Основной объем курсового проекта составляет графическая часть. Иллюстративный материал в записку оформляется в виде копий, зарисовок, фор-эскизов на листе А4. Схемы, таблицы оформляются с соответствующей нумерацией, располагаются непосредственно по тексту. Остальной материал может быть размещен в конце записки в виде приложения (Б).
Копии, зарисовки, фор-эскизы могут быть выполнены черно-белыми или в цвете (по согласованию с руководителем), любыми изобразительными и техническими средствами: акварель, гуашь, тушь, пастель, аппликация и т.д.
Процесс художественного проектирования коллекции эскизов моделей одежды проходит в несколько этапов.
После того как собран предварительный материал, сделаны необходимые зарисовки и копии, студент приступает к разработке форэскизов - рабочих эскизов новых идей-моделей. В форэскизах выражаются первоначальные идеи, замыслы, решаются проблемы структуры художественного образа, концентрируется внимание на выразительности силуэта, остроте характера, необычности движения, усиления цветового и фактурного звучания
Т.о. в форэскизах воплощается творческий замысел, идет поиск наиболее выразительных и рациональных форм моделей, целесообразных членений, соотношений масс, площадей, размеров деталей, их ритмики и цветового решения. Также в форэскизах могут отрабатываться расположение моделей в листе и между собой, колорит, техника исполнения, фон. По нескольким наиболее выразительным форэскизам, интересно решенным пластически, композиционно, графически, выполняются завершенные (чистовые) композиции. Техника исполнения форэскизов - графическая: линейная, пятновая или линейно-пятновая. Количество – 20-25.
При художественном проектировании коллекции эскизов необходимо учитывать функциональность моделей с точки зрения потребителя и условий эксплуатации, оптимальное конструктивно-технологическое решение, а также эстетические качества, гармоничность проектируемой формы. Т.о. нужно умело сочетать функциональные, технические и художественные стороны, точно сбалансировать потребительские и промышленные требования.
Композиционное решение моделей должно быть тщательно продуманным. Модели должны соответствовать перспективному направлению моды, отличаться разнообразием, оригинальностью, новизной. Композиция эскизов, как правило, многофигурная. Количество моделей в коллекции не менее 20. Из наиболее интересных, выразительных эскизов составляется основная коллекция, которая состоит из 12-14 моделей, отличающихся единством творческого подхода, стилевого и колористического решения.
Чистовые эскизы должны быть выразительными, понятными, доступными для восприятия, несущими соответствующее замыслу содержание.
Художественный эскиз - это эмоциональное решение первоначального замысла. В отличие от первоначальных эскизов чистовые композиции прорисовываются более тщательно.
Прежде всего, это касается фигур в целом, внутреннего строения моделей, а также деталей, фурнитуры. Трактовка композиции может быть различной - линейно-пятновой с фоном, отражающим условную среду, или без него, с введением текста и т.д. Техника исполнения может быть графическая или живописная. При решении чистовых эскизов следует тщательно продумывать масштабность и композицию листа (размер и место расположения моделей в листе), количество моделей, характер их размещения. Модели решаются в едином цветовом ключе, отличаются стилевым единством.
Основная коллекция эскизов одежды выполняется на плотных листах рисовальной бумаги (минимум 6 листов), в цвете, любыми изобразительными средствами.
Назначение эскизов одежды - показ одежды с определенной функцией. Поэтому эскиз должен предельно точно передавать замысел модельера. Эскиз костюма должен быть художественным по форме и профессионально грамотным по содержанию. Позировка модели в эскизе, движения человека должны раскрывать характер поведения в костюме определенного назначения, демонстрировать манеру держаться. Назначение одежды определяет характер изображения человека на эскизе, влияет на пластику фигуры. При этом отображаются самые характерные движения, позы, черты, показывающие одежду в движении, на которые она рассчитана. Так, эскиз повседневной одежды будет отличаться лаконизмом формы и цвета, четкими линиями, подчеркнутым ритмическим строем. В то время как эскиз сценического костюма будет наиболее эмоциональным, ярким, с характерной позировкой и динамикой движений фигуры, контрастностью форм костюма, декоративностью и остротой образов, своеобразной подачей.
По-иному будет изображаться нарядная одежда. Мягкие линии, сложная и изысканная цветовая гамма, определенная форма должны передавать особое настроение в эскизе.
Большое внимание в эскизе уделяется пластике фигуры. Необходимо, чтобы постановка фигуры обеспечивала наиболее правильное и полное прочтение конструктивного, силуэтного и утилитарного построения одежды, т.к. эскиз - это прежде всего проект костюма. Фигура человека на эскизе должна «демонстрировать» все качества проектируемой одежды: силуэт, степень объемности, удобство, художественные качества и т.д. Одежда на эскизе должна быть показана так, чтобы было понятно самое главное в костюме, наиболее интересное в композиционном решении - линии кроя, декор, материал, форма деталей, центр композиции.
