Маркетинговая деятельность российских предприятий.1




Опыт подготовки специалистов в области маркетинга, накопленный в Российской экономической академии им. Г. В. Плехано­ва за последние годы, убеждает в том, что речь идет не о приспособлении их к дейст­вующим на предприятиях традиционным "дорыночным" структурным подразделени­ям, а о выполнении принципиально новой системной функции хозяйствующего субъ­екта по его взаимодействию с рынком.

Необходимо поэтому правильно оце­нить реальные процессы становления мар­кетинговой деятельности, особенности и специфику рыночных условий в России, выявить конкретные требования к будущим специалистам-маркетологам, которые при­званы реализовать на практике качественно новый уровень работы предприятий.

В академии им. Г. В. Плехано­ва на протяжении не­скольких лет ведутся исследования в этом направлении по специально разработанным программам.

В 1993 - 1994 гг. были проведены обследо­вания, охватившие 113 предприятий преиму­щественно в европейской части России из сферы промышленности, финансов, торгов­ли, услуг.

Результаты позволяют утверждать, что в "образе мышления" предприятий произо­шел определенный сдвиг, вызванный пони­манием того, что получение прибыли зави­сит не только от хорошо налаженного про­изводства, но и от знания рынка, выпуска товаров в соответствии с требованиями и нуждами потребителей. Такой точки зрения придерживаются 73% опрошенных. Если в 1993 г. в специалистах по маркетингу нуж­дались 66% обследованных предприятий, то в 1994 г. эта цифра возросла до 87%.

Опрос показал, что в настоящее время из-за отсутствия специалистов выполнение функций маркетинга в значительной мере сосредоточено непосредственно на уровне высшего руководства предприятия (40%). Их осуществляют также работники отделов сбы­та, плановых, производственных отделов и даже отделов научно-технической информа­ции. В то же время если по результатам 1993 г. специализированные службы марке­тинга имелись только на 20% обследованных предприятий, то в 1994 г. - уже на 42%.

По итогам обследования определен круг наиболее важных (по оценке руководителей и специалистов предприятий) маркетинго­вых работ. Их ранжированный перечень вы­глядит следующим образом:

• оценка емкости и доли рынка;

• сбор, обработка и анализ рыночной информации;

• определение требований потребителей;

• разработка рекламных кампаний;

• формирование имиджа предприятия;

• сегментирование рынка;

• оценка конкурентоспособности товаров;

• выбор рыночных партнеров;

• формирование каналов распределения;

• ценовое стимулирование;

• составление конъюнктурных обзоров;

• стимулирование продаж;

• разработка новых товаров;

• организация связей с общественностью.

Показательно, что половина опрошенных предприятий уже сейчас пытается оценивать свои маркетинговые возможности, свыше 70% пробуют проводить сегментацию рынка, 40% используют рыночную информацию для совершенствования товарного ассортимента, 30% - для выбора каналов распределения и сбыта своей продукции.

Наиболее эффективным средством активного продвижения товаров предприятия считают рекламу и персональные продажи (70%). В содействии сбыту продукции они в значительной мере ориентируются на работу собственного торгового персонала (58%). Осознается необходимость формирования положительного имиджа, создания популярной торговой марки и т. д.

Вместе с тем обследование показало, что предприятия пока еще ориентированы в основном на работу с традиционными для них товарами (55%), уделяя гораздо меньше внимания разработке принципиально новых и модифицированных изделий. При формировании цен слабо используются гибкие, сти­мулирующие цены, ценовые линии. Пре­имущество отдается экстенсивной форме распределения товаров. Недостаточно при­меняются стратегии выхода на новые рынки.
3. Требования к подготовке специалистов.

Проведенные обследования Российской экономической академии им. Г. В. Плехано­ва позволили предоставить достаточно полную картину требований практики к выпускникам-маркетологам. Сконструирована комплексная модель такой вузовской "продукции", которая учи­тывает функциональную полезность специа­листа, его личные качества, расширенный круг знаний (с ранжированием всех выяв­ленных требований по каждому кругу пока­зателей).

Предприятия прежде всего видят в вы­пускнике специалиста, способного реализо­вать на практике конкретные процедуры и технологии маркетинговой деятельности, например, исследовать и сегментировать ры­нок, провести рекламную кампанию, оце­нить и выбрать каналы распределения, раз­работать идею новой продукции.

Наряду с этим большое значение прида­ется требованиям к личным качествам спе­циалиста. Учитывая особенности функций маркетинга на предприятии, речь идет о коммуникабельности маркетолога, его ана­литических способностях, умении прини­мать нестандартные решения, навыках дело­вого общения, широте интересов, умении работать в команде, объективности само­оценки.

Наконец, специалист в области марке­тинга должен знать основы современного менеджмента, социологии, психологии, пра­ва, финансов, иностранные языки, владеть компьютерной техникой.
4. Маркетикс – морально-этические аспекты деятельности менеджеров.1

Известно, что рыночные сделки соверша­ются иногда с использованием сомнитель­ных средств, в частности подкупа должно­стных лиц. В этой связи возникает вопрос о морально-этических аспектах деятельно­сти менеджеров - маркетиксе (маркетинг плюс этика).

Значение его для подготовки россий­ских менеджеров тем более велико, что многие воспринимают рынок как символ вседозволенности и свободы от каких-либо нравственных ограничителей. Нередко ино­странные партнеры жалуются на то, что ни одной существенной проблемы нельзя ре­шить без соответствующего подношения. Наряду с внутренними причинами подоб­ных явлений, вызванными неупорядочен­ным становлением рынка, отмечают также "импорт" коррупционных методов ведения дел, поскольку в условиях политической нестабильности и экономических неурядиц рисковать в России нередко готов лишь спекулятивный, а то и просто мафиозный капитал с привычными для него методами работы.

Природу современной коррупции как глобального явления объясняют по-разно­му. Если попытаться систематизировать различные трактовки, можно отметить сле­дующие:

• ссылки на природу человека;

• ссылки на несовершенство законов;

•связывание коррупции с растущей армией чиновничества, бюрократизацией общественной жизни;

• причины, лежащие в самом бизнесе, организационное усложнение предприни­мательства, увеличение роли посредников, приход в предпринимательство большого числа людей, не обладающих элементарной рыночной культурой и способных лишь "делать" деньги, а не зарабатывать их;

• изменение стандартов законных тре­бований к методам хозяйственной деятель­ности. Каждая из отмеченных причин, ви­димо, имеет свой резон, и в зависимости от конкретных обстоятельств та или иная из них выдвигается на первый план

Можно выделить несколько уровней борьбы с коррупцией в национальных рам­ках и международных отношениях.

Наивным выглядит тезис, что рынок может сам преодолеть коррупцию. Несосто­ятельны, на наш взгляд, и такие рецепты, как повышение окладов чиновникам. Вы­зывает также сомнение точка зрения, что когда люди будут свободными собственниками, чиновнику станет нечем торговать. В мировой практике переходят к выработке норм цивилизованных взаимоотношений рынка и власти.

· Считается, что условия, порождающие коррупцию, существенно сужаются путем узаконивания системы передачи интересов бизнеса в представительные органы и правительственный аппарат.

· В числе средств борьбы с экономической коррупцией – более четкое определение прав бизнеса, а также гарантий его защиты.

· Важную роль играет национальное законодательство.

· Наряду с законодательной деятельностью ведется работа по линии добровольных ограничений со стороны самого бизнеса в виде кодексов фирм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: