Вопросы для устного опроса:
- Комплемент. Пути активации комплемента.
- Реакция гемолиза. Реакция радиального гемолиза.
- Реакция связывания комплемента: механизм.
- Реакция иммунофлюоресценции.
- Иммуноферментный анализ.
- Радиоиммунный анализ.
- Иммуноблоттинг.
Программа занятия:
1. Учесть результаты реакции гемолиза, поставленной по схеме:
Ингредиенты номера пробирок | |||||
Физиологический раствор | - | 0,5 | 0,5 | - | 1,0 |
Гемолитическая сыворотка в мл | 0,5 | 0,5 | - | 0,5 | - |
Суспензия эритроцитов барана (антиген) мл | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - | 0,5 |
Комплемент в разведении 1:10 мл | 0,5 | - | 0,5 | 0,5 | - |
Суспензия эритроцитов собаки мл | - | - | - | 0,5 | - |
Результаты реакции | Гемолиз | Нет | Нет | Нет | Нет |
2.Учесть результаты реакции связывания комплемента, поставленнойпо схеме:
Ингредиенты номера пробирок | ||||
Сыворотка больного, мл | 0,5 | - | - | |
Сыворотка здорового, мл | - | 0,5 | - | |
Антиген, мл | 0,5 | 0,5 | - | |
Комплемент, мл | 0,5 | 0,5 | - | |
Гемолитическая сыворотка, мл | Гемолитическая система | - | - | 1,5 |
Эритроциты барана, мл | - | - | 1,5 | |
Термостат 30 мин | ||||
Гемолитическая система, мл | 1,0 | 1,0 | - | |
Термостат 30 мин | ||||
Результат |
Литература:
1. Хаитов Р.М., Ярилин А.А., Пинегин Б.В. Иммунология: атлас. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 624 с.
2. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология: Учебник. М.: Медицина, 2002. 536 с.
3. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 320 с.
4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, А.В. Караулова. – М.: Практическая медицина, 2006. - 288с.
5. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.
6. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов
медицинских вузов / Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., испр. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.
7. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов. – М.: МИА, 2002. – 735 с.
8. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. Т. 1. 448 с.
Занятие 10
Кожно-аллергические пробы. Провокационные тесты.
Итоговое занятие № 2
Вопросы для устного опроса:
1. Бактериальные аллергены.
2. Кожно-аллергические пробы.
3. Провокационные тесты.
4. Список вопросов к итоговому занятию № 3.
Программа занятия:
Изучить иллюстрационный материал по теме занятия, составить схему.
Литература:
1. Хаитов Р.М., Ярилин А.А., Пинегин Б.В. Иммунология: атлас. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 624 с.
2. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология: Учебник. М.: Медицина, 2002. 536 с.
3. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 320 с.
4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, А.В. Караулова. – М.: Практическая медицина, 2006. - 288с.
5. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.
6. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов
медицинских вузов / Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., испр. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.
7. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов. – М.: МИА, 2002. – 735 с.
8. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. Т. 1. 448 с.
Список вопросов
К итоговому занятию № 2 по разделам
«Гиперчувствительность». «Диагностические реакции»
1. Гиперчувствительность как механизм иммунитета.
2. Гиперчувствительность немедленного типа.
3. Гиперчувствительность замедленного типа.
4. Иммунологическое обследование человека: оценка иммунного статуса, выявление антигенов, специфические реакции организма на антиген.
5. Реакции иммунитета: реакция агглютинации: ориентировочная, развернутая.
6. Реакция преципитации: механизм, виды.
7. Реакции, протекающие с нейтрализацией антигена: реакция нейтрализации in vivo, in vitro, реакция нейтрализации вирусов, реакция торможения гемагглютинации.
8. Реакции, протекающие с участием меченых антигенов и антител: РИФ, РИА, ИФА.
9. Иммуноблоттинг.
10. Реакция гемолиза: механизм, схема постановки, подготовка ингредиентов.
11. Комплемент. Пути активации комплемента.
12. Реакция связывания комплемента: механизм.
13. Кожно-аллергические пробы.
14. Провокационные тесты.
15. Бактериальные аллергены.
Занятие 11
Иммунодефициты
Вопросы для устного опроса:
- Классификация патологических процессов с участием иммунной системы.
- Первичные иммунодефициты: определение, виды.
- Нарушения В-звена: сцепленная с Х-хромосомой агаммаглобулинемия, селективный дефицит IgA, селективный дефицит субклассов IgG, гипер-IgM-синдром.
- Первичные иммунодефициты с дефектами Т-лимфоцитов: тяжелые комбинированные иммунодефициты, синдром Вискотта-Олдрича, атаксия-телеангиэктазия, синдром Ди Джорджи и др.
- Дефицит системы фагоцитов: хроническая гранулематозная болезнь, синдром Чедиака-Хигаси, дефицит молекул адгезии лейкоцитов и др.
- Дефекты системы комплемента.
- Этиологические факторы вторичных иммунодефицитов.
- Синдром хронической усталости.
- Синдром приобретенного иммунодефицита.
Программа занятия:
- Изучить схемы первичных иммунодефицитов, сделать обобщающую таблицу.
Дефициты гуморального иммунитета. Нарушения В-звена
Название иммунодефицита | Причины (нарушения) | Формы проявления |
Первичные иммунодефициты с дефектами Т-лимфоцитов
Название иммунодефицита | Причины (нарушения) | Формы проявления |
Дефицит системы фагоцитов
Название иммунодефицита | Причины (нарушения) | Формы проявления |
Дефекты системы комплемента
Название иммунодефицита | Причины (нарушения) | Формы проявления |
- Познакомиться с иллюстрационным материалом, зарисовать: строение ВИЧ, схему репродукции, динамику содержания Т-лимфоцитов в крови ВИЧ-инфицированных.
- Решение ситуационных задач.
Литература:
1. Хаитов Р.М., Ярилин А.А., Пинегин Б.В. Иммунология: атлас. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 624 с.
2. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология: Учебник. М.: Медицина, 2002. 536 с.
3. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 320 с.
4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, А.В. Караулова. – М.: Практическая медицина, 2006. - 288с.
5. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.
6. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов
медицинских вузов / Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., испр. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.
7. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов. – М.: МИА, 2002. – 735 с.
8. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. Т. 1. 448 с.
Занятие 12
Аутоиммунные болезни
Вопросы для устного опроса:
- Общая характеристика аутоиммунных болезней.
- Ревматоидный артрит: патогенез, клиника.
- Псориаз: патогенез, клиника.
- Красный плоский лишай: патогенез, клиника.
- Буллезные аутоиммунные дерматозы: патогенез, клиника.
- Системная красная волчанка: патогенез, клиника.
- Склеродермия: патогенез, клиника.
- Дерматомиозит, полимиозит: патогенез, клиника.
- Синдром Шегрена: патогенез, клиника.
- Васкулиты: патогенез, клиника.
Программа занятия:
- Познакомиться с иллюстрационным материалом по теме занятия.
- Зарисовать схемы патогенеза заболеваний.
- Решение ситуационных задач.
Литература:
1. Хаитов Р.М., Ярилин А.А., Пинегин Б.В. Иммунология: атлас. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 624 с.
2. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология: Учебник. М.: Медицина, 2002. 536 с.
3. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 320 с.
4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, А.В. Караулова. – М.: Практическая медицина, 2006. - 288с.
5. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.
6. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов
медицинских вузов / Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., испр. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.
7. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов. – М.: МИА, 2002. – 735 с.
8. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. Т. 1. 448 с.
Занятие 13