Изображение костюма чаще всего дается в «анфас» или «3/4». Иногда изображение одежды может быть профильным, если наиболее интересные элементы располагаются сбоку или со спины, например, при показе вечерней одежды ~ такие элементы одежды, как рукава, застежки, карманы должны быть изображенными понятно и легко воспринимаемыми. При многофигурной композиции каждая из фигур располагается на листе так, чтобы не мешать показу одежды на других фигурах. В зависимости от степени объемности и ширины, одежда показывается либо в динамике, либо в статичной, спокойной позе.
Выбор того или иного вида изображения зависит от характера и степени условности изображаемой на эскизе одежды, от применяемых технических приемов, от композиционного решения эскиза. При любом характере изображения одежды основным условием организации листа является ясность, цельность композиционного решения.
Литература
№! n/n | Литература |
А. ОСНОВНАЯ | |
Балдано, И. Ц. Мода XX века: Энциклопедия / И. Ц. Балдано. - М.: «ОЛМА -ПРЕСС», 2002.-400 с.: ил. | |
Брун, В. История костюма от древности до нового времени / В. Брун, М. Тильке. - М.: ЭКСМО - ПРЕСС. - 2000. - 464 с.: ил. | |
Горина, Г. С. Моделирование формы одежды / Г. С. Горина. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 184 с. | |
Горбачева, Л. М. Костюм XX века: от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро /Л. М. Горбачева. -М.: Издательство «ГИТИС», 1996. - 120 с.: ил. | |
Дзеконьека - Козловска, А. Женская мода XX века / А. Дзеконьска - Коз ловска. - М.: Легкая индустрия, 1977. - 293 с. | |
Ермилова, В. В. Моделирование и художественное оформление одежды: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. - М.: Мастерство; Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. - 184 с.: ил. | |
Ермилова, Д. Ю. История домов моды: учеб. Пособие для высш. Учеб. ЗаведенийД. Ю. Ермилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с. | |
Козлова, Т. В. Основы моделирования и художественного оформления одежды / Т. В. Козлова. - М.: Легкая индустрия, 1979. - 167 с. | |
Козлова, Т. В. Художественное проектирование костюма / Т. В. Козлова. - М.: Легкая и пищевая промышленность. 1982. - 142 с. | |
Коршунова. Т. Т. Костюм в России ХУП - начала XX века. Из собрания государственного Эрмитажа / Т. Т. Коршунова. Л.: Художник РСФСР, 1979. -284 с.: ил. | |
Мерцалова, М. Н. История костюма/М. Н. Мерцалова. -М.: Искусство, 1972.-387 с. | |
Методические указания по оформлению дипломных и курсовых проектов для студентов технологических специальностей / ВГ'ГУ; сост. В. Е. Горба чик, К. Ф. Потапова. - Витебск, 2000. - 23 с. | |
Основы теории проектирования костюма: учебник для ВУЗов / под ред. Т. В. Козловой. - М.: Легпромбытиздат. 1988. - 352 с.: ил. | |
Орлова, Л. В. Азбука моды / Л. В. Орлова-М.: Просвещение, 1988 с.: ил. | |
Пармон, Ф. М, Композиция костюма: учебник для ВУЗов / Ф. М. Пармон. - М.: Легпромбытиздат, 1997. -318 с. | |
Пармон, Ф. М. Композиция костюма / Ф. М. Пармон. - М.: Легпромбытиздат, 1985. - 264 с. | |
Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ _____ | |
Зайцев, В. M. Такая изменчивая мода / В. М. Зайцев. - М.: Молодая гвардия,! 1983.-206 с | |
Зайцев, В. М, Этот многоликий мир моды / В. М. Зайцев. - М.: Советская Россия. 1982.-206 с. | |
Ильинский, М. М. Ее величество мода / М. М. Ильинский. - Смоленск: Русич. 1997.-416 е.: ил. | |
Коблякова, Е. Б. Основы конструирования одежды / Коблякова Е. Б - М.: Легкая индустрия, 1980. - 447 с. | |
Лаков. Н. А, Костюмы к танцам народов СССР /Н. А. Лаков, В. В. Соколовская. - М.: Искусство, 1964. - 128 слил. | |
Художники русского театра 1880 - 1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых - Ростовских / текст Дж. Э. Боулта. - М.: Искусство, 1991. - 304 с. | |
Шарль - Ру, Э. Непостижимая Шанель / Э. Шарль - Ру. - М.: Смоленск: изд. группа «Прогресс» - «Литера»: «Русич», 1996. - 496 с. | |
Шершнева, Л. П. Проектирование и производство женского платья / А, П. Шершнева. - М.: Легкая и пищевая промышленность. 1993. - 222 с. | |
Журналы VOGUE, L' OFFICIEL. COLLEZIONI - MOD A IN, Ателье, Индустрия моды. Модный магазин, Швейная промышленность, Техническая эстетика, Декоративное искусство и др. |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1.Общие требования к оформлению текстовых документов (в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации»)
Пояснительная записка может быть написана пастой одного цвета (черного или синего) или отпечатана на одной стороне листа формата А4 (210 х 297 мм) через 1,5 или 2,0 интервала.
Опечатки, описки допускается исправлять аккуратной подчисткой или закрашиванием белой краской.
Расстояние от края листа: слева - не менее 30 мм, справа - не менее 10 мм, сверху - не менее 15 мм, снизу - не менее 20 мм.
Титульный лист является первым листом записки (отчета) и оформляется в соответствии с Приложением Б.
Нумерация страниц записки начинается с титульного листа, но номера проставляются, начиная с 3-й страницы в правом верхнем углу без точки в конце. Рисунки, схемы, таблицы, чертежи, распечатки, расположенные на отдельных страницах записки, включают в общую нумерацию страниц.
После титульного листа помещается содержание пояснительной записки. Слово «содержание» пишется посередине листа с прописной буквы. В содержании последовательно перечисляют заголовки разделов, подразделов и приложений с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материал, разделов, подразделов. Текст основной части пояснительной записки делят на разделы, подразделы, пункты, подпункты. Разделы должны иметь порядковый номер в пределах всего отчета, например, 2.3 (третий подраздел второго раздела); 1.3.2 (второй пункт третьего подраздела первого раздела). Подпункт нумеруется следующим образом -1.3.2.1
Введение и заключение не нумеруются. Разделы следует начинать с новой страницы.
Наименования разделов и подразделов должны быть краткими. Их не подчеркивают, не выделяют другим цветом, после них не ставят точку, не допускается перенос слов.
Между заголовком и текстом необходимо оставлять расстояние (15 мм) - 3 интервала.
Расстояние между заголовками раздела и подраздела 10 мм (2 интервала).
В конце пояснительной записки приводится список использованных источников литературы и приложения (если они имеются).
Таблицы
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждого раздела. На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте, при ссылке следует писать (таблица 2.1). Таблицы и рисунки помещаются после первою упоминания о них в тексте, размещаются таким образом, чтобы их можно было читать без поворота пояснительной записки или с поворотом по часовой стрелке.
Например:
Таблица 1.1.- Показатели...
Наименование показателя | Единица измерения | …………………… | ||
………….. |
При переносе таблицы на следующую страницу, над ней помещаются слова «Продолжение таблицы 1.1».
Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
Таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями.
Иллюстрации
Чертежи, схемы, графики, фотографии и другие иллюстрации именуются рисунками и обозначаются словом «Рисунок 3.1» (так же при ссылке в тексте).
Иллюстрации могут иметь наименование. При необходимости рисунки снабжаются поясняющими данными (подрисуночным текстом), которые помещаются под ними. Слово «Рисунок» и наименование помещают ниже подрисуночной надписи. Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела.
Рисунки помещаются на отдельных страницах.
Приложение
Таблицы, иллюстрации, текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложения. Оно оформляется как продолжение пояснительной записки на последующих ее страницах, располагают их в порядке появления ссылок в тексте.
Приложения помещаются после списка литературы на отдельной странице, которая включается в общую нумерацию страниц, пишется прописными буквами слово «ПРИЛОЖЕНИЯ». За этой страницей потом размещаются приложения.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слово «ПРИЛОЖЕНИЕ А».
Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А. Если в проекте одно приложение, то оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А». Приложения должны иметь общую с остальной частью сквозную нумерацию страниц.
Список литературы
Список литературы должен содержать все использованные источники, которые следует располагать в порядке появления ссылок в тексте пояснительной записки. Ссылки на литературные источники даются с указанием порядкового номера по списку литературы, например, [3].
Список литературы помещается в конце пояснительной записки и включается в сквозную нумерацию страниц.
Сведения о книгах должны включать: фамилию и инициалы авторов, название книги, место издания, издательство, год издания и количество страниц (фамилия автора в именительном падеже).
Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию и инициалы авторов, заглавие статьи, наименование журнала, наименование серии, год выпуска, том, номер журнала, страницы, на которых помещена статья.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное) образец титульного листа курсового проекта
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ
Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»
Кафедра дизайна
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По композиции костюма
Тема: Проектирование коллекции одежды
Исполнитель: студ. гр. 4Шк-150 Иванова И.И. Консультант: ст. преп. Петров Ю.И.
Проект допущен к защите «_ »_____ 200 _ г.
Витебск 2012