ИГРЫИ ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
На первом этапе ребёнок использует вспомогательные средства и символы звука. 1. Выдели звук
"Наковальня" ("Кузница", "Ложкари", "Барабанщики") Для выделения звонких звуков
используется металлический молоток (палочка, ложка, другой предмет), а для глухих
согласных - деревянный. Дети стучат соответствующим молотком по ходу
проговаривания звуков, слогов слов, фраз, показа картинок, чтения текста,
стихотворения.
"Украсим ёлочку"
На ёлку-фланелеграф прикрепляются "ёлочные игрушки" (символы звуков), если произнесён заданный звук в названии этой игрушки. "Следопыт"
Найти на сюжетной картинке предметы на заданный звук, назвать их и отметить фишкой. "Поприветствуй звук"
Подними флажок и помаши им, если услышишь заданный звук. «
"Сломанный телевизор "
У телевизора пропал звук. По губам нужно определить произнесённый звук и показать символ звука. "Хлопочки"
Детям предлагается отхлопывать каждый услышанный заданный звук. "Топотушки"
Топнуть каждый раз. когда услышишь заданный звук. "Шифровальщик "
Дети рисуют рядом с картинкой символ заданного звука, который есть в слове. "Сигнальщик"
Дети показывают соответствующий заданному звуку сигнач ("звуковые сигналы"). "Комарики "
Дети "становятся" комарами и произносят звук 3, если услышат его в слове. "Паутина "
Соедини линиями все картинки, в названии которых есть заданный звук. "Вертолина "
На нескольких кругах, соединённых в центре, наклеены картинки на разные звуки. Поворачивая круги, совмещают их по радиусу так, чтобы картинки, в названиях которых есть заданный звук, оказались в ряд от центра. "Подарки "
|
Нужно выбрать в подарок картинку (игрушку, натуральный предмет), в названии которой есть заданный звук. "Что лишнее?"
Среди картинок (предметов, игрушек, рисунков) нужно выбрать те, в названии которых нет заданного звука и назвать (убрать, зачеркнуть, прикрыть) их. "Карнавал насекомых "
На карнавач приходят те насекомые, в названии которых есть заданные звуки. Первыми на танец приглашаются насекомые со звуком [К] в названии (дети манипулируют с игрушками - насекомыми). "Звуковые кружочки "
а) поднять тот графический символ гласного звука, который обозначает произносимый логопедом звук;
б) поднять тот графический символ гласного звука, который обозначает беззвучно артикулируемый логопедом звук;
в) произнести гласный звук, соответствующий данному графическому символу звука;
г) составить из графических символов гласных звуков схему звукокомплекса типа:
- как кричат заблудившиеся в лесу: АУ;
- как звали ослика в сказке про Вини - Пуха: Иа;
- как плачет ребёнок: УА.
"Песенки звуков"
Дети слушают сказку о том, как звуки «ходили» друг к другу в гости и пели песенки,
здороваясь друг с другом. Первым здоровался звук - гость, затем - хозяин (положить
рядом с одним графическим символом гласного звука второй).
Например: звук [А] пришёл в гости к звуку [И], Получилась песенка: - АИ.
"Нарисуй звук"
Рядом с картинкой, изображающей лицо при произнесении гласного звука, нужно
нарисовать соответствующий графический символ гласного звука.
|
"Измени слово"
Детям предлагается изменить предложенное слово путём замены одного гласного звука
другим, который обозначен графическим символом.
Например: в слове бык заменить звук [Ы] на звук [А], который был обозначен большим
красным крутом (БАК).
"Подбери слово"
Показать символ гласного звука. Дети придумывают с этим звуком слово.
"Звуковая линейка"
На звуковую линейку нужно положить графический символ заданного звука, определив
его место в слове (начало, середина, конец).
