Как уже отмечалось, образ и отношение к ребенку, сложившиеся у родителей, предшествуют развитию собственного образа. "Я" и отношения к себе у ребенка. Свой образ и отношение родители транслируют ребенку либо в прямой словесной форме, либо в косвенной форме – в форме такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества ребенка. Они делают это либо сознательно, с воспитательными целями, либо неосознанно. Параметры того, что именно в образе ребенка является объектом внушения, зависят от многих факторов: от принятых в обществе социокультурных эталонов, образцов, норм, от "имплицитной теории личности" ребенка, имеющейся у родителей, от их намерений и планов в его адрес, от их собственных мотивов и потребностей. Анализ жалоб и проблем, с которыми родители обращаются в Консультативный центр психологической помощи семье, показывает, что важнейшими чертами, выделяемыми родителями в ребенке и одновременно являющимися объектом их внушающего воздействия, являются: 1) волевые качества ребенка, его способность к самоорганизации и целеустремленности, 2) дисциплинированность, которая в родительской интерпретации часто превращается в послушание, подвластность ребенка родительскому авторитету, 3) моральные качества – доброта, правдивость, 4) интересы, прежде всего интерес к учебе, 5) способности – "ум", память. Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными (ребенку внушается, что он ответствен, добр, умен, способен), так и отрицательными (груб, неумен, неспособен). О неблагоприятном влиянии последних внушений на развитие самосознания ребенка писал в свое время А.И.Герцен, комментируя высказывание Ж.П.Рихтера: "Названия – страшная вещь. Ж.П.Рихтер говорит с чрезвычайной верностью: если дитя солжет, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он лгун. Вы разрушаете его нравственное доверие к себе, определяя его как лгуна" [32, 186]. С этим высказыванием А.И.Герцена перекликаются клинические исследования взаимоотношений в неблагополучных семьях. Р.Лэйнг, анализируя отношение родителей и детей в таких семьях, ввел понятие "мистификация" – внушение родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются, во что верят [195]. Одна из форм мистификации – приписывание, которое, в свою очередь, подразделяется на приписывание ребенку "слабости" (например, болезненности, неспособности самому искать выход в трудных ситуациях) и "плохости" (низости, аморальности). Другая форма мистификации – инвалидация – принудительное обесценивание точек зрения ребенка, его планов, намерений, интересов.
|
Анализ сочинений "Мой ребенок", написанных родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, дает множество примеров разнообразных приписываний и инвалидаций. Ниже мы приводим некоторые примеры, при этом мы подобрали преимущественно те высказывания, которые можно квалифицировать как приписывания и инвалидацию и без знания того, каков ребенок на самом деле (он явно не таков, каким выставляют его родители).
Приписывание слабости: "Патологическое отсутствие силы воли", "... феноменально невнимательна", "Страшная привязчивость, на грани надоедливости", "Эта ужасающая медлительность, все время приходится подгонять", "... абсолютно не выносит физической боли", "... не умеет драться, защитить себя, отстоять свои интересы, проявляет нервозность или бьется головой", "Мальчик слабовольный, подвержен влиянию друзей", "... свои поступки не может и не умеет контролировать", "... не может и не умеет бороться с трудностями, не понимает ответственности в вопросе учебы", "Боюсь, что работать, укладываться в какой-то план он не сможет", "Кирюша нашел для себя выход в том, чтобы сменить класс (это же от слабости)... я его бесконечно жалею", "Соревнование вызывает у него почти стресс из-за желания победить во что бы то ни стало, проиграв, плачет навзрыд, бьет себя кулачками по голове; бьется головой об пол, обсыпает себе лицо песком".
|
Приписывание "плохости": "В последнее время он все чаще заявляет, что учиться ему, конечно же, не за чем, а жить можно на средства, вырученные от продажи бутылок" (о ребенке восьми лет), "Ко всему относится пренебрежительно, все вокруг пустяк", "Склонна требовать безотлагательного выполнения своих требований", "Когда Игорь приходит с гулянья, вид у него такой, что мне кажется, что все мамы показывают на него пальцами и говорят, что с такими детьми играть нельзя".
Инвалидация: "Он считает, что имеет право распоряжаться своими вещами" (о мальчике 15 лет), "Он еще слишком мал, чтобы спорить с родителями" (о мальчике 14 лет), "Иногда он много говорит о том, чего не представляет себе, и вследствие этого я часто его обрываю", "Я проверяю каждый его шаг, выслушиваю кучу жалоб и начинаю ему внушать правильные идеи", "Единственная мечта его в будущем – джинсы (импортные), магнитофон (японский), мотоцикл и все в таком роде", "Целыми днями копается в своих марках, что он в них нашел хорошего?", "Игра в фантики, возня с различными предметами, найденными на стройке, преобладают над чувством долга, над интересом к чему-нибудь, более полезному для развития" (о ребенке восьми лет).
|
Для "контраста" приведем высказывания родителей, во многом также имеющие характер приписываний, но с позитивным знаком. Родители подчеркивают самостоятельность, волевые и нравственные качества, способности и независимость ребенка, вызывающие у них уважение: "С ней можно поговорить абсолютно обо всем, она все понимает" (матери 34 года, девочке – 9 лет), "Она женственна, во всех проявлениях", "Правдива, прямолинейна, развито чувство товарищества", "Не идет на поводу чьего-либо мнения" (о девочке девяти лет), "Блестящая память, информация лежит под спудом и в нужный момент она всплывает всегда к месту и в связи с предметом разговора", "Для своих 14 лет он очень сильный и крепкий... в поездке в Крым на велосипедах делал все на уровне с отцом", "У него сочетается страсть к военным атрибутам и игре в войну с тонким восприятием и любовью к природе".
Конечно, негативные высказывания родителей о своих детях, по крайней мере частично, могут иметь под собой реальную "почву" в поведении или чертах характера ребенка, однако транслированные в его самосознание в виде "называния вещей своими именами", родительских "приговоров" эти родительские мнения и оценки начинают определять самосознание ребенка изнутри. Ребенок либо соглашается с этим мнением (сознательно или неосознанно), либо начинает против него борьбу.
Косвенные внушения родителей касаются прежде всего самооценки или, более широко, отношения к себе у ребенка. Родительское поведение, рассмотренное в этом аспекте, квалифицируется в рамках оси "принятие-отвержение" [224; 217; 157]. Принимающее, т.е. внимательное, любовное, уважительное, поведение родителей с ребенком результирует в самоприятие ребенка, отвергающее (неприязненное, пренебрегающее, неуважительное) поведение приводит к неприятию им самого себя, переживанию своей малоценности и ненужности. Ч.Харрис рассматривает этот процесс как формирование установок, характерных не только отношением к себе, но и одновременно отношением к другому. Соответственно условия воспитания (как и собственная активность ребенка) приводят к формированию в его самосознании одной из четырех установок: я хорош (I am О.К.) – ты хорош (You are О.К.), я хорош – ты плох (You are not О.К.), я плох – ты плох, я плох – ты хорош [177]. В этой классификации присутствует верная мысль о том, что уже изначальное формирование самоотношения предполагает диалогизм – отношение к другому и строение самоотношения не может быть понято без этого отношения к другому.
Явные, вербальные, внушающие воздействия могут противоречить косвенным воздействиям. Так, родитель может утверждать, что ребенок ему дорог и он его ценит, но своим поведением демонстрировать обратное. В таком случае возникает ситуация, названная "двойной связью" [151], имеющая негативные следствия для позитивного самосознания ребенка.
Представители школы Пало Альто, подробно описавшие феномены "двойной связи", предполагают, что общение ребенка с матерью в детстве, если оно построено по принципу "двойной связи", способствует возникновению психических нарушений вплоть до шизофренических расстройств.