Занятие 1
Иммунология – предмет, задачи, методы, основные понятия.
История развития иммунологии. Органы иммунной системы
Вопросы для устного опроса:
- Иммунология – предмет, задачи, методы, основные понятия (иммунитет, иммунная система).
- Основные этапы развития иммунологии.
- Иммунный ответ: общая схема.
- Иммунитет. Виды иммунитета.
- Факторы врожденного и приобретенного иммунитета.
- Иммунная система: центральные и периферические органы иммунитета.
Программа занятия:
1. Сделать конспект по вопросам занятия.
2. Изучить иллюстрационные материалы, начертить схемы и зарисовать рисунки в рабочую тетрадь.
3. Изучить схемы строения тимуса, селезенки, лимфоузла, пейеровой бляшки, зарисовать.
4. Зарисовать схему «Развитие клеток иммунной системы».
5. Сделать схему «Факторы врожденного и приобретенного иммунитета».
Литература:
1. Хаитов Р.М., Ярилин А.А., Пинегин Б.В. Иммунология: атлас. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 624 с.
2. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология: Учебник. М.: Медицина, 2002. 536 с.
3. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 320 с.
4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, А.В. Караулова. – М.: Практическая медицина, 2006. - 288с.
5. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.
6. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов
медицинских вузов / Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., испр. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.
|
7. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов. – М.: МИА, 2002. – 735 с.
8. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. Т. 1. 448 с.
Занятие 2
Антигены, их свойства. Факторы и механизмы врожденного иммунитета
Вопросы для устного опроса:
1. Основные свойства и строение антигенов.
- Антигены бактерий.
- Антигены вирусов.
- Суперантигены.
- Антигены организма человека (антигенные маркеры клеток человека, антигены главного комплекса гистосовместимости, резус-антигены, антигены групп крови).
- Факторы и механизмы врожденного иммунитета:
- понятие доиммунной защиты, факторы;
- комплемент: понятие, пути активации;
- рецепторы распознавания чужого;
- рецепторы макрофагов;
- фагоцитоз: понятие, механизм;
- опсонины и опсонизация;
- Эндогенные антимикробные пептиды;
- Белки теплового шока;
- Цитокины;
- Интерфероны типа I;
- NK-клетки;
- Нейтрофилы, базофилы, эозинофилы.
Программа занятия:
- Изучить схему расположения антигенов бактерий, зарисовать.
- Изучить схему расположения антигенов вирусов, зарисовать.
- Изучить иллюстративный материал «Антигены организма человека», зарисовать.
- Изучить схему фагоцитоза, зарисовать.
- Изучить схемы путей активации комплемента, зарисовать.
- Зарисовать схему рецепторов макрофагов.
Литература:
1. Хаитов Р.М., Ярилин А.А., Пинегин Б.В. Иммунология: атлас. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 624 с.
2. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология: Учебник. М.: Медицина, 2002. 536 с.
3. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 320 с.
|
4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, А.В. Караулова. – М.: Практическая медицина, 2006. - 288с.
5. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.
6. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов
медицинских вузов / Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., испр. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.
7. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов. – М.: МИА, 2002. – 735 с.
8. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. Т. 1. 448 с.
Занятие 3
Факторы и механизмы приобретенного иммунитета.
Антитела и антигенсвязывающие рецепторы лимфоцитов
Вопросы для устного опроса:
1. Факторы и механизмы приобретенного иммунитета.
2. Антитела (иммуноглобулины): понятие; полные и неполные, нормальные, моноклональные антитела, абзимы; характеристики антител (аффинность, авидность, валентность).
3. Структура иммуноглобулинов.
4. Классы иммуноглобулинов, их свойства.
5. Рецепторы антигенреактивных лейкоцитов (TCR, BCR, FcR).
6. Антителозависимые механизмы защиты.
7. Гены иммуноглобулинов (гены вариабельных и константных доменов, переключение классов иммуноглобулинов).
Программа занятия:
1. Изучить иллюстративный материал по теме занятия, зарисовать.
2. Изучить иллюстративный материал «Факторы и механизмы приобретенного иммунитета», зарисовать.
|
Литература:
1. Хаитов Р.М., Ярилин А.А., Пинегин Б.В. Иммунология: атлас. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 624 с.
2. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология: Учебник. М.: Медицина, 2002. 536 с.
3. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 320 с.
4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, А.В. Караулова. – М.: Практическая медицина, 2006. - 288с.
5. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.
6. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов
медицинских вузов / Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., испр. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.
7. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов. – М.: МИА, 2002. – 735 с.
8. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. Т. 1. 448 с.
Занятие 4