"Волшебные слова "
На карточке нарисована картинка и два графических символа гласных звуков. Первый
зачёркнут. Дети должны заменить в слове гласный звук на тот, который обозначен рядом
(дуб - зуб).
Определи место звука в слове
Ребёнку предъявляется и называется предмет или его изображение (силуэт, картинка, рисунок, контур) и предлагается указать место заданного звука в слове (начало середина, конец) словами или отметить на звуковой линейке для определения места звука в слове фишкой (символом звука). Звуковые линейки могут быть разные:
- Полоска, разделённая на три части разного цвета, обозначающие части слова (начало, середина, конец). Дети кладут фишку на начало, середину или конец полоски.
- Три полоски, на которых изображено по три предмета, два из которых одинаковые, а третий - другой. Он обозначает заданный звук в определённой части слова. Ребёнок показывает нужную полоску после называния слова.
Например, игра "Петушки". На полосках нарисованы по две ёлочки и по одному петуху на разных частях полосок. Дети определяют место звука [ К] в словах: куры, цыплёнок, утка и показывают соответствующую полоску.
|
- На схематичном изображении слова___________отметить место звука в слове соответствующей фишкой.
- Верёвка с тремя узлами, завязанными в её начале, середине, конце. Нужно положить фишку на часть верёвки, соответствующую месту звука в слове.
3. Сосчитай заданные звуки.
Можно загибать пальцы, откладывать предметы или фишки, рисовать предметы или
значки, обозначающие заданный звук.
"Счетовод "
Ребёнок откладывает на счётах столько косточек, сколько услышал заданных звуков.
"Бантики "
Завяжи столько бантиков, сколько заданных звуков ты услышал.
"Звуковог^ сундучок"
Достань из сундучка столько символов звука, сколько заданных звуков ты услышан. "Аквариум "
Помести в аквариум столько рыбок, сколько заданных звуков я произнесла. "Кляксы"
Капни краской столько раз, сколько заданных звуков ты услышал. "Ромашка "
Оторви у ромашки столько лепестков, сколько заданных звуков я назвала. "Цифры и звуки "
Покажи такую цифру, которая соответствует количеству произнесённых заданных звуков. "Ёжик"
Нарисуй ёжику столько иголок, сколько звуков [И] ты услышал. "Городим забор для звука ГИ1 "
У домика, в котором "живёт" звук [И], выкладывать столько палочек (кирпичиков,
полосок), сколько было произнесено звуков [И]. „ «
"Собираем пирамидку "
Надень на пирамидку столько колец, сколько заданных звуков ты услышал. "Снегопад"
Нарисуй столько снежинок, сколько звуков [Ж] я произнесла. "Строим башню" Построить башню из стольких кубиков, сколько заданных звуков было услышано.
4. Сосчитай количество звуков (в звукосочетании, слоге, слове)
"Звуки на ладошке"
Согнуть (разогнуть) столько пальцев; надеть на пальцы столько колпачков (напалечников,
игрушек из пальчикового театра); коснуться большим пальцем указательного столько раз,
сколько звуков в слове услышал.
"Звуковые дорожки "
Нарисовать столько символов звука (точек, значков, геометрических фигур); положить
столько предметов, сколько звуков в слове услышал.
"Раскрась "
Раскрасить столько предметов (мячей, шаров, геометрических фигур и т.п.), сколько
звуков было услышано в слове.
"Звуковая линейка"
На раздвижной звуковой линейке открой столько окошечек, сколько звуков услышал в
слове.
"Зажги в доме свет "
Аналогично раздвижной звуковой линейке - "открыть" окна в доме.
"Секретное послание "
Постучать по столу столько раз, сколько звуков в слоге, слове.
"Построй мост "
Положи столько "брёвен" (палочки), сколько звуков в слове. Чей мост длиннее?
"Гвоздика" Сколько звуков в слове, столько лепестков в гвоздике.
"Дождик"
Сколько звуков в слове, столько капель дождя упало из тучки (нарисовать)