КОМПОНЕНТЫЭКОСИСТЕМ.
1. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся
1) лоси, зубры
2) кроты, бурозубки
3) зайцы, косули
4) клесты, снегири
5) волки, лисицы
6) синицы, поползни
2. В соответствии с правилом экологической пирамиды
1) часть содержащейся в пище энергии используется на процессы жизнедеятельности организмов
2) часть энергии превращается в тепло и рассеивается
3) вся энергия пищи преобразуется в химическую
4) значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ
5) происходит колебание численности популяций
6) от звена к звену в цепи питания биомасса уменьшается
3. Какие животные в соответствии с особенностями своего питания могут выполнять в пищевых цепях биологическую роль консументов и первого, и второго порядков?
1) горный баран
2) полевая мышь
3) серая крыса
4) кабан
5) обыкновенный крот
6) бурый медведь
4. В экосистеме тайги первый трофический уровень в цепях питания составляют
1) ель, лиственница
2) копытень, кислица
3) шляпочные грибы, бактерии-сапротрофы
4) мхи, папоротники
5) личинки насекомых, дождевые черви
6) бактерии гниения
5. К продуцентам относят
1) плесневый гриб — мукор
2) северного оленя
3) можжевельник обыкновенный
4) землянику лесную
5) дрозда-рябинника
6) кукушкин лён
6. Выберите организмы - продуценты:
1) белка летяга
2) клевер ползучий
3) заяц беляк
4) железобактерии
5) коршун
6) ромашка аптечная
7. Какие организмы в экосистеме тайги относят к вторичным консументам?
1) лисиц
2) лосей
3) зубров
|
4) ядовитых змей
5) рысей
6) зайцев
8. Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса?
1) почвенные зелёные водоросли
2) гадюка обыкновенная
3) мох сфагнум
4) подрост сосны
5) тетерев
6) лесная мышь
9. Бактерии и грибы составляют в экосистеме группу редуцентов, так как они
1) превращают органические вещества организмов в минеральные
2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и энергии
3) имеют микроскопические размеры, не образуют тканей
4) используются животными как пища
5) образуют доступные растениям неорганические вещества, выделяя их в почву
6) многоклеточные эукариотические организмы
10. Выберите организмы, относящиеся к редуцентам.
1) бактерии гниения
2) грибы
3) клубеньковые бактерии
4) пресноводные рачки
5) бактерии-сапрофиты
6) майские жуки
11. Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличению численности
1) белок
2) лисиц
3) ласок
4) дроздов
5) паразитов
6) кротов
12. К каким последствиям может привести увеличение численности мышевидных грызунов,
питающихся семенами ели?
1) сокращаются запасы корма – семена ели
2) возрастает численность хищников
3) увеличивается численность семян ели
4) сокращается численность паразитов
5) сокращается численность хищников
6) возрастает численность паразитов
13. Какие организмы можно отнести к группе продуцентов?
|
1) зеленые растения
2) плесневые грибы
3) цианобактерии
4) растительноядные животные
5) красные водоросли
6) болезнетворные прокариоты
14. Какие организмы составляют первый трофический уровень в экосистеме озера?
1) жук-плавунец
2) ряска
3) окунь
4) водоросли
5) беззубка
6) камыш
15. В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,
1) являются продуцентами
2) обеспечивают смену экосистем
3) увеличивают запас кислорода в атмосфере
4) извлекают органические вещества из пищи
5) превращают органические остатки в минеральные соединения
6) выполняют роль консументов или редуцентов
16. Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии,
так как они
1) аккумулируют солнечную энергию
2) потребляют органические вещества
3) синтезируют органические вещества из неорганических
4) преобразуют органические вещества
5) освобождают заключенную в органических веществах энергию
6) разлагают органические остатки
17. Консументом леса является лисица обыкновенная, так как она
1) гетеротроф, хищник
2) поедает растительноядных животных
3) потребляет солнечную энергию
4) выполняет роль редуцента
5) регулирует численность особей в популяции мышей
6) накапливает в теле глюкозу
18. Установите соответствие между группой растений или животных и её ролью в экосистеме пруда.
А) прибрежная растительность 1) продуценты
Б) рыбы 2) консументы
В) личинки земноводных
Г) фитопланктон
Д) растения дна
Е) моллюски
19. Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе
|
А) включает растения, некоторые бактерии 1) продуценты
Б) поглощает готовые органические вещества 2) консументы
В) поглощает неорганические вещества
Г) включает животных
Д) аккумулирует солнечную энергию
Е) источник энергии — животная и растительная пища
20. Установите соответствие между характеристикой организмов, входящих в состав биогеоценоза, и их принадлежностью к функциональной группе.
