Германская (немецкая, европейская, континентальная) модель корпоративного управления.




Тема 2. Модели корпоративного управления

 

Понятие «модель корпоративного управления».

2. Англо-американская модель корпоративного управления.

3. Континентальная (германская, немецкая, европейская) модель корпоративного управления.

4. Японская модель корпоративного управления.

5. Модель корпоративного управления, формирующаяся в Украине.

 

Понятие «модель корпоративного управления».

Модель корпоративного управления – это определенный набор органов управления АО.

В мире нет единой модели корпоративного управления. Сегодня корпоративный мир разделяется на конкурирующие модели корпоративного управления: модель «инсайдеров» и «аутсайдеров».

Инсайдерская модель – с концентрированной собственностью.

Аутсайдерская модель - с распыленной собственностью.

"Инсайдер" ("внутренний") – менеджер или работник), связанный с управлением корпорацией. "Аутсайдер" – это лицо, напрямую не связанное с корпорацией или с ее управлением.

 

В данный момент выделяют три модели корпоративного управления: англо-американскую (аутсайдерская модель), немецкую (европейскую, континентальную) и японскую (инсайдерская модель).

 

Два основных полюса - Германия и США. Немецкая модель - обеспечение безопасности гражданина от колыбели до могилы.

Американская модель - обеспечение возможности любому гражданину добиться личного богатства.

Обе модели доказали свою жизнеспособность. Каждая модель имеет свои особенности формирования состава акционеров, совета директоров и раскрытия информации о деятельности корпораций.

 

Англо-американская модель корпоративного управления.

Эта модель считается аутсайдерской, для нее характерно разделение функций владения и управления. Характеристика:

1) высокая степень распыленности акционерного капитала. Институциональным инвесторам (пенсионные фонды, инвестиционные и страховые компании) принадлежит около 60% акций национальных компаний. Остальные 40% - индивидуальные инвесторы. Огромное количество корпораций США не имеет в своих реестрах ни одного индивидуального или институционального акционера, чья доля составляла бы более 1% от совокупного капитала;

2) небольшой контрольный пакет акций, незначительна роль большинства акционеров в управлении компании; контрольный пакет мобилен (20% акций закреплены; 80 - мобильны и легко перемещаются);

3) законодательная база - самые жесткие правила по раскрытию информации.

4) в США акционеры не имеют права устанавливать размер дивидендов. Это решает Совет директоров. Акционеры имеют право участвовать в голосовании по поводу изменений положений устава, избирать и смещать директоров. В Великобритании, наоборот, вопрос о дивидендах выносится на голосование акционеров;

5) голосование по доверенности. Все зарегистрированные акционеры получают по почте полную информацию о деятельности компании, годовой отчет корпорации и бюллетень для голосования. Таким образом, все акционеры имеют возможность голосовать у себя дома.

6) нет феномена «ключевого банка». Компании обслуживаются у разных банков. Коммерческие банки предоставляют кредиты, инвестиционные банки могут выпускать акции корпораций, а консалтинговые фирмы предоставляют услуги;

7) развита инфраструктура фондового рынка, высокая эффективность и ликвидность фондового рынка. Мелкому акционеру проще принять решение о продаже своих акций, чем крупному, для которого продажа его пакета может привести к падению курсовой стоимости продаваемых акций;

8) высокая рискованность проектов;

9) высокий уровень рыночной капитализации компаний;

10) высокий процент банкротств (50% всех в мире), слияний и поглощений;

Стимулирует деятельность, направленную на рост прибыли в краткосрочном периоде.

Германская (немецкая, европейская, континентальная) модель корпоративного управления.

Модельсчитается инсайдерской, в которой функции управления и владение осуществляются одними субъектами (значительными акционерами). Характеристика:

1) значительный уровень концентрации акционерного капитала. Высокаядоля инсайдеров, институциональных инвесторов (банков и финансовых компаний, часто создаваемых банками. 70% - 80% банковского капитала);

2) индивидуальные инвесторы владеют примерно 20% акций, но их акции представляют собой сертификаты на предъявителя, которыми по поручению их владельцев управляют банки;

3) существует феномен «ключевого банка » - операции отдельных корпораций замыкаются на головной банк (Hausbank). Представители головного банка часто присутствуют в наблюдательном совете или возглавляют его. В ходе голосования головной банк опирается не только на принадлежащие ему акции, но и на те акции, которыми владеют контролируемые фирмы, а также акции, находящиеся на доверительном хранении у банка;

4) корпорации имеют средний уровень капитализации, прибыльность компаний ниже, чем у сопоставимых американских. Большой низколиквидный контрольный пакет акций; контрольный пакет редко меняет собственника, так как рынок ценных бумаг и сами акции низколиквидны. На рынке обращается всего около 20% акций;

5) практически не существует рынка "корпоративного контроля" - враждебных слияний и поглощений. Подавляющее большинство таких операций осуществляется путем "дружеских" слияний и приобретений;

6) банки стремятся формировать в акционерном секторе экономики систему, ориентированную скорее на банки, чем на рынок. В частности, банки склонны предлагать компаниям инвестиционные программы, в которых концепция безопасности капиталовложений преобладает над концепцией прибыльности. Иными словами, банк может помешать реализации прибыльных, но рискованных проектов;

7) ограниченное право при голосовании на общем собрании. Согласно уставу ограничивается количество голосов, которые имеет акционер. Т.о., количество акций, которыми он владеет, может не влиять на число голосов на общем собрании;

8) многолетней традицией немецкой экономики является ее социальная направленность, ориентация на активное сотрудничество различных социальных групп во имя повышения благосостояния государства в целом. Это, в частности, получило выражение в принципе "взаимообусловленностей ", который предоставляет группам, не являющимся акционерами данной компании, но зависящей от тех или иных ее решений, возможность участвовать в их принятии.
В немецких компаниях интересы индивидуальных акционеров часто проигрывают интересам прочих "соучастников" компании - ее корпоративным партнерам, корпоративным держателям акций, кредиторов, служащих, поставщиков, покупателей, общества в целом (в лице властей).

Т.о., немецкая модель характеризуется большей стабильностью, ниже уровень банкротств. Но капитализация и прибыльность компаний меньше. Также менее развит фондовый рынок.

 

Немецкая модель корпоративного управления существует в Германии, Австрии, Голландии, Скандинавских странах, некоторые ее аспекты используются во Франции и Бельгии.

 

Экономическое преимущество немецкой модели: акционеры нацелены на реализацию долгосрочной стратегии, добиваются высокой устойчивости корпораций и стабильности деловых связей.

Но есть и отрицательная сторона - излишняя боязнь риска, невозможность в случае необходимости принять быстрое решение о ликвидации или продаже неэффективного направления бизнеса, о сокращении штатов.

 

4. Японская модель корпоративного управления - относится к инсайдерскому типу. Характеристика:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: