого возраста (свыше 60 лет).
Возможна разработка коллекции моделей одежды для детей.
Детская одежда в зависимости от возраста и особенностей телосложения условно классифицируется на 5 возрастных групп:
-ясельная (до 3-х лет);
-дошкольная (3-7лет);
-младшая школьная (7-11 лет);
-старшая школьная (11-14 лет);
-подростковая (14-16 лет).
В данной теме может быть предложено несколько вариантов подтем для работы в курсовом проекте:
-домашняя одежда для дошкольников;
-нарядная одежда для дошкольников (детский утренник, маскарад, домашний праздник и др);
-повседневная одежда для детей различных возрастных групп (одежда для посещения школы, спортивная дм уроков физкультуры или отдыха, для игры на улице или др.);
-аппликация и виды отделки в детской одежде;
-одежда для самых маленьких (новорожденные, ясельная группа);
-нарядная или повседневная одежда для подростков (школа, спортзал, дискотека или др.);
-выпускное платье;
-верхняя одежда для различных групп.
Ниже предлагается примерный перечень тем для проектирования:
«Молодежная одежда в спортивном стиле»;
«Проектирование серии эскизов женской одежды на основе творческого источника»;
«Проектирование повседневной женской одежды»;
«Коллекция нарядной одежды под девизом «Черное и белое»;
«Проектирование вечернего платья»;
«Проектирование сценического костюма»;
«Мех в женской одежде»;
«Коллекция женского белья»;
«Проектирование коллекции свадебных платьев»;
«Восточный стиль в женской одежде»;
«Верхняя мужская одежда» и т.д.
Выбор творческого источника
Работа над данным курсовым проектом содержит разработку коллекции моделей одежды и, несомненно, предполагает творческий подход к решению данной задачи.
Творческий процесс - явление сложное, порой необъяснимое, предполагает образно-ассоциативный подход к проектированию костюма.
Необходимым условием успешного решения поставленной перед студентами задачи - поиска новых форм, идей, решений в костюме - является наличие творческого источника. Процесс преобразования предметных, абстрактных, психологических ассоциаций на основе выбранного источника в графические поиски решений моделей одежды развивает ассоциативное мышление студентов и способствует достижению наиболее интересных результатов. На это направлен весь ход работы над курсовым проектом. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно, способность к нему является основой творчества.
Поэтому, чем интереснее и привлекательнее для самого студента выбранный источник, тем интереснее будет для него работа над данным курсовым проектом, тем успешнее будет проходить творческий процесс.
В качестве источника может быть выбрано почти все, что каким-то образом можно трансформировать, преобразовать в одежду: мотив, фрагмент чего- то или источник целиком. Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные психологические, ирреальные.
Творческими источниками в моделировании одежды традиционно являются исторический и национальный костюм, ретромода, предметы декоративно- прикладного искусства, растительный и животный мир. Также источниками могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, продукты цивилизации, урбанизм городов, новые материалы и технологии, а также звуки (музыка), кино, театр, литература, поэзия, произведения живописи, архитектуры, события в мире, мода, стили и т.д.
На данном этапе важно не только творчески подойти к выбору источника, но и уметь грамотно использовать его в своей работе.
Прежде всего, необходимо изучить источник: определить комплекс его свойств, изучить форму, цвет, ритм и т.д., его основные характеристики. Это предполагает выполнение копий, зарисовок, набросков; они несут в себе ассоциативное восприятие художника и затем используются в работе над эскизами моделей. Все наработанные материалы (фотографии, рисунки или ксерокопии) подшиваются в пояснительную записку.
Выразительность и образность новых моделей достигается путем осмысления первоисточника средствами ассоциативного представления.
Творческий подход к трансформации первоисточника - не копирование его, а ассоциативное переосмысление - дает бесконечное богатство идей. Современность и профессионализм в разработке новых моделей базируются на таком творческом методе, главной целью которого является лишь передача легкого, незатейливого воспоминания об источнике в рамках новой формы.
В целом, творческий метод работы над новыми моделями одежды, предполагающий наличие источника, является наиболее перспективным и весьма распространенным, поэтому рекомендуется студентам для их работы над курсовым проектом, как наиболее приемлемый.
Данный раздел пояснительной записки должен включать в себя необходимое для работы количество материала (минимум 1-2 листа репродукций или копий). Например, если источником проектирования являются насекомые (бабочки, жуки и др.) или цветы (ромашки, розы и др.) в записке может быть представлено как изображение конкретного объекта, так и целая серия иллюстраций, в полной мере отражающая характер источника, его форму, содержание и т.д.
В отдельных случаях визуальный ряд может быть заменен анализом, носящим описательный характер (текст), или зарисовками, представляющими визуальный ассоциативный ряд (например, если источником является музыка кино, литература, или другой неизобразительный образ).