А) синтезируют органические вещества из неорганических 1) продуценты
Б) используют готовые органические вещества 2) консументы
В) используют неорганические вещества почвы
Г) растительноядные и плотоядные животные
Д) аккумулируют солнечную энергию
Е) в качестве источника энергии используют животную и растительную пищу
21. Распределите роли участия в круговороте веществ и превращении энергии в экосистеме луга
А) аккумулируют солнечную энергии 1) консументы первого порядка
Б) потребляют органические вещества 2) продуценты
В) синтезируют органические вещества из неорганических
Г) преобразуют органические вещества
Д) освобождают заключенную в органических веществах энергию
Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ
22. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой.
А) являются первым звеном в цепи питания Б) синтезируют органические вещества из неорганических В) используют энергию солнечного света Г) питаются готовыми органическими веществами Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы Е) разлагают органические вещества до минеральных | 1) продуценты 2) редуценты |
23. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой.
А) клевер красный 1) продуценты
Б) хламидомонада 2) редуценты
В) бактерия гниения
Г) берёза
Д) ламинария
Е) нитрифицирующая бактерия
24. Установите соответствие между функциями компонентов биогеоценоза и компонентами.
А) производят органическое вещество Б) потребители органического вещества В) разлагают органические соединения Г) выполняют «санитарную» функцию | 1) продуценты 2) редуценты 3) консументы |
25. Установите соответствие между организмами и их функцией в экосистеме леса.
А) хвощи и папоротники 1) продуценты
Б) плесневые грибы 2) консументы
В) трутовики на живых деревьях 3) редуценты
Г) птицы
Д) берёзы и ели
Е) бактерии гниения
26. Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и
функциональными группами.
А) выделяют в атмосферу кислород Б) минерализуют органические вещества В) создают органические вещества из неорганических Г) восстанавливают нитраты до свободного азота Д) замыкают круговорот веществ Е) бывают 1-го, 2-го, 3-го порядков | 1) консументы 2) продуценты 3) редуценты |
27. Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной группой.
A) мхи, папоротники Б) беззубки и перловицы B) ели, лиственницы Г) плесневые грибы Д) гнилостные бактерии Е) амёбы и инфузории | 1) продуценты 2) консументы 3) редуценты |
28. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем.
A) сфагнум Б) аспергилл B) ламинария Г) сосна Д) пеницилл Е) гнилостные бактерии | 1) продуцент 2) редуцент |
29. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем.
A) соболь Б) ель B) пчела Г) клевер Д) осока Е) койот | 1) продуцент 2) консумент |
30. Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги.
А) кедровка Б) ястреб-тетеревятник В) обыкновенная лисица Г) благородный олень Д) заяц-русак Е) обыкновенный волк | 1) консумент 1 порядка 2) консумент 2 порядка |
31. Установите соответствие между организмами и функциональными группами биоценоза.
А) холерный вибрион Б) инфузория В) колониальный коралловый полип Г) паразитическое растение Д) бактерия гниения Е) плесневый гриб | 1) консументы 2) редуценты |
32. Установите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагаться организмы.
1) насекомые
2) растения
3) хищные птицы
4) насекомоядные птицы
33. Установите последовательность организмов в пищевой цепи пресного водоема.
1) караси
2) водоросли
3) чайки
4) окуни
34. Установите последовательность расположения организмов в пищевой цепи.
1) чайка
2) окунь
3) мальки рыб
4) водоросль
5) хищная птица
35. Установите последовательность организмов в пищевой цепи.
1) ящерица
2) растение
3) ястреб
4) насекомое
36. Установите последовательность организмов в цепи питания.
1) гусеница непарного шелкопряда
2) липа
3) обыкновенный скворец
4) ястреб перепелятник
5) жук пахучий красотел
37. Установите последовательность организмов в пищевой цепи агроценоза
1) полевка
2) пшеница
3) обыкновенный еж
4) лисица
38. Установите правильную последовательность организмов в пищевой цепи.
1) зёрна пшеницы
2) рыжая лисица
3) клоп вредная черепашка
4) степной орёл
5) обыкновенный перепел
39. Установите последовательность организмов в пищевой цепи.
1) лягушка
2) еж
3) голый слизень
4) капуста
40. Установите последовательность организмов в пищевой цепи.
1) лягушка
2) уж
3) бабочка
4) растения луга
41. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи.
1) инфузория-туфелька
2) сенная палочка
3) чайка
4) рыба
5) моллюск
6) ил
42. Расставьте в правильной последовательности организмы в соответствии с их местом
в цепи питания заливного луга.
1) уж
2) лягушка
3) клевер
4) ястреб
5) гусеница
43. Расставьте в правильной последовательности организмы в соответствии с их местом
в цепи питания Северного моря.
1) белый медведь
2) рыба
3) планктонная водоросль
4) циклоп
5) тюлень
44. Установите последовательность основных этапов круговорота веществ в экосистеме, начиная
с фотосинтеза.
1) разрушение и минерализация органических остатков
2) первичный синтез автотрофами органических веществ из неорганических
3) использование органических веществ консументами II порядка
4) использование энергии химических связей растительноядными животным
5) использование энергии химических связей консументами III порядка