Определи место звука в слове




ИГРЫИ ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ

ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

На первом этапе ребёнок использует вспомогательные средства и символы звука. 1. Выдели звук

"Наковальня" ("Кузница", "Ложкари", "Барабанщики") Для выделения звонких звуков
используется металлический молоток (палочка, ложка, другой предмет), а для глухих
согласных - деревянный. Дети стучат соответствующим молотком по ходу
проговаривания звуков, слогов слов, фраз, показа картинок, чтения текста,
стихотворения.
"Украсим ёлочку"

На ёлку-фланелеграф прикрепляются "ёлочные игрушки" (символы звуков), если произнесён заданный звук в названии этой игрушки. "Следопыт"

Найти на сюжетной картинке предметы на заданный звук, назвать их и отметить фишкой. "Поприветствуй звук"

Подними флажок и помаши им, если услышишь заданный звук. «
"Сломанный телевизор "

У телевизора пропал звук. По губам нужно определить произнесённый звук и показать символ звука. "Хлопочки"

Детям предлагается отхлопывать каждый услышанный заданный звук. "Топотушки"

Топнуть каждый раз. когда услышишь заданный звук. "Шифровальщик "

Дети рисуют рядом с картинкой символ заданного звука, который есть в слове. "Сигнальщик"

Дети показывают соответствующий заданному звуку сигнач ("звуковые сигналы"). "Комарики "

Дети "становятся" комарами и произносят звук 3, если услышат его в слове. "Паутина "

Соедини линиями все картинки, в названии которых есть заданный звук. "Вертолина "

На нескольких кругах, соединённых в центре, наклеены картинки на разные звуки. Поворачивая круги, совмещают их по радиусу так, чтобы картинки, в названиях которых есть заданный звук, оказались в ряд от центра. "Подарки "

Нужно выбрать в подарок картинку (игрушку, натуральный предмет), в названии которой есть заданный звук. "Что лишнее?"

Среди картинок (предметов, игрушек, рисунков) нужно выбрать те, в названии которых нет заданного звука и назвать (убрать, зачеркнуть, прикрыть) их. "Карнавал насекомых "

На карнавач приходят те насекомые, в названии которых есть заданные звуки. Первыми на танец приглашаются насекомые со звуком [К] в названии (дети манипулируют с игрушками - насекомыми). "Звуковые кружочки "

а) поднять тот графический символ гласного звука, который обозначает произносимый логопедом звук;

б) поднять тот графический символ гласного звука, который обозначает беззвучно артикулируемый логопедом звук;

в) произнести гласный звук, соответствующий данному графическому символу звука;

г) составить из графических символов гласных звуков схему звукокомплекса типа:

- как кричат заблудившиеся в лесу: АУ;

- как звали ослика в сказке про Вини - Пуха: Иа;

- как плачет ребёнок: УА.

"Песенки звуков"

Дети слушают сказку о том, как звуки «ходили» друг к другу в гости и пели песенки,

здороваясь друг с другом. Первым здоровался звук - гость, затем - хозяин (положить

рядом с одним графическим символом гласного звука второй).

Например: звук [А] пришёл в гости к звуку [И], Получилась песенка: - АИ.

"Нарисуй звук"

Рядом с картинкой, изображающей лицо при произнесении гласного звука, нужно

нарисовать соответствующий графический символ гласного звука.

"Измени слово"

Детям предлагается изменить предложенное слово путём замены одного гласного звука

другим, который обозначен графическим символом.

Например: в слове бык заменить звук [Ы] на звук [А], который был обозначен большим

красным крутом (БАК).

"Подбери слово"

Показать символ гласного звука. Дети придумывают с этим звуком слово.

"Звуковая линейка"

На звуковую линейку нужно положить графический символ заданного звука, определив

его место в слове (начало, середина, конец).

"Волшебные слова "

На карточке нарисована картинка и два графических символа гласных звуков. Первый

зачёркнут. Дети должны заменить в слове гласный звук на тот, который обозначен рядом

(дуб - зуб).

Определи место звука в слове

Ребёнку предъявляется и называется предмет или его изображение (силуэт, картинка, рисунок, контур) и предлагается указать место заданного звука в слове (начало середина, конец) словами или отметить на звуковой линейке для определения места звука в слове фишкой (символом звука). Звуковые линейки могут быть разные:

- Полоска, разделённая на три части разного цвета, обозначающие части слова (начало, середина, конец). Дети кладут фишку на начало, середину или конец полоски.

- Три полоски, на которых изображено по три предмета, два из которых одинаковые, а третий - другой. Он обозначает заданный звук в определённой части слова. Ребёнок показывает нужную полоску после называния слова.

Например, игра "Петушки". На полосках нарисованы по две ёлочки и по одному петуху на разных частях полосок. Дети определяют место звука [ К] в словах: куры, цыплёнок, утка и показывают соответствующую полоску.

- На схематичном изображении слова___________отметить место звука в слове соответствующей фишкой.

- Верёвка с тремя узлами, завязанными в её начале, середине, конце. Нужно положить фишку на часть верёвки, соответствующую месту звука в слове.

3. Сосчитай заданные звуки.

Можно загибать пальцы, откладывать предметы или фишки, рисовать предметы или

значки, обозначающие заданный звук.

 

 

"Счетовод "

Ребёнок откладывает на счётах столько косточек, сколько услышал заданных звуков.

"Бантики "

Завяжи столько бантиков, сколько заданных звуков ты услышал.

"Звуковог^ сундучок"

Достань из сундучка столько символов звука, сколько заданных звуков ты услышан. "Аквариум "

Помести в аквариум столько рыбок, сколько заданных звуков я произнесла. "Кляксы"

Капни краской столько раз, сколько заданных звуков ты услышал. "Ромашка "

Оторви у ромашки столько лепестков, сколько заданных звуков я назвала. "Цифры и звуки "

Покажи такую цифру, которая соответствует количеству произнесённых заданных звуков. "Ёжик"

Нарисуй ёжику столько иголок, сколько звуков [И] ты услышал. "Городим забор для звука ГИ1 "

У домика, в котором "живёт" звук [И], выкладывать столько палочек (кирпичиков,
полосок), сколько было произнесено звуков [И]. „ «
"Собираем пирамидку "

Надень на пирамидку столько колец, сколько заданных звуков ты услышал. "Снегопад"

Нарисуй столько снежинок, сколько звуков [Ж] я произнесла. "Строим башню" Построить башню из стольких кубиков, сколько заданных звуков было услышано.

4. Сосчитай количество звуковзвукосочетании, слоге, слове)

"Звуки на ладошке"

Согнуть (разогнуть) столько пальцев; надеть на пальцы столько колпачков (напалечников,

игрушек из пальчикового театра); коснуться большим пальцем указательного столько раз,

сколько звуков в слове услышал.

"Звуковые дорожки "

Нарисовать столько символов звука (точек, значков, геометрических фигур); положить

столько предметов, сколько звуков в слове услышал.

"Раскрась "

Раскрасить столько предметов (мячей, шаров, геометрических фигур и т.п.), сколько

звуков было услышано в слове.

"Звуковая линейка"

На раздвижной звуковой линейке открой столько окошечек, сколько звуков услышал в

слове.

"Зажги в доме свет "

Аналогично раздвижной звуковой линейке - "открыть" окна в доме.

"Секретное послание "

Постучать по столу столько раз, сколько звуков в слоге, слове.

"Построй мост "

Положи столько "брёвен" (палочки), сколько звуков в слове. Чей мост длиннее?

"Гвоздика" Сколько звуков в слове, столько лепестков в гвоздике.

"Дождик"

Сколько звуков в слове, столько капель дождя упало из тучки (нарисовать)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: