ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Для студентов I КУРСА
Технических специальностей и направлений подготовки
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с ФГОС ВПО второго поколения в высших специальных учебных заведениях в качестве инвариантной дисциплины цикла ОГСЭ - «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
Контрольная работа ориентирована на достижение следующих целей:
· воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
|
Основу контрольной работы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта высшего образования базового уровня.
Содержание заданий для контрольной работы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
В процессе обучения студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже усвоить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми. Углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.
Содержательной основой контрольной работы по данному курсу является обобщение ранее приобретенных студентами знаний и умений по русскому языку, с более глубоким изучением общих вопросов русского языка, с разветвленной системой практической работы по применению лингвистических знаний к речевой деятельности студентов, к культуре их речи, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повышению уровня их грамотности.
Тема 1. Фонетика. Орфоэпические нормы. Фонетические ошибки.
В процессе обобщающего повторения фонетики и орфоэпии свои знания о соответствующих единицах языка фонетики, выявлять фонетические, орфоэпические ошибки и недочеты в специально подобранных текстах.
Тема 2. Синтаксис. Грамматические нормы (синтаксис). Синтаксические ошибки.
|
Особую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи и грамотной, с точки зрения грамматических норм.
Тема 3. Части речи. Грамматические нормы (морфология). Морфологические ошибки.
Повторяя морфологию обращаемся к типичным для данной профессии словоформам, в том числе терминологическим и к синтаксическим структурам, наиболее ориентированным на тексты по данной специальности.
Тема 4. Текст. Стили языка. Стилистические ошибки.
Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом в качестве дидактического материала используются текстов, профессионально значимых для студентов данного образовательного направления, привлечение профессионально и социально значимой тематики анализируемых текстов.
Тема 5. Лексика и фразеология. Лексические нормы. Лексические ошибки.
Повторяя лексику, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам. При анализе, например, лексики научного текста или официального документа важно не только выявить её в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.