Дисциплина «Психогенетика» в ООП специалитета по направлению «Психология» является частью базового модуля (ОПД.Ф.7) цикла общепрофессиональных дисциплин, трудоемкостью 60 учебных часов для студентов IV курса 8 семестра дневного отделения. На лекциях и лабораторно-практических занятиях используются схемы, таблицы, слайды, видеозаписи. На практических занятиях проводится защита рефератов, доклады, решение клинических задач, дискуссии. По тематике курса планируется организация производственной практики студентов в медицинских учреждениях.
Межпредментые связи
Теоретический и практический материал курса разработан на основе интеграции учебного материала таких дисциплин, как анатомия и физиология ЦНС, общая и возрастная психология, дифференциальная психология, генетика, психодиагностика, психопатология, неврология.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.1. Тематический план по дисциплине «Психогенетика» (очная форма обучения).
Разделы | Темы | Содержание | Всего часов по теме | Лекции | Лабораторно практические занятия | Самостоятельная работа |
Раздел I. Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных. | Тема 1. Место психогенетики в системе психологических знаний | Определение психогенетики в западной и российской литературах. Ее предмет и проблемы связанные с его изучением (наследственность и среда). Современные концепции индивидуальности и подходы к ее исследованию. | ||||
Тема 2. Психогенетические исследования индивидуальности человека. | Представления современной генетики о механизмах наследственности. Основные понятия: гены и их виды (аллельные и неаллейные), хромосомы, генотип, фенотип, клеточные процессы, мутации. | |||||
Раздел II. Результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза | Тема 3. Методы психогенетики и их разрешающая способность. | Методы психогенетики и причины их ограниченности. Анализ четырех методов: популяционный, генеалогический, приемных детей и близнецов. | ||||
Разделы | Темы | Содержание | Всего часов по теме | Лекции | Лабораторно практические занятия | Самостоятельная работа |
Тема 4. Изменчивость признаков в гендивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза | Интеллектуальные нарушения в детском возрасте. Генетика умственной отсталости, сенсорных нарушений, нарушения опорно-двигательного аппарата. | |||||
Итого (в часах): |
|
2.2. Тематический план по дисциплине «Психогенетика» (заочная форма обучения).
Разделы | Темы | Содержание | Всего часов по теме | Лекции | Лабораторно практические занятия | Самостоятельная работа |
Раздел I. Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных. | Тема 1. Место психогенетики в системе психологических знаний | Определение психогенетики в западной и российской литературах. Ее предмет и проблемы связанные с его изучением (наследственность и среда). Современные концепции индивидуальности и подходы к ее исследованию. | ||||
Тема 2. Психогенетические исследования индивидуальности человека. | Представления современной генетики о механизмах наследственности. Основные понятия: гены и их виды (аллельные и неаллейные), хромосомы, генотип, фенотип, клеточные процессы, мутации. | |||||
Раздел II. Результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза | Тема 1. Методы психогенетики и их разрешающая способность | Методы психогенетики и причины их ограниченности. Анализ четырех методов: популяционный, генеалогический, приемных детей и близнецов. | ||||
Разделы | Темы | Содержание | Всего часов по теме | Лекции | Лабораторно практические занятия | Самостоятельная работа |
Тема 4. Изменчивость признаков в гендивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза | Интеллектуальные нарушения в детском возрасте. Генетика умственной отсталости, сенсорных нарушений, нарушения опорно-двигательного аппарата. | |||||
Итого (в часах): |
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Настоящая программа состоит из двух частей: в первой представлены сведения предмете, задачах, принципах, категориях дифференциальной психологии и генетики; о современных механизмах наследственности; о первых научных представлениях о различии людей; о первых научных исследованиях генетических различий; о концепциях индивидуальности и подходах к ее исследованию.
|
Во второй части речь идет о изменчивости признаков в индивидуальном развитии и формах дизонтогенеза; о формах интеллектуальных нарушений; о хромосомных болезнях; о методах психогенетики и их сферах применения; об экспериментальных исследованиях наследственных и средовых детерминант с помощью современных методов психогенетики (популяционного, генеалогического, близнецового и.т.д.);
Содержание